Шапур Первый

Иерусалим, ноябрь 2008
Околдованные и завороженные магическим магнетизмом Храма Гроба Господня мы пробирались сквозь лабиринт лавочек арабского квартала к выходу из Старого Города. Но богу богово, а уже метров через сто моя жена зацепилась за какую-то лавочку с пестрыми арабскими платками и мне тоже пришлось стать на вынужденный пит-стоп поблизости напротив лавки с дежурным набором туристических сувениров. Магнитики, кресты из оливкового дерева, медные семисвечники и тому подобное. Сначала меня развлекло то, что основной набор товаров явно иудейского толка, что и немудрено в таком месте, но квартал то арабский и продавец араб. И главное никаких противоречий. А потом я заметил в самом углу прилавка небольшую тарелочку со старыми монетами и как нумизмат с более чем тридцатилетним стажем тут же прибрал эту тарелочку к рукам и стал рассматривать её содержимое. Видимо хозяин лавки для того, чтобы наполнить эту тарелку остриг свадебное платье своей тещи. Почти все монеты в ней были серебрянные, но с пробитыми дырками или припаянными колечками. Такое варварство значительно уменьшает стоимость монет редких, и сводит практически к нулю нумизматическую стоимость монет обычных. Здесь явно наблюдался второй случай. Особо меня позабавило большое колличество наших царских двадцатикопеечных монет. А что серебро хорошее, орел красивый, монета толстенькая, ну чем не украшение для паранджи. Но вот ближе ко дну тарелки мне попалась Палестинская монетка двадцатых годов прошлого века, не серебрянная, зато и без дырочки. Отложил. Забавный сувенир. А вот и какая-то странная серебрянная. Тоже без дырочек и колечек. Явно старая. Серебрянная. Хорошо сохранилась. С одной стороны профиль какого-то мужика в короне и с дредами, с другой стороны двое таких же то ли прикуривают от вечного огня, то ли охраняют его. Тоже отложил. Разбудил дремающего в углу продавца и начался арабский торг. Предмет торга был понятен. Определились с валютой. Я сказал, что платить если буду, то шекелями. Продавец сказал, что у меня орлиный взгляд, раз я углядел такие редкие и дорогие монеты и попросил за них 150 шекелей (5 шекелей = 1 евро). Я усомнился в том, что он вообще помнил об этой тарелочке с монетами, и это похоже на правду, и в компенсацию за то, что я его разбудил предложил ему 10 шекелей. Так как жена не спешила выходить из платков и у меня было время и мы развернулись по полной. В процессе торговли мы обсудили наших детей и ситуацию на Ближнем Востоке, финансовый кризис и общее падение нравов, я два раза уходил, он делал вид, что опять засыпает, но видя, что я реально ухожу догонял и мы возвращались к торгу. Короче минут через 10 я отдал продавцу 60 шекелей и мы довольные собой и друг другом наконец-то расстались. Я за 400 рублей получил две интересные монетки, а он за одну монету из билона (низкопробное серебро), а одну вообще Палестинскую, они валяются там на каждом углу, получил аж 60 полновесных шекелей. Имея пытливый ум и доступ к интернету я разместил на парочке нумизматических сайтов изображение монеты с просьбой подсказать что же это такое. И выяснил, что это Персидская монета - драхм, выпущенная шаханшахом Шапуром Первым, который правил Персией по одной версии с 239 года нашей эры, по другой версии с 241 года аж по 274. Тогда же монета и была выпущена. До наших дней их дошло не так много, тем более в приличном состоянии и на интернет аукционах их изредка продают, то за 300 евро, а то и за 850. Просто цена на такие вещи определяется исключительно алчностью продающего и финансовыми возможностями покупающего. Выводы. Не так уж и не прав был тот араб, когда говорил о ценности монеты. И кстати теперь получается, что все пропитое с нашими израильскими друзьями, было пропито за счет великого шахиншаха Эрана и Анэрана Шапура Первого, да будут благословенны годы его правления. Сасаниды История Ирана Персидская империя — Персидские цари Прото-эламиты (3200—2700 до н. э.) Джирофт (3000—500 до н. э.) Элам (2700—539 до н. э.) Манна (1000—700 до н. э.) Мидия (728—550 до н. э.) Ахемениды (648—330 до н. э.) Селевкиды (330—150 до н. э.) Аршакиды (250 до н. э. — 224 н. э.) Сасаниды (224—650) Исламское завоевание (637—651) Омейяды (661—750) Аббасиды (750—1258) Тахириды (821—873) Алавиды (864—928) Саффариды (861—1003) Саманиды (875—999) Зияриды (928—1043) Буиды (934—1055) Газневиды (963—1187) Сельджуки (1037—1194) Гуриды (1149—1212) Хорезмшахи (1077—1231) Ильханиды (1256—1353) Музаффариды (1314—1393) Чобаниды (1337—1357) Джалаириды (1339—1432) Тимуриды (1370—1506) Туркоманы Кара-Коюнлу (1407—1468) Туркоманы Ак-Коюнлу (1378—1508) Сефевиды (1501—1722/1736) Хотаки (1722—1729) Афшариды (1736—1802) Зенды (1750—1794) Каджары (1781—1925) Пехлеви (1925—1979) Исламская революция в Иране (1979) Временное правительство (1979) Исламская республика Иран (с 1980) Сасаниды, империя Сасанидов (перс. ساسانیان [sɒsɒnijɒn]) — название третьей иранской династии и второй персидской империи существовавших с 224 по 651 год. Сами Сасаниды называли свою державу Eranshahr «Государством иранцев (ариев)». Династия Сасанидов была основана Арташиром I Папаканом после победы над парфянским царём Артабаном IV (перс. اردوان Ardavan) из династии Аршакидов). Последним Сасанидским шахиншахом (Царём царей) был Йездигерд III (632—651), потерпевший поражение в 14-летней борьбе с Арабским халифатом. Территория империи при правлении Хосрова II включала земли нынешних Ирана, Ирака, Армении, Афганистана, восточную часть современной Турции и части нынешних Индии, Сирии, Пакистана; частично территория заходила на Кавказ, в Центральную Азию и на Аравийский полуостров. Во времена Хосрова II (Абарвеза, Апарвеза, «Победоносного») — внука Хосрова I Аноширвана и сына Ормизда III, правившего с 591 по 628 год, в состав государства Сасанидов вошли также земли нынешних Египта, Иордании, Израиля и Палестины. В середине VII века империя Сасанидов была разбита и поглощена Арабским халифатом. Образование государства Сасанидов К III в. н. э. Иран представлял собою государство, лишь номинально объединенное под властью парфянской династии Аршакидов. Фактически оно состояло из многих разрозненных полусамостоятельных, а временами и независимых областей, во главе которых стояли царьки из местной крупной знати, представители мощных аристократических" родов. Постоянные междоусобия, войны, столкновения значительно ослабили Иран. Военная мощь Римской империи и ее активная политика на Востоке вынудили парфян уступить ей ряд северных городов Междуречья. Аршакиды подвергались нападениям в собственной столице, побывавшей неоднократно в руках имперских солдат. Новое объединение Ирана началось из другого центра. Провинция Парс, расположенная на юго-западе, где находились древние Пасаргады, родина Ахеменидов, сыграла важную роль в истории Ирана (Парс, или Фарс, дал производные слова — перс, персидский, Персия,— усвоенным греками вместо названия Иран). Жрец — маг храма богини Анахит, Сасан, принадлежал к царскому роду Фарса и занял видное положение. Сын его Папак был правителем Истахра и имел титул царя. Внук Сасана, сын Папака Арташир возвысился, имея поддержку жреческих кругов и части родовой знати. Постепенно расширяя свои владения за счет соседних земель, он настолько усилился, что разбил и сверг самого видного из владетелей Парса. Арташира вел борьбу со своими братьями за единоличный захват власти. Из этой борьбы он вышел победителем. Стремление к объединению Ирана привело его к неизбежному столкновению с Аршакидами. Начав свою карьеру со скромной должности правителя крепости Дарабгерд, Арташир не только стал твердой ногой в Парсе, но присоединил область Исфахана и Керман и, наконец, вторгся в Хузистан, непосредственно граничащий с Месопотамией, и двинулся на север. Навстречу ему двинулось парфянское войско. 20 апреля 224 г. на равнине Ормиздаган произошла решительная битва между последним царем парфянской династии Артабаном V и Арташиром. Победа досталось Арташиру. Однако, чтобы стать во главе Ирана, Арташиру пришлось покорить 80 царьков и захватить их области. Но Фарс (Парс) не стал играть роль центральной области государства, хотя здесь и были построены дворцы и остались великолепные наскальные рельефы. Столицей, в согласии с традицией Аршакидов, стали Селевкия и Ктесифон, «города» на Тигре. Здесь, на западе, были расположены наиболее плодородные области, находилось много городов, а торговые дороги соединяли Иран с присредиземноморскими гаванями, с Арменией, Кавказской Албанией, Грузией, Лазикой, с побережьем Персидского залива и южной Аравией. В 226 г. Арташир был торжественно коронован и принял титул царя царей (шаханшаха). Он последовательно продолжал свои завоевания, подчинил Мидию с городом Хамадан, области Сакастан и Хорасан. Путем настойчивой борьбы был захвачен Адорбайган (Азербайджан) и значительная часть Армении. Есть сведения, что ему были подчинены Маргиана (Мервский оазис), Систан и Мекран. Таким образом, граница его государства доходила до низовий Аму-Дарьи, где находились области Хорезма. На востоке пределом была долина реки Кабула, так что часть кушанских областей находилась в составе Ирана. Это дало повод правителям Хорасана, обычно старшим царевичам сасанидского рода, к прочим титулам добавлять «царь кушан». Общественный строй сасанидского Ирана Во главе государства стоял шаханшах, который принадлежал к царствующей династии Сасанидов. Престолонаследие не имело еще строгих законов, поэтому шах стремился назначить своего наследника при жизни, но и это не спасло от больших затруднений при наследовании. Престол шаханшаха должен и мог быть занят лишь представителем рода Сасанидов. Иначе говоря, род Сасанидов считался царским. Родовое наследование. Знать и жрецы всячески пытались сместить с престола царей. Особенно большая роль принадлежала в решении подобных вопросов отводилась мобедан мобеду, т. е. верховному жрецу. Его положение и его власть соперничали с властью шаха, поэтому наиболее сильные и энергичные цари старались ослабить положение жречества и власть мобедов. Наиболее высокое положение в государстве занимали шахрдары – самостоятельные правители областей, цари, находившиеся в подчинении у Сасанидов. Правители провинции с V в. назывались марзбанами. Четыре великих марзбана носили титул шаха. Следующий ранг после шахрдаров занимали виспухры. Это были семь древнейших иранских родов с наследственными правами, имевшие большой вес в государстве. Самые важные военные и государственные должности были наследственны в этих родах. К знати, имевшей обширную земельную собственность, из которой вербовались высшие чины административного и военного управления, принадлежали вузурги (визурги). Источники упоминают о них, как о «знатных», «великих», «именитых», «больших». Они, несомненно, играли значительную роль в управлении государством. Наиболее многочисленной группой были средние землевладельцы — азады, т. е. «свободные». Они были владетелями земли, деревень, назывались дехканами и деревенскими господами; в качестве непосредственных эксплуататоров крестьян они были необходимы государственной системе Ирана. Азады несли и основную службу, составляя ядро армии, се прославленную конницу. Все перечисленные группы принадлежали к эксплуатирующему классу общества. Эксплуатируемый класс (податное сословие) составляли крестьяне и городские ремесленники. К податному сословию были причислены и торговцы. Источники не упоминают о барщине. Это указывает на то, что землевладелец или не имел своей запашки, или имел, но минимальную. Мало сведений и о том, как была организована жизнь крестьян, но можно указать, что были группы крестьянства, пользовавшиеся землей на арендных условиях. Земля эта имела собственников, у которых они ее получали для обработки. В других случаях следует предположить существование свободных крестьянских общин (кадак). В известных размерах применялся труд рабов. Делами ремесленников и торговцев, так же, как и делами крестьян, ведал вастриошаисалар. Сбор налогов был главнейшей задачей этого должностного лица, которое назначалось шахом из представителей знатных родов. В отдельных областях и провинциях Ирана сбор податей осуществлялся амаркарами, которые были подчинены вастриошансалару. Так как эти должности считались почетными и, выгодными, их занимали крупные землевладельцы. Некоторые источники утверждают, что при Арташире I им было установлено деление на четыре сословия: Жречество (асраван) включало ряд различных рангов, из которых наивысший занимали мобеды, затем следовали жрецы-судьи (дадхвар) и другие. Наиболее многочисленны были маги, занимавшие самое низкое место среди жрецов. Военное сословие (артештаран) было представлено конными и пешими воинами. Всадники вербовались из привилегированной части общества; военачальниками были представители знатных родов. Сословие писцов (дибхеран) составляли главным образом чиновники государства. Но к ним примыкали и в их число включались люди разнообразных профессий: всякого рода секретари, составители дипломатических документов, писем, биографы, врачи, астрологи, поэты. Что касается четвертого сословия — народа, то его составляло крестьянство (вастриошан) и ремесленники (хутухшан). В это сословие включались также купцы, торговцы, ремесленники, сами сбывавшие свой товар, и другие. В пределах каждого сословия было множество градаций и имущественных различий, в экономическом отношении эти группы не составляли и не могли составлять экономического единства. Фактически рамки сословий, существовавшие в сасанидское время, не делали их кастами, а допускали относительную свободу перехода из одного сословия в другое. Но эти сословия Ирана не характеризуют его классового расслоения. В Иране было ярко выражено деление на классы. Эксплуататоры были главным образом землевладельцы, эксплуатируемые — сельское население, в разной степени зависимое и имеющее разное имущественное состояние. В сасанидском Иране значителен был рабовладельческий уклад. В раннем средневековье Иран переходил к феодальным отношениям, которые получили более отчетливый характер в V в. Зарождение феодальных отношений началось значительно раньше, и маздахитское движение, направленное против установления феодальной зависимости крестьян, сыграло известную роль и для разложения рабовладельческих отношений. [Сасаниды Сасан, хватав Анахит Папак р.155, сын Сасана, хватав Анахит —209, шах Истахрдата 209—220 Шапур р.175, сын Папака, шах Истахрдата 209—220 Арташир I Папакан р.190, сын Папака, шах Истахрдата 220—224, великий шаханшах Эрана 224—239 Пероз I, сын Арташир I Папакан, великий шаханшах Эрана 239 Шапур I, сын Арташир I Папакан, великий шаханшах Эрана 239—260, великий шаханшах Эрана и Анэрана 260—274 Ормизд I Арташир, сын Шапура I, великий шах Армении 260—274, великий шаханшах Эрана и Анэрана 274 Хвармиздак, сын Хвармизда I Артахшатры, великий шах Армении 274 Шапур, сын Шапура I, шах Мешана —272 Хвармизд, сын Шапура, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 276—291 Бахрам I, сын Шапура I, шах Гиляна 260—262, шах Кермана 262—274, великий шаханшах Эрана и Анэрана 274—276 Бахрам II, сын Варахрана I, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 274—276, великий шаханшах Эрана и Анэрана 276—293 Бахрам III, сын Варахрана II, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 291—293, великий шаханшах Эрана и Анэрана 293 Атурфарнбаг, шах Мешана 282—293 Нарсе', сын Шапура I, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 260—274, великий шах Армении 274—293, великий шаханшах Эрана и Анэрана 293—302 Ормизд II, сын Нарсеха, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 293—302, великий шаханшах Эрана и Анэрана 302—309 Шапур II, сын Хвармизда II, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 302—309, великий шаханшах Эрана и Анэрана 309—379 Арташир II, сын Шапура II, великий шах Кушан 330—379, великий шаханшах Эрана и Анэрана 379—383 Шапур III, сын Шапура II, великий шаханшах Эрана и Анэрана 383—388 Бахрам IV, сын Шапура II, великий шах Кушан 379—388, великий шаханшах Эрана и Анэрана 388—399 Варахран, сын Бахрама IV, великий шах Кушан 388—421 Йездигерд I, сын Шапура III, великий шаханшах Эрана и Анэрана 399—421 Бахрам V Гур, сын Йездигерда I, великий шаханшах Эрана и Анэрана 421—439 Йездигерд II, сын Варахрана V, великий шаханшах Эрана и Анэрана 439—457 Ормизд III, сын Йездигерда II, великий шах Кушан 421—457, великий шаханшах Эрана и Анэрана 457—459 Пероз II, сын Йездигерда II, великий шах Кушан 457—459, великий шаханшах Эрана и Анэрана 459—484 Балаш, сын Йездигерда II, великий шаханшах Эрана и Анэрана 484—488 Вачаган II, сын Йездигерда II, шах Албании 487—510 Кавад I, сын Пероза II, великий шаханшах Эрана и Анэрана 488—496, 498—531 Замасп, сын Пероза II, великий шах Армении —496, великий шаханшах Эрана и Анэрана 496—498 Нарсе', сын Замаспа, великий шах Армении 496— Сурхаб, сын Замаспа, шах Албании 496— Хосров I, сын Кавада I, великий шаханшах Эрана и Анэрана 531—579 Ормизд IV, сын Хосрова I, великий шаханшах Эрана и Анэрана 579—590 Бахрам Чубин (не Сасанид), тронное имя Бахрам VI, шахиншах Эрана и анЭрана. 590—591. Бистам, сын Хосрова I, шах Атурпатакана 590—596 Хосров II, сын Хвармизда IV, великий шаханшах Эрана и Анэрана 590—628 Кавад II, сын Хосрова II, великий шаханшах Эрана и Анэрана 628 Арташир III, сын Кавад II, великий шаханшах Эрана и Анэрана 628—629 Фаррухан Шахрвараз‎, полководец Хосров II, не Сасанид — 629 Борандохт, дочь Хосрова II, великая царица цариц Эрана и Анэрана 629—630 Азармедохт, дочь Хосрова II, великая царица цариц Эрана и Анэрана 630—631 Фаррухзад Хосров, великий шаханшах Эрана и Анэрана 631—632 Йездигерд III, сын Шахрийара, сына Хосрова II, великий шаханшах Эрана и Анэрана 632—651
Тэги: Израиль ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Ирина аватар
Ирина (Пт, 14.11.2008 - 11:08)
Ого! Это надо распечатать и читать без спешки и галопа :-)
ace-alex аватар
ace-alex (Пт, 14.11.2008 - 11:13)
На самом деле история - это первые два обзаца, а остальное историческая справка из Википендии.
Ирина аватар
Ирина (Пт, 14.11.2008 - 11:16)
думаю, продавец не особенно задумывался о ценности того, что продает :-) Такую монету за ТАКИЕ деньги кипить - поздравляю! на мой взгляд - явная удача :m1029:
ace-alex аватар
ace-alex (Пт, 14.11.2008 - 11:19)
Он явно все в той тарелке рассматривал исключительно как серебро. как метал, а продать монету весом в 3.5 гр. за 10 евро, ну если считать, что за Палестинскую 2 евро, и при том что серебро на глаз видно низкопробное, это хороший бизнес.
Ulysses аватар
Ulysses (Пт, 14.11.2008 - 11:37)
Поздравляю с таким пополнением коллекции! И спасибо за то, что освежили мои знания по иранской истории :-)
ace-alex аватар
ace-alex (Пт, 14.11.2008 - 11:49)
Чтобы завершить круговорот монет в природе, я эту монету сейчас выставил на торги. Если найдется любитель, то я продам и соответственно окуплю как минимум пропитое, а как максимум билеты на самолет. Я собираю монеты исключительно на морскую тему (корабли, мореплаватели, морская символика). И до шахиншаха мне большого дела нет. А если любитель не найдется, то я её положу в заветный уголок с парой других монет. Будет неплохое наследство сыну. С годами она всяко только дорожает, а не дешевеет.
Dik Dik аватар
Dik Dik (Пт, 14.11.2008 - 11:52)
Да, Малесенький, оставили Вы продавца явно не в своей тарелке... :taunt:
Mikha аватар
Mikha (Пт, 14.11.2008 - 12:07)
Опять готовая новелла практически из ничего. Мимолетная встреча, 10-минутная остановка, Гарун аль-Рашид отдает сувенир от своего пра-пра-и так далее-деда гяуру, делая вид, что торгуется. На самом деле таков обет. Небольшая улочка, больше никого рядом, кроме дыхания 18 веков. Дервишам, которые никогда не имели с собой денег (запрет), разрешалось иметь старую золотую монету, с помощью которой они врачевали некоторые болезни. Здесь серебро, но такое старое, что у него наверняка целебная сила. Когда-то какое-то время я владел монетой времен Веспасиана. Может и правда ее не продавать, а придержать. Раритеты греют душу. Спасибо за рассказ и исторические цитаты.
ilya.gl аватар
ilya.gl (Пт, 14.11.2008 - 12:08)
Малесенький, молодец. Хороший торг получился. :hmm: За сколько продавать будете? Неужели за 850 евро поставили? :rofl:
ace-alex аватар
ace-alex (Пт, 14.11.2008 - 12:14)
Миха Спасибо, мне кажется, что Ваши комментарий читаются интереснее, чем мои истории. И кстати совсем недавно перечитывал "Чингизхан" Яна, так там у дервиша были деньги, помимо золотого. Ян врет? Илья Поставил на аукцион в рост со стартовой ценой 1 рубль, но торг считается свершенным только если он остановится после того как перевалит 8000 рублей. А что выйдет спросите через неделю.
Irma аватар
Irma (Пт, 14.11.2008 - 12:32)
:-) :-) поинтересуемся результатами торгов, а то если мужу показать сей топик, он продаст и меня, и дом... :taunt: :taunt:
MMS аватар
MMS (Пт, 14.11.2008 - 12:43)
Ай, молодца! С удачной покупкой! :P
ace-alex аватар
ace-alex (Пт, 14.11.2008 - 13:01)
Ирма Своим со скидкой. Сергунины Спасибо.
Irma аватар
Irma (Пт, 14.11.2008 - 13:06)
дык ведь и продаст...и скидку запросит ведь... :taunt: :wink: :hmm: не, я ему лучше потом покажу, после продажи :man_in_love: :hmm:
Ирина аватар
Ирина (Пт, 14.11.2008 - 13:36)
перечитали и "К последнему морю", и "Батыя"? я буквально на прошлой неделе эти книги вспоминала
ace-alex аватар
ace-alex (Пт, 14.11.2008 - 14:17)
По случаю прикупил всю трилогию, еще в том советском издании, но перечитал пока только "Чингизхана".
миссис Борман аватар
миссис Борман (Пт, 14.11.2008 - 22:14)
Поздравляю с удачным приобретением! Успешных торгов! :-)
Vnika аватар
Vnika (Сб, 15.11.2008 - 10:07)
Описание 10-ти минутного торга с арабом, уместившееся в одно предложение - круто у вас получилось!!! А монету я тоже попридержала бы. Лучше рассказывайте эту историю своим потомкам. :taunt: Сам Шапур-то какой колоритный в шелках да атласе.
Os-a аватар
Os-a (Пт, 21.11.2008 - 00:14)
Малесенький, ау, ну как торги? Удачно????
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...