Путешествие по Франции. Нормандия, Бретань, Луара, Париж. (Часть 4 из 4)

Нормандия, Бретань, Луара, Париж., апрель-май 2008
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ СТАТЬИ Путешествие по Франции. Нормандия, Бретань, Луара, Париж. Путешествие подходило к концу, и нам не хотелось проводить оставшиеся на его донышке дни в суетливой гонке за достопримечательностями. Мы решили просто покататься по цветущей долине Луары: полюбоваться пейзажами, посмотреть на то, как проводят свои выходные сельские жители, попить вина. Ведь вокруг было столько красоты, нерукотворной и сотворенной человеческими руками… Кроме того, мы еще не рассмотрели сам Тур. Несмотря на обилие туристов, город показался нам южным, чуть-чуть ленивым и неспешным (по крайней мере, старая его часть). Голуби Тура воркуют на три счета, как в Крыму. Впрочем, они почему-то и в северном Руане так воркуют. А вот в Париже – нет. И еще: как Руан – с живописью, так Тур ассоциируется с музыкой. В сущности, старых Тура – два: один, восточный, – это квартал собора св. Гатиана (cathédrale Saint-Gatien), другой – квартал Châteauneuf . Первый вырос на галло-римских развалинах, а второй, на западе, появился в средние века вокруг базилики св. Мартина (basilique Saint-Martin). В 14 веке они слились. Кафедральный собор св. Гатиана (он был первым епископом Тура и одним из шести, которые, во главе со св. Дионисием, в 3 веке начали проповедовать христианство Галлии) строили с конца 12 по 16 век. Впервые церковь на этом месте была построена в 4 веке епископом Тура Лидорием, а в 6 - перестроена св. Григорием Турским. До 14 века собор носил имя св. Маврикия, и приход до сих пор называется его именем. Уже в 1862 г. собор св. Гатиана признали “историческим памятником”. Свет придает собору колдовское очарование; заходящее солнце расцвечивает волшебными красками его готическую розу, и внутри собора, в мягком и теплом свете ее лучей, медленно тают колонны и своды. А ночью, благодаря подсветке, собор кажется почти прозрачным, голубовато-хрустальным. Базилику св. Мартина в неовизантийском стиле строили с 1886 по 1924 гг. Ее решили возвести после того, как в 1860 г. обнаружили при раскопках в квартале гробницу св. Мартина. Первая капелла над гробницей была построена в 5 веке - преемником св. Мартина епископом Тура Брикцием. В 9 веке церковь была сожжена норманнами, в 11 построена заново. В 12 - 15 веках коллегиальную церковь Св. Мартина (Collégiale Saint-Martin) достраивали и перестраивали; вокруг нее, собственно, и возник второй город Тур. Церковь процветала благодаря паломникам: и тем, кто пришел гробу св. Мартина, и тем, кто отправлялся дальше, в Сантьяго де Кампостела. Революция устроила в церкви конюшни, после чего своды ее рухнули, и в самом начале 19 века, при застройке квартала, полуразвалины просто-напросто снесли. Однако от Collégiale Saint-Martin остались северная и южная башни трансепта - tour Charlemagne (башня Карла Великого) и tour de l’horloge (часовая). Башни старой церкви стоит напротив новой, напоминая о прошедшем величии. Побродив по Туру, мы сели в машину и поехали куда глаза глядят. Куда бы они ни глядели, везде было чудесно: замки, деревни, церкви, поля, леса, речушки (см. фотографии, но это лишь малая часть всего великолепия). А под вечер мы увидели, метрах в пятидесяти от машины, выбежавшего на дорогу оленя! Еще в этот день мы подвергли испытанию французское ресторанное гостеприимство. А именно, попросили в придорожном трактире омлет на обед. “Придорожный трактир” – это я так, для красного словца. Нет, это действительно был отель и ресторан, стоявший у довольно оживленной дороги, но очень, что называется, “хорошего тона”. В зале с камином обедали за тремя-четырьмя столиками почтенные постояльцы: папа с дочкой, солидная пожилая пара и кто-то еще. В меню были указаны немногочисленные, но очень респектабельные блюда. Мне показалось, что их не только долго готовить, но и будет непросто съесть. Хотелось же побыстрее, так как голод ждет очень долго, но потом нападает из-за угла. “А ты попроси у нее омлет,” – коварно сказал муж. “Да ты что! – испугалась я. – Уже все обедают давно, и в меню его нет.” Но потом все-таки попросила. Хозяйка и бровью не повела, ответив: “Да, я думаю, мой муж сможет приготовить вам омлет”. Я тоже так подумала - что уж наверное сможет, если уж он готовит все эти замысловатые fillet и не помню что там еще. Возрадовавшись, мы стали ждать омлет. Когда его принесли, он был великолепен. Это повседневное блюдо парижских кафе стало в сковородке ее супруга просто деликатесом. Вот только принесли его минут через двадцать, а то и полчаса… Потому что заказы выполняются в том же порядке, что и поступают - а за остальными столиками они уже были сделаны (это мы, к сожалению, потом поняли). В общем, все правильно. Повар, судя по всему, один на кухне. И он не может одной рукой рыбу переворачивать, а другой яйца взбивать – здесь так не принято, абы как готовить. В конце путешествия муж решил воспользоваться правом, дарованным водителю французским законом. А именно, выпил за рулем. Мы вообще-то и раньше знали, что во Франции это не запрещено, но он как-то не решался. Из скромности, что ли… Вроде дома никогда, а тут вдруг? Но услышав во второй раз, что можно, причем немало - в пересчете на сухое вино два полных бокала - решился. Правда, для первого опыта ограничился несколькими глотками. Было очень жарко, и в деревеньке Chezelet мы остановились у первой попавшейся таблички “Vente vin” (а попадались они на каждом шагу). Дедушка-винодел дал нам попробовать много разного вина, и все оно было замечательное. Мы с ним долго разговаривали о том о сем: почему многие русские женщины выходят замуж за иностранцев (ну как ему понять, он же в нашей деревне не бывал…) и каких автомобилей больше в Москве. Услышав, что корейских и японских, он с досадой поморщился. Но узнав, что мы не только тут на Peugeot, но и у себя дома предпочитаем именно эту марку, с городостью заявил: «Да, это – очень управляемая машина». Последний день автомобильного путешествия был крайне незамысловат – надо было доехать до Парижа и сдать машину. Потом, впрочем, оказалось, что маршрут состоял из двух частей. Первая – доехать – была как раз простая, даже занудная. А вот вторая – сдать – даже чересчур увлекательная. Мы возвращались через Орлеан, и я надеялась, что мы сможет там остановиться хотя бы на часик. Было 8 мая – годовщина снятия осады Орлеана войсками под предводительством Жанны д’Арк, последний день ежегодной праздничной декады, отмечающей это событие. Празднества, Fêtes de Jeanne d’Arc, которые на протяжении десяти дней организует, видимо, не только город, но и государство, носят очень масштабный характер. Здесь и музыкальные концерты, и театрализованные представления, и спортивные состязания, и средневековая ярмарка... От остановки в Орлеане пришлось отказаться, так как мы уже два часа как должны были сдать машину в Париже. Но это было не самое страшное – мы позвонили и предупредили. Самым неприятным оказалось то, что муж вспомнил про часы работы пункта Sixt в Берси, где предстояло сдать авто – а пункт этот был отнюдь не круглосуточным. Город я запомнила следующим образом: с моста, по которому мы проехали очень быстро, открылся вид на речку с островком посередине, на котором я отчетливо разглядела стадо белых гусей. Фоном для этого деревенского пейзажа служил громадный готический собор с двумя круглыми башнями. До Парижа мы остановились только однажды – в мотеле на трассе, чтобы выпить кофе. У стойки, тихо беседуя, сидели дальнобойщики. По бару совершенно свободно разгуливал, иногда порыкивая, огромный, черный, бойцовской породы пес – а другой дремал, лежа под дверью в уборную. Вероятно, на всякий случай кто-то из работников бара держал при себе друзей. Боже мой, до чего же французы любят собак! Въехав в Париж, мы попали в район Porte de Choisi. Буквально первым зданием, которое я разглядела, была Église Notre Dame de Chine (церковь Китайской Божьей Матери – по-русски звучит как ругательство :). Колеся по кварталу в поисках заправки, мы проехали мимо нее раза три. После деревни, на наш взгляд, в городе было всего слишком много – домов, машин, людей. Мы очень торопились, но все вокруг, а особенно велосипедисты и мотоциклисты торопились еще сильнее. Мне все время казалось, что вот этот мотоцикл снесет зеркало с моей стороны, а вон тот велосипедист попадет под наши колеса. Нарушая правила дорожного движения (но только вместе со всеми), мы доехали до несуществующей в сознании парижан, как и в навигационной системе (!), rue de Bercy, а еще минут через 15 – 20 нашли на ней нужный номер. Это – и пожалуйста, не смейтесь - оказалось очень большое здание по соседству с Gare de Lyon. Пешком мы оказались еще беззащитнее перед лицом города. Правда, муж после утомительного переезда и оставшись без руля, сразу же допил кальвадос, отчего приободрился. Две недели в деревне изменили наши представления – так как же должен чувствовать себя человек, впервые приехавший в большой город? (И сразу попавший на вокзал.) Правда, уже через несколько минут досада и растерянность исчезли. Ведь мы сидели на берегу Сены, и до Нотр-Дама было рукой подать… О Париже я писать не буду. Ограничусь цитатой из Мишеля Монтеня (не полной, как, впрочем, и та, которая высечена на постаменте памятника ему перед зданием Сорбонны на Rue des Ecoles): “Париж завладел моим сердцем с самого детства; … это cлава Франции и одно из благороднейших украшений мира”. КОНЕЦ
Тэги: Франция ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
миссис Борман аватар
миссис Борман (Ср, 15.10.2008 - 16:40)
Коллекция горгулий, золотая Турень, ночной вид на Сену - очень красиво! Очень интересное повествование, а главное полезное! А сколько дней длилось ваше путешествие?
bonzodog аватар
bonzodog (Ср, 15.10.2008 - 16:44)
16 дней кажется, 14 на машине и 2 дня в конце в Париже уже пешком В первой части здесь же на сайте есть краткое описание технических подробностей :)
Mikha аватар
Mikha (Ср, 15.10.2008 - 17:05)
Редкая коллекция сведений по французской провинции, прекрасный баланс рационального и эмоционального (ну прям не женская рука), масса сведений в дополнение к увиденному-услышанному. Весь 4-частёвый текст прочитал, услышал и увидел даже как комментарий к документальному фильму. Обширные данные по истории и быту Франции выдают людей заинтересованных, что по сути объясняет выбор ими именно этого места и маршрута путешествия. И хорошие и очень естественные, в основном не открыточные фото. Браво и спасибо.
bonzodog аватар
bonzodog (Ср, 15.10.2008 - 17:27)
И Вам спасибо за похвалу. На самом деле рука по большей части как раз женская, просто в прошлом с образованием Истфака. Моя рука тут в основном по части фото и руля авто :) Путешествие вышло в самом деле интересным, хотя многое пришлось восстанавливать по памяти и с помощью Интернета - после просмотра фото выяснилось, что массу вещей мы забыли зафиксировать, так как ездили в несколько эйфоричном состоянии от увиденного.
Vnika аватар
Vnika (Чт, 16.10.2008 - 16:48)
Уже после прочтения первой части подмывало спросить: bonzodog, вы кто? Потому что в первой части рассказ иногда шел от первого лица женского рода. А комментирует, вроде мужчина :-) Спасибо вашему дуэту. Красивый содержательный рассказ и прекрасные фотографии.
bonzodog аватар
bonzodog (Чт, 16.10.2008 - 17:03)
:m1005:
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...