Арка Карла Росси (от Mikha)

Санкт -Петербург, сентябрь 2007 - XIX-XX вв.

 

                                                                           Арка Карла России

 

             Арка Карла Росси соединила суд мирской и божий Иногда, совершенно неожиданно попытка решить какую-то простую с виду задачу втравливает тебя в изучение таких пластов исторических, технических и прочих проблем, что диву даешься и думаешь: а не относится ли этот случай к категории «удовольствие иметь не стоит трудов приобретения» и не лучше ли забросить все это к эдакой… И все же любопытство и долг ведут тебя дальше и дальше, не позволяя соскочить. К тому же во многих безвыходных ситуациях нужно, следуя известному совету, расслабиться и пытаться получить удовольствие.

 

            Поездка в Северную столицу связана была на этот раз с обустройством нескольких зданий, собранных более 150 лет тому назад в совокупность, одновременно соединенную и разъединенную и предназначенную для двух почти наивысших по тем временам в России властей. Парадоксально, что обе они укладывались в формулу «несть власти, аще не от бога». Под мерное постукивание колес «Красной стрелы» я думал о том, что меня ждет в городе, с которым связано множество воспоминаний и важный для меня этап жизни. Поселились мы в гостинице на Малой Конюшенной улице, что отворачивает вправо от Невского почти напротив Казанского собора. На Сенатскую площадь, бывшую Декабристов, добрались за 15-20 минут, позавтракав наскоро в симпатичном кафе на Невском.

 

            Первое впечатление сразу после КПП со строгой проверкой заявки на пропуска и паспортов и с face-контролем было шокирующим. Расквашенная земля на стройплощадке, старинные казематы с зияющими входами, местами сбитой штукатуркой и толстенными вековыми кирпичными стенами. И везде приезжие строители, к которым мы уже привыкли на стройках от самых грандиозных до дачных. Они толпились на открытых площадках, стояли, сидели, некоторые лежали под старыми стенами. Лишь немногие заняты были внутри зданий, стоя, например, на раскачивающихся стремянках и сбивая кирками остатки штукатурки. В общем, самое начало реконструкции – реставрации. Посовещавшись по проблемам, которые нас сюда привели, поняли мы, что другие участники процесса знают не более нашего, осмотрели фронт предстоявших нам работ и отбыли в город, который красовался подновленными фасадами, собрал в новом сквере около театра по кругу бюсты великих зодчих – строителей Санкт-Петербурга (среди которых раскланялись мы и с Карлом Ивановичем Росси) и выставил на общее обозрение бронзовую скульптуру Городового – эдакий симпатичный символ Закона и Порядка.

 

            Мне удалось встретиться со старыми друзьями, походить по городу, полюбоваться обновленными домами. На привычной мне улице Жуковского с удивлением обнаружил я прекрасные образцы архитектурного модерна, мимо которых многократно проходил в прошлые приезды, не замечая их за ветхостью и обесцвеченной серостью. В кафе «Бальзак» неподалеку вместе с друзьями насладился выбором и вкусом пирогов, которыми славится это недавно открытое заведение. Здесь, пожалуй, стоит прерваться, ибо никогда мне не удастся рассказать об этом городе с таким знанием, любовью и проникновением в суть, как делали на этих страницах некоторые петербурженки сравнительно недавно. Вернемся к цели моей поездки и в те времена, когда здания эти были построены и когда обрели они свое назначение и славу.

 

            "Здесь всегда по квадрату На рассвете полки – От Синода к Сенату, Как четыре строки!"

                                                                                           А.Галич, «Петербургский романс»

 

            Эти четыре здания, построенные в разные годы по проектам разных архитекторов, в силу таинственных причин, связанных с реалиями русской истории или, наоборот, на эту историю повлиявших, как отдельные части суши, движимые глубинными тектоническими процессами, сблизились в определенный момент исторического процесса и больше уже не расходились далеко или надолго. Здания бывших Сената и Синода, особняка графини Лаваль и доходного дома Борхов – Поляковых, расположенные в самом сердце Санкт-Петербурга, знакомы каждому петербуржцу, да и чужакам, хотя бы раз побывавшим в центре города у памятника с благодарным посвящением «Петро Прима Катарина Секонда».

 

            Самой ранней постройкой из этой четверки является особняк Лаваль, возведенный в первой четверти XVIII столетия и сохранивший и сегодня часть капитальных стен этого времени. Здание по адресу Галерная улица, 3 построено было по проекту 1853 г. как доходный дом при этом особняке. Здания Сената и Синода, которые сегодня единодушно признаются памятниками архитектуры позднего классицизма, располагаются на участке по набережной Невы, который с начала XVIII в. последовательно принадлежал А.Д.Меньшикову, вице-канцлеру А.И.Остерману, а в середине века был пожалован императрицей Елизаветой Петровной канцлеру А.П.Бестужеву-Рюмину, у которого и был выкуплен дом для размещения Сената. Дом этот выдержал две перестройки, а затем по проекту К.И.Росси вместе с находившимся по соседству домом купчихи Кусовниковой был под руководством архитектора А.Е.Штауберта капитально реконструирован для размещения в этих домах Правительствующего Сената и Святейшего Синода.

 

            Эти два близких по архитектурному оформлению прямоугольных в плане 3-этажных корпуса, фасады которых украшены портиками с 8 колоннами коринфского ордера, лоджиями и гранитными лестницами, соединены триумфальной аркой, перекинутой над Галерной улицей. Известные российские скульпторы и художники-декораторы участвовали в оформлении фасадов зданий и в отделке внутренних помещений. Право руководить проектом К.И.Росси завоевал в нелегкой борьбе в конкурсе с достойными противниками, в числе которых были известные российские зодчие. Идея соединить два здания аркой, напоминающей арку Главного штаба, да еще и снизить издержки, использовав стены старых строений, покорила сердце императора Николая I. Проект Росси утвердили в феврале 1829 г., а в августе при торжественной закладке здания Сената в фундамент уложили памятную доску с гравировкой «Чертеж фасада, высочайше утвержденный, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания – архитектор Александр Штауберт». В августе 1830, после того, как дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, по тому же проекту заложили здание Синода.

 

            Правительствующий Сенат был учрежден в свое время Петром I как высший орган по делам законодательства, управления и суда. В начале XIX в. за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора. Святейший Правительствующий Синод – высший коллегиальный орган управления Русской православной церковью, законосовещательное, административное и судебное учреждение. Комплектовался лично императором из представителей высшего черного и белого духовенства по представлению обер-прокурора Синода, включал временных и постоянных членов, последние назначались пожизненно. Особое положение в Синоде занимал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, выполнявший функции, характерные по нашим временам для спикера парламента. Эти два здания с двумя не связанными друг с другом и не подчинявшимися друг другу организациями, связывали тем не менее подотчетность лично императору, арка работы К.Росси, архив Сената, который располагался в северном корпусе Синода («49 косых саженей полок за неумещением в других трех этажах») и тот факт, что они были упразднены в старых функциях в 1917-18 гг. декретом Совета народных комиссаров.

 

            Новая триумфальная арка стала символом единства церкви и государства. Над ней размещена скульптурная группа «Правосудие и Благочестие», символизирующая еще одну ипостась этого единения – веру в закон. Злые языки, отмечавшие продажность местного чиновничества, каламбурили: «Сенат и Синод живут ПОДарками». После революции ценнейшие документы по истории России из архивов Сената и Синода составили размещенный здесь Центральный государственный исторический архив (ЦГИА). Особняк, располагавшийся боком к зданию Сената, принадлежал графине А.Г.Лаваль. В ее литературном салоне бывали А.С.Пушкин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, в этом доме незадолго до выступления собирались декабристы. Здание это, возведенное для других функций, нежели Сенат и Синод, исторически обладало наибольшим количеством парадно отделанных залов и интерьеров и никогда не использовалось как архивохранилище. Дом несет на себе следы реконструкций по проектам А.Н.Воронихина и Тома де Томона. Последнему принадлежит разработка оформления так называемого Масонского зала, перекрытого куполом со световым фонарем. На территории архитектурного комплекса располагалась заложенная еще Петром I типография, для которой он, по некоторым свидетельствам, собственноручно изготовил первый в типографии печатный станок. Типография частью продолжала свое существование здесь до самого последнего времени.

 

            Домовая церковь Сената во имя святого князя Александра Невского, открытая для посещения не только членами и служителями Сената, но и жителями города, на протяжении своего существования не претерпела значительных изменений за весь дореволюционный период. Разве что она подвергалась реставрации, менялись состав икон и их расположение в храме. Церковь действовала еще 2 года после революции стараниями главным образом юрисконсульта Петросовета, который был за это арестован. Храм закрыли, церковное имущество передали в соответствующий отдел Наркомпроса, а драгоценные ризы с икон реквизировали. В 1923 г. сняли 7 колоколов с церковной колокольни на крыше Сената. Что же касается храма Синода, то он до 1923 г. действовал в качестве приходского. Сохранился акт изъятия 12 икон и предметов церковной утвари от 1924 г. Среди прочих предметов, «не имеющих музейного значения и подлежащих ликвидации церковным столом Райисполкома» перечислены «иконостас церкви, а также царские двери с картинами в них и прочая утварь, которые историко-бытового значения не имеют».

 

            Перестройки и реконструкции зданий комплекса не всегда характеризовались необходимыми качеством и надежностью. Особенно много жалоб вызвали работы, завершенные к 1913 г. Среди множества нареканий к отоплению, состоянию полов, потолков и кровель больше всего недовольства вызвал новый паркет, уложенный в большинстве помещений. Сенаторы жаловались: «В кабинетах прежний паркет заменен новым, возбуждающим насмешки даже сторожей. Теперь паркет этот покрыт ковром, тем не менее, он скрипит, трещит и колеблется под ногами. В приемной для публики пол в одном месте провалился так, что вся нога уходит в дыру». Полы постановили исправить, паркет, где необходимо, заменить, а также «обить бобриком пол в совещательной комнате при большом верхнем зале».

 

            Превращение в послереволюционное время зданий Сената и Синода в архивохранилище, где оказались сосредоточенными 2/3 архивного фонда Ленинграда, не способствовало сохранению зданий как архитектурных памятников (хотя такой статус они получили уже в 1918 г.) и целостности интерьеров. Уже в 1926 г. в одном из сохранившихся документов записано, что «художественно оформленные залы заполняются стеллажами, и красивый облик художественного старинного здания исчезает под множеством многоэтажных, уходящих до самого карниза полок с делами, для укрепления которых в покрытые живописью стены вбиваются подчас крупные гвозди, наносящие непоправимый вред росписи». В годы Великой Отечественной войны все постройки комплекса подверглись существенным разрушениям, главным образом в результате артобстрелов. Особенно сильно пострадали бывшая церковь Сената, где почти полностью погибла роспись, и фасад Сената со стороны бульвара Профсоюзов. Летом 1944 г. начались ремонтные работы, в 1951-53 восстановили декор фасадов, скульптурное убранство, интерьеры парадных лестниц, в 1976 – интерьер зала заседаний Сената, в 1979 – росписи бывшей церкви Сената.

 

            Принятие в 2006 г. закона о восстановлении архитектурного комплекса для размещения в нем Конституционного суда РФ и крупнейшей правовой библиотеки страны изменило его судьбу. Реставрационные работы были проведены за время чуть более года с привлечением лучших строителей и реставраторов, имеющих опыт работ по воссозданию таких объектов исторической застройки, как, например, Константиновский дворец в Стрельне. На последнем этапе на комплексе трудилось до двух тысяч специалистов. Воссоздано все, что было в здании, даже домовый храм, а в особняке Лаваль восстановлена отделка Масонского и Помпейского залов, а также зала, где когда-то проходил суд неправедный по делу Н.Г.Чернышевского, которого судили на основании сфабрикованных улик и который уже в Петропавловской крепости написал свой знаменитый роман.

 

            Одной из их основных задач реставраторов было сохранить старинный облик зданий, для чего пришлось восстанавливать фрагменты живописи, лепнину, паркет. Тем не менее, хотя при реконструкции удалось максимально сохранить уцелевшие интерьеры, новые здания КС РФ представляют собой офис XXI века со всеми необходимыми атрибутами и системами. Трубы отопления в зданиях расположены под полом, их около 100 км, и в здании нет ни одного радиатора. Основной зал заседаний КС специально построен внутри двора и представляет собой двухэтажный «воздушный замок» на уровне второго этажа Сената, с которым он соединен двумя переходами. Режимность объекта, к сожалению, не позволит всем ценителям познакомиться с отреставрированной и воссозданной красотой, разве что речь не идет о традиционном обитателе здешних мест – привидении молодого чиновника, расставшегося с жизнью из-за безответной любви полтораста, почитай, лет тому назад. Ему нетрудно судить о качестве реставрации, видел, как было, и как стало.

 

            Работы было так много, а времени так мало, что маститых реставраторов не хватало, и студенты художественно-реставрационных учебных заведений, разобрав фрагменты настенной живописи на темы дипломных работ, оттирали портреты и изображения лебедей от копоти и грязи размягченным белым хлебным мякишем и восстанавливали утраченный красочный слой на осыпающихся высолах. Размятая сердцевина батона, неоценимая когда-то при работе с чертежными листами, здесь не только очищала краски до первородной живости и блеска, но и маскировала мелкие кракелюры красочного слоя. Так восстановление памятников нашей общей истории и культуры объединило людей разных возрастов и специальностей, тогдашнего президента и строителей, которым он жал руки и благодарил за качественную и в срок выполненную работу в последние дни перед новым 2008 годом. Дома, как и люди, имеют свою судьбу, свое прошлое, настоящее и будущее, они путешествуют, как это сделал Моссовет (теперь мэрия Москвы) и те европейские замки, которые перебрались в Новый Свет, в них живут люди и привидения, они возрождаются из пепла (как Храм Христа Спасителя), они горят и не сгорают (как хейрократовский храм Артемиды в Эфесе). Дома как люди.

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
2 голоса | Комментарии Оставить комментарий
Irma аватар
Irma (Втр, 09.12.2008 - 18:00)
и снова вдумчивое повествование.. батон- знакомое средство для работы с ватманом...:) значит, часть уходившей, но не исчезнувшей-таки истории будет обязана чем-то и Вам... :wink: :hmm:
КомнатныйДемон аватар
КомнатныйДемон (Втр, 09.12.2008 - 19:12)
Да, хорошо, что восстановили, но сейчас полно мест, куда тоже попасть непросто, а хотелось бы... :( во многие места не пускают вообще. кое-куда можно попасть в определенные дни (чаще такие дни бывают раз в год)
ace-alex аватар
ace-alex (Ср, 10.12.2008 - 10:15)
А можно когда-нибудь напросится в попутчики, на такой вот осмотр чего-нибудь? Я когда вижу старый дом. И не важно особняк в Москве или хата где-нибудь в деревне, меня всегда тянет залезть внутрь. Мне всегда кажется, что там должны лежать брошенные старые книги, под полом монеты, закатившиеся туда более века назад и т. д.
Ирина аватар
Ирина (Ср, 10.12.2008 - 11:11)
Хорошим делом занимаетесь и хорошо об этом пишете. Если честно, впервые, наверное, узнала о существовании таких отделов, как "церковный стол Райисполкома". Страшно представить, сколько всего они загубили Касательно храма Артемиды не соглашусь - была на этом месте в Эфесе, и та единственная колонна (собранная из фрагментов, осколков) не впечатляет так, как храм (виденный лишь на чертеже-рисунке). Ну и в Британском музее - тоже останки-остатки этого сооружения, не дающие полного представления о великолепии, величии самого храма
Mikha аватар
Mikha (Ср, 10.12.2008 - 13:19)
Я тут имел в виду, что до каменного храма в Эфесе был храм из дерева и камня (архитектор Херсифрон), очевидцы мне рассказывали, очень красивый и гениальный по инженерному проекту. Часть денег на него дал Крез. Но хотелось поставить каменный, а то несолидно. Ну все равно, как с нашим Манежем. Тут как раз подвернулся Герострат с его комплексами и состоялось. Следующий храм построил Хейрократ где-то лет за 550 до рождества Христова, поговаривают, что спонсором был Александр Македонский. Это здание и называли одним из 7 Чудес света, оно простояло более 800 лет. И когда дотошный англичанин Вуд все это раскопал в середине XIXв., он нашел под фундаментом каменного остатки сожженного храма.
Ирина аватар
Ирина (Ср, 10.12.2008 - 14:07)
Спасибо за информацию :-) удивительно, что Крез со своими несметными средствами не "спонсировал" все строительство, полностью :-?
Dik Dik аватар
Dik Dik (Ср, 10.12.2008 - 17:05)
Ирина : Видимо уже в то время олигархи были прижимистами! :taunt:
ace-alex аватар
ace-alex (Ср, 10.12.2008 - 17:50)
Храм в Эфесе, это здорово и спасибо, кстати за ответ. Я перечитал свой комент и понял, что он звучит двояко. Я имел ввиду старый брошенный дом с пустыми глазницами оконных проемов и т.д. ничейный. И залезть, это не взломать, а просто войти ... как то так.
Os-a аватар
Os-a (Ср, 10.12.2008 - 23:17)
Да, а мне тоже подумалось - какая у людей работа интересная... Даже не представляю, сколько же должно быть у Вас в голове, чтобы руки не боялись прикосновений к древностям... и сколько должно быть физических сил это осиливать. Извиняюсь за тафталогию, но по-другому выразиться сложно. Восхищаюсь умом и крепостью духа! В таких профессиях без энтузиазма - никак!
КомнатныйДемон аватар
КомнатныйДемон (Ср, 10.12.2008 - 23:33)
В некоторые такие дома и залазить не надо - одни стены остались... Крез, кажется просто не дожил
Ирина аватар
Ирина (Чт, 11.12.2008 - 11:01)
Ирина : Видимо уже в то время олигархи были прижимистами! Dik Dik: или здраво предугадал дальнейшую судьбу постройки: все равно разрушат- так чего сильно тратиться? :rofl: :rofl:
Mikha аватар
Mikha (Чт, 11.12.2008 - 11:24)
OS-а, надеюсь, вы не пропустили с Гагарой правила применения аметистовых украшений в Греции в предыдущем материале?
Os-a аватар
Os-a (Чт, 11.12.2008 - 16:19)
Mikha , я в том рассказе оставлю комментарий, смотрите там. А здесь, я хотела бы спросить разрешения отправить копию текста для Алмиры. Сама скопирую и отправлю ей в почту - очень хочется поделиться с ней такой информацией про наш любимый Питер :) К сожалению, Алмира ушла в ЖЖ, ведет там свои дневники, но мы общаемся, и я уверена, она с интересом прочитает Ваш рассказ. Я приглашала ее к Вам в блог, но что-то не заглядывает... Видимо, решение расстаться с ТБГ слишком крепкое :(
Mikha аватар
Mikha (Чт, 11.12.2008 - 18:18)
OS-а, конечно.
Dik Dik аватар
Dik Dik (Чт, 11.12.2008 - 19:55)
Os-a: " К сожалению, Алмира ушла в ЖЖ, ведет там свои дневники" А почему, если не секрет, Алмира ушла в монастырь, ну в смысле в ЖЖ? Чем-то ТБГ виновен или личное? :?:
Os-a аватар
Os-a (Чт, 11.12.2008 - 23:49)
Dik Dik , я просто озвучила факт, а называть конкретных причин не берусь. Какие-то догадки у меня есть, есть и какие-то объяснения от Алмиры, но обозначить, что именно привело к такому решению - мне право же трудно. Да и неловко как-то обсуждать.... Но и другие блоггеры, кроме Алмиры, перестали бывать на ТБГ, вы заметили? В блоге Mikha не стоит, наверное, болтать на такие темы, хотите обсудим на форуме? Заводите отдельную ветку :)
Bunansa аватар
Bunansa (Пт, 12.12.2008 - 00:46)
Извините, Os-a ,А что такое ЖЖ?Давно удивлялась, куда делась Алмира?.Хотелось бы почитать о любимом мной Питере в её исполнении..Она это делала всегда великолепно..
Os-a аватар
Os-a (Пт, 12.12.2008 - 00:58)
Bunansa , а я и Вас уже давно не видела в блогах. Рада! Смотрите в почту ( увас вроде бы простой адрес, я его помню), попробую дать вам ссылочку на Алмирин ЖЖ - Живой Журнал. Извиняюсь перед хозяином блога за "устройство своих делишек", но надеюсь, Ваш гостеприимный блог потерпит нас, болтающих не совсем по теме... Хотя, можно присоединить это к теме Питера :)
Bunansa аватар
Bunansa (Пт, 12.12.2008 - 01:11)
Да, действительно, прошу прощения у автора за флуд...Прекрасный рассказ, как всегда..:-)
Bunansa аватар
Bunansa (Пт, 12.12.2008 - 01:12)
Os-a Спасибо вам за инфу..А вот и Pretty куда-то делась..И она тоже ушла в ЖЖ?Не знаете ли?
Ирина аватар
Ирина (Пт, 12.12.2008 - 10:52)
Mikha, простите нас :-) Bunansa, с Полиной все в порядке, на прошлой неделе ходили с ней на мюзикл. просто она ОЧЕНЬ занята, посему ее нигде не видно. Цейтнот пройдет - появится :-)
finikova аватар
finikova (Пт, 12.12.2008 - 12:19)
Оса, а где ссылочка?
Os-a аватар
Os-a (Пт, 12.12.2008 - 12:53)
Приветик всем еще раз :) Малина, а я не буду давать ссылку на ЖЖ Алмиры в открытом доступе здесь. Пишите мне в почту, свой мейл могу оставить спокойно (ostrova2003@mail.ru), отправлю Вам ссылку. Но право же, если ожидать там того же, что на ТБГ - то этого не будет. В ЖЖ пишут не столько о путешествиях, сколько о чем-то своем "из жизни". Меня привлекло в ЖЖ именно это - не приходится придерживаться строго определенных рамок, пиши о чем душа пожелает. К тому же, какие-то слишком личные записи ставят на "замочек" только для друзей, а какие-то посты оставляют для всеобщего доступа. Здесь на ТБГ такой функции нет, мы пишем блоги с расчетом на то, чтобы как можно больше туристов читало наши записи. Mikha, простите нас еще разочек. Пишите мне тоже в личку, пообщаемся дополнительно, всегда рада буду. :-) :-) :-)
Vnika аватар
Vnika (Сб, 13.12.2008 - 12:52)
Mikha, какая все-таки у вас необычная редкая творческая профессия. Рассказ, как всегда интересен и познвателен, а на фото так любимые мною детали.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...