Второе путешествие во Дворец с Mikha

Москва, 14 августа

                                                 Второе путешествие во Дворец или Мера всему и климату тож

 

            В четверг, 14-ого числа августа месяца Дворец и вообще территория были закрыты для посещения туристами. На площадях и в залах пустынно. И тут магия места так сгущается, что со страхом ждешь: вдруг из-за поворота в сопровождении слуг появится государь или государыня. Кто-то зычно рявкнет: «На колени, смерды», и придется пасть, чего давно уж, кроме как для паркетов, не делал. Похоже, духи места не любят толпы и суеты, а в тишине ищут общения с немногочисленными путниками, внушая им страх и уважение. Тоже и хорошо (Боже политкорректный, прости меня грешного), что не стремятся регулярно по залам мимо жадные до впечатлений иностранные в основном экскурсанты, ведомые заносчивыми экскурсоводами, по повадкам ну никак не меньше, чем жены альбо подруги кого-то из ЦК или Президиума (или их теперешних аналогов). И это не паранойя бывшего советского, а реакция на то, как прошлый раз такая дама шуганула реставратора, зазевавшегося на секунду с фотоаппаратом на пути экскурсии. Ведь вроде бы дворцовый экскурсовод – это просто работа, а не группа крови.

 

            Попытки покопаться в истории и информации пока свидетельствуют, что сколько-нибудь заметного числа диссертаций и современных исследований по Дворцу нет (?), не может быть, чтобы никому интересно не было, может просто не пускали, режим соблюдали, примус починяли? Во всяком случае, в этот раз хотелось больше общаться не с людьми и духами, а с памятниками материальной культуры. Тут мне и повезло. Фотографии в тексте расставлять не решаюсь, их можно посмотреть в фотоальбоме вне текста до его прочтения, после или вместо. Пойдемте же по покоям царской семьи от артефакта к артефакту.

 

            Во втором путешествии во Дворец обращаю внимание на то, чего не заметил в первый раз. Это не торчит на виду, не бликует золотом и перламутром на щедром августовском московском солнце, прорывающемся через переплеты старинных окон. Относящееся к этой теме скромно располагается почти в каждом большом и малом залах за створками приоткрытых дверей, в стенных проемах. Тема эта, обозначенная в подзаголовке, мера всему и климату тоже. Для музейных помещений давление, температура и влажность воздуха – важные условия сохранения в веках образцов и предметов искусства и материалов отделки интерьера. И в этот наш приход во Дворец, случайно наткнувшись на одного из свидетелей и измерителей здешнего климата, я уже целенаправленно искал другие приборы.

 

            Возможно, их здесь собрали как свидетельства старины уже в наше время, а может они появились в покоях царской семьи как подарки от современников по разным поводам. Вот, например, старинный ртутный термометр от Ф.Швальбе, Москва, который рекомендует себя как «физико-механикъ и оптикъ двора Его Императорского Величества». Таким образом, к знакомым нам именам поставщиков двора в дополнение к ювелирам К.Фаберже, И.Хлебникову и П.Сазикову, имевшим право рядом с фирменным клеймом проставлять двуглавого орла, добавляется имя поставщика приборов. Термометров его работы несколько, они ртутные и градуированы в единицах Цельсия со шкалами -10° - +40°С, -20° - +50°С. Большинство остальных термометров градуированы по шкале Реомюра.

 

            Например, строгая полоска со шкалой и надписью «Трындинъ. Реомюръ» и обозначениями у соответствующих делений: «Жар крови», «Тепло», «Замерзание» и, наконец, «Вели(кий) Моро(з)». «Жар крови» - звучит странновато на современный слух. Однако вспомним: «Иль поехать лучше к Яру, разогреть шампанским кровь», «кровь кипит», «замерзает кровь в жилах». Эти реалии языка, сохранившиеся до нашего времени, заставляют думать, что предки связывали ощущение температуры с разогревом или охлаждением крови в жилах. Вполне правдоподобная гипотеза. Ее подтверждает тако же «Барометръ. Нейгебауэръ». Слева ртутный термометр по Реомюру, надписи «жар крови», «тепло», «замерзание», а на барометре «В(етренно): Сушъ», «Х(орошая) погода», «Ясно», «Переменно», «Дождь», «В(етренно): Дождь», «Буря».

 

            Барометры старенькие - анероиды, когда к запаянной коробочке с воздухом еще XIX-ого столетия прикреплена игла, которая смещается при перемене давления. Барометр цел и исправно показывает 749 мм ртутного столба. Через дверной проем неподалеку советский скромненький термометр – на деревянной планке молочное стекло с гравированной шкалой от -10 до 50°С. Термометр уже спиртовой с подкрашенным красным столбиком в стеклянной трубочке. И еще, от знакомого уже мастера «Механикъ А.Нейгебауэръ, Москва» роскошный по оформлению барометр, отделан в технике Буль с инкрустацией перламутром, прелесть что за прибор, да еще и давление показывает правильное, те же 749 мм рт.ст. Завершает импровизированную коллекцию термометр ртутный французской работы, без имени мастера, но в дереве с бронзовыми накладками и надписями: TRES CHAUD (горячо), TRES FROID (холодно), сверху и снизу соответственно.

 

            Недаром, ох, недаром у Владимира Ивановича Даля сказано: «На глаз, так около, а смеришь, так вернее». И еще: «Когда смерил, так и поверил». Какой же музей без измерительных приборов. Вот только гигрометр (измеритель влажности) не встретился. Подождем-с.


Готов к критике!
Тэги: Россия ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
Dik Dik аватар
Dik Dik (Пт, 15.08.2008 - 13:47)
Очень интересно, спасибо. На самом деле восприятие того или иного места очень сильно связано с личностью того, кто тебе это представляет, с экскурсоводом. Бывало, так место не интересное, а укскурсовод так преподнесет, что аж дух зазватывает. Правда бывает и наоборот. Я лично тоже питаю страсть к барометрам, сам не знаю почему. Повесил у себя в комнате барометр, совмещенный с термометром. Зачем и сам объяснить не могу - пусть будет! Но, конечно это новодел, а не такие красавцы как у Вас во дворце. :-)
Pretty аватар
Pretty (Пт, 15.08.2008 - 14:05)
Да, Дик-Дик, я тоже замечала, что из одно места выходишь под большим впечатлением, подкреплённым рассказами экскурсовода, а иногда он рассказывает, а пусто. Потому что ему самом не интересно и опять же пусто. Тремометры, барометры отличные) :P Mikha, как же хорошо побродить по таким местам в покое и тишине.
Кристи аватар
Кристи (Пт, 15.08.2008 - 15:19)
«Жар крови», «Тепло», «Замерзание» и, наконец, «Вели(кий) Моро(з)». Интересная градация. Познавательная статья. :-)
ace-alex аватар
ace-alex (Втр, 19.08.2008 - 07:56)
К вопросу о "крови" Мне бы сани быстры, Да запрячь коней Я бы взрезал искрой Скатерти полей Пусть в лицо мне ветер, Снег из-под копыт, Мир так нем и светел В жилах кровь кипит, Сердце часто бьётся Поспешаю я - Ждёт и не дождётся Милая моя Ждёт, часы считает, В белу даль глядит День тихонько тает Тройка где-то мчит Подлечу я к дому, Звякну бубенцом И взбегу знакомо На её крыльцо Выйдет пава-птица, Русая коса Звонко серебрится На щеке слеза С нежностью я гляну В девичье лицо, Из ларца достану С камешком кольцо ...Розовеет вечер, Стынет средь ветвей, Я скажу ей:"Вечно Будешь ты моей. Женимся и оба Долго будем жить И тебя до гроба Буду я любить" И под небесами Счастлив буду с ней... Мне бы только сани Да запрячь коней. Стихотворение Алексея Измоденова
Irma аватар
Irma (Ср, 20.08.2008 - 14:56)
:-) смотрела фото...на боку почему-то....папараццки снимали? :wink: Хороший рассказ, жизненный...сколько раз мы эту тему с друзьями обсуждали- если сидит бабища унылая или свирепая в музее, то и посетитель постарается проскочить это зал поскорее.. помню, мы с мужем молодоженами, будучи в Эрмитаже, попали в зал Родена...восхищенные, замерли... нас грубо прервала смотритель- ходют тут, пялятся на срамоту... так и от экскурсовода у всех такая же зависимость- прирасти душой к красоте или уйти с глаз ненавидящего свою работу человека... Спасибо, как всегда, очень интересно! :hmm: :hmm:
Фил аватар
Фил (Сб, 10.01.2009 - 12:55)
Чудо как хорошо рассказано!
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...