После выставки. J.M.W. Turner.

Москва, Прошедший уикенд
После выставки. J.M.W. Turner. В субботу в Москве, можно сказать, наконец-то шел снег. Без компромиссов и скидок, крупными пушистыми хлопьями, реабилитируя само понятие “русская зима”. Апокалипсис на дорогах не возник только по причине того, что какой-никакой, а выходной, и на дороги выехали не все. Впрочем, траффик субботне-расслабленным я назвать бы все равно не решился - до Пушкинского музея, где вчера и сегодня последние дни экспонируются работы Уильяма (а точнее Джозефа Мэллорда Уильяма) Тёрнера мы добирались из своего ближнего подмосковья два часа. Полное отсутствие снегоуборочной техники, пяток аварий в самых ,казалось бы, безобидных местах, пробки, где только возможно, - и как результат, к месту культурно-просвет мероприятия мы прибыли малость вымотанные и несколько деморализованные. На что надеялись? Нет, ну а на что в принципе можно было надеяться в последний уикенд проведения “самой дорогой выставки в истории Пушкинского”? Мы почему-то предполагали, что основная масса поклонников художника с чувством, с толком, с расстановкой уже не раз и не два посетила музей, оставив дни перед закрытием для таких, как мы - не сильно подкованных в творчестве Тёрнера, решивших в общем-то “поставить галочку”, или “пополнить багаж” культурного человека”,- как больше нравится. На-ив-ны-е! “Пока гром не грянет - мужик не перекрестится” - данная старинная пословица остается актуальной для русских и в наше время. Занятые по самое некуда москвичи привыкли всё откладывать напоследок, а вот уж когда отсупать дальше стало уже некуда - устремились на встречу с прекрасным. Все неуспевшие поголовно. Что-то мы не припомним такой очереди аж со времен прибытия Дали на Крымский Вал. И все равно, визуально вроде ничего уж особо страшного - мы полагали, что время ожидания ограничится максимум полутора часами, но … коррективы внесло отсутствие свободных номерков в гардеробе…Просто- напросто негде раздеть желающих - вот и стойте, голубчики-ожидающие, на морозе. Ждите, пока народ, уже успешно ранее проникший, наглядится и уступит вам место. Благо температура балансирует около нуля, не май, конечно, но и не жестокий морозец. Так то оно так, ага, но нам, морально готовым к полутора часам, тех трех, в которые вылилось наше околомузейное стояние, хватило, чтобы уже к вечеру всей семьей почувствовать, что тотальной простуды избежать не удалось. Не спасли даже набеги в соседнее здание, когда-то отданое под личные коллекции, а ныне - под искусство Европы и Америки XIX-XX веков. Моне, Гоген, Сезанн, Ван Гог конечно более чем скрасили неотвратимое ожидание, хотя с другой стороны, несколько смазали чистоту восприятия того, ради чего мы здесь все сегодня… ну Вы понимаете. Но - все когда-нибудь заканчивается, три часа позади, и мы, хлюпая носами и вытряхивая снег из всех возможных складок одежды, заходим внутрь. После выставки. J.M.W. Turner. Что мы знали предварительно? О художнике - практически ничего. Пресса и интернет как-то все больше напирали на стоимость самих картин (чай, самый финансово ценимый живописец Великобритании), да обожествляли Алишера Усманова, оплатившего все, что только возможно оплатить - страховку, транспортировку, упаковку,- короче, выложившего кругленькую сумму для того, чтобы выставка состоялась. А лазить по сети в поисках биографических данных, репродукций да критических статей мы не стали намеренно - в поисках чистоты восприятия. Хотели поставить эксперимент, оценить работы художника «с чистого листа». Что ж, за что боролись - гений художника сыграл с нами злую шутку. Но об этом чуть ниже. После выставки. J.M.W. Turner. Экспозиция, оформленная Мессерером, о чем тоже не преминули написать в прессе (как же, САМ), показалась нам организованной крайне неудачно. Может быть, в Пушкинском просто нет более подходящего места для размещения временных выставок, чем конференц-зал и галереи над лестницей, но ,на наш взгляд, из 112 картин художника даже не выигрышно а хоть сколь-нибудь пристойно, смотреля от силы десяток. Восприятию полотен большого формата помимо толп людей - но от них никуда не денешься- мешали колонны, не дававшие отйти на достаточное для обозрения расстояние, искусственный полумрак топил тончайшие полутона, столь характерные для Тёрнера. После выставки. J.M.W. Turner. Утверждают, что таким освещением оформитель выставки хотел подчеркнуть встречающийся в картинах британца конфликт света и мрака,- правомерно. Вот только работ, построенных на этом контрасте, на выставке было всего около десятка. Остальные же картины смотрелись более блекло и невыразительно, чем того заслуживали. Ну да бог с ним - не на оформление же мы пришли смотреть. После выставки. J.M.W. Turner. Ну что тут скажешь? Умники и умницы! Надо, совершенно точно надо было прежде чем смотреть и делать выводы, хоть кратко, но ознакомиться с творчеством. Ибо все сделанные нами глубокомысленные и верные в общем замечания со знаком «минус» или «равно» по последовавшем кратком прочтении парочки статей приобрели совершенно противоположный положительный заряд. Где-то там, в раю, художник наверное злорадно хихикал над двумя неучами, то видевших в какой-либо из картин влияние импрессионизма, то сравнивавший морские пейзажи с Айвазовским, а то в игре темных и светлых тонов разглядевших «уже виденное у Куинджи». И нет бы хоть сопоставить даты создания полотен! А то ведь действительно - в картинах Тёрнера действительно есть всё замеченное нами, при одном «но» - он, голубчик, что называется, «успел раньше». И импрессионисты числили его в предтечах, и прерафаэлиты, и Куинджи родился тогда, когда карьера англичанина уже пошла на спад, а уж с Айвазовским Тёрнер и вовсе дружил, полагая наиболее близким по духу живописцем. Вот и получили мы очередной урок из серии «не делайте поспешных выводов». После выставки. J.M.W. Turner. Так как же Тёрнер пришел к той манере, которая по большому счету и обессмертила его имя? На наш взгляд, ответ очень прост. С детства Джозеф любил акварель, которая и осталась его любимым на всю жизнь жанром. Работать с маслом художник начал гораздо позднее, до 1797 года не обнародуя свои эксперименты, пытаясь привнести в картины на холсте акварельную технику. Что в конце концов удалось ему с блеском - первые же представленные на суд публики полотна произвели фурор и обеспечили художнику финансовую независимость. После выставки. J.M.W. Turner. Тёрнер работал с феноменальной скоростью. Цитируем одного из восхищенных свидетелей его художнического труда: “Он наносил краску до тех пор, пока бумага не становилась влажной, а затем неистово растирал и скреб ее кистью. Его движения казались хаотичными, но постепенно, как по мановению волшебной палочки, на рисунке начинали возникать контуры прекрасного судна. Еще минута, и этот корабль ожил на бумаге”. После выставки. J.M.W. Turner. Со временем, когда художника стали привлекать все более сложные эффекты и необычные явления природы (такие, как кружение вихря, стремительное движение поезда, пенящиеся морские волны), свет и цвет превратились в главных героев его полотен; вопросы собственно формы отодвинулись на задний план. Некоторые из последних картин Тёрнера выглядят почти абстрактными - даже на сегодняшний вкус. После выставки. J.M.W. Turner. При этом абстракция вовсе не была целью художника. Напротив, он всегда стремился к тому, чтобы зритель адекватно воспринимал то, что он пишет. Этим объясняются странно длинные и развернутые названия, которые Тёрнер давал своим работам - в названии художник словно “разжевывал” содержание. В качестве примера приведем знаменитую картину Тёрнера с пароходом, попавшим в снежную бурю. Вот ее название: “Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье. Автор был свидетелем этого шторма, когда “Ариэль” вышел из Харвича”. Тёрнер словно ведет зрителя за руку по картине, добиваясь того, чтобы тому стала понятна каждая ее деталь. После выставки. J.M.W. Turner. Художник очень много путешествовал. Изъездил всю Англию, Францию, Швейцарию, Италию. В соответствии с канонами того времени, с натуры Тёрнер почти не писал, ограничиваясь этюдами, которых, впрочем, делал умопомрачительные количества, - до полутора тысяч рисунков за одну поездку. После выставки. J.M.W. Turner. Ну как, заинтересовал хоть немного? Давайте и закончим на этом. Ибо рассуждать и соответственно читать о картинах и художнике дело столь же неблагодарное, сколь и делать выводы о голосе Козловского по тому, что «Миша напел». Это надо видеть. Тем более, что информации в интернете о Тёрнере - очень много. Ищущий обрящет.Жаль конечно, что уже с сегодняшнего дня для того, чтобы посмотреть его великолепные работы, придется ехать в Лондон. Хотя с другой стороны - а почему же жаль? Наоборот, для того, чтобы снова навестить этот замечательный город, появляется дополнительный повод. А для тех, кто в Лондоне еще не был - дополнительный стимул для путешествия. После выставки. J.M.W. Turner. Напоследок - еще один интересный факт. Перед смертью живописец завещал свои работы Англии, для чего даже потратил огромную часть своих сбережений, выкупая картины у тех, кто ранее приобрел их у художника. И еще - спасибо Пушкинскому за возможность соприкоснуться с наследием гения. После выставки. J.M.W. Turner. При написании использованы фотографии и материалы сайтов: http://www.impressionist–paintings.com и http://news.bbc.co.uk
Тэги: Россия ,
4 голоса | Комментарии Оставить комментарий
Irma аватар
Irma (Пнд, 16.02.2009 - 14:40)
:D :nyam: люблю твои , так сказать, искуствоведческие статьи :D и за гения спасибо! :hmm: а я вот Айвазовского очень люблю...когда-то подражательством ему и еще Брюллову занималась.. :D :m1009: :m1009: нда, Куинджи еще забыла упомянуть :t4106:
Иваноff аватар
Иваноff (Пнд, 16.02.2009 - 14:54)
Так и мы Айвазовского любим... А об искусстве у нас Рита в основном - я ж дилетант, да не просто дилетант - дилетантище!
WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Пнд, 16.02.2009 - 15:14)
Молодцы, что выбрались, несмотря на снегопад. А мне теперь придется ехать в Лондон. ) Буду копить деньги.
Иваноff аватар
Иваноff (Пнд, 16.02.2009 - 15:23)
А мы теперь зато отдаем накопленное в аптеки! Болеем все! :P :P
Irma аватар
Irma (Пнд, 16.02.2009 - 15:41)
мда, дай бог удачи нашим друзьям-фармацевтам, но кризис, похоже, ИХ время- очереди в аптеках растут на глазах... :hmm:
Иваноff аватар
Иваноff (Пнд, 16.02.2009 - 15:44)
Два дня бегали по аптекам - у нас сие пока не заметно... Но то, что кризис их не коснется - это точно.
finikova аватар
finikova (Пнд, 16.02.2009 - 20:22)
я там была 26 декабря, по-моему. Никакой очереди и народу мало было. То есть если бы я перед этой выставкой стояла три часа на холоде (да я бы и часа не стала стоять),то хорошего впечатления не осталось бы. Что значит реклама. Мне вот больше понравилась галерея ART4, хотя в тот момент они то ли экспозицию меняли, то ли переезжали. Вот сходите, если не были сам Тернер как раз очень теплый художник. Теплое солнце и море.. К
Иваноff аватар
Иваноff (Пнд, 16.02.2009 - 23:58)
А мы не пожалели, что дождались... Многого бы не узнали...
Ирина аватар
Ирина (Втр, 17.02.2009 - 16:19)
Немного Тернера видела в Лондоне, а Вы почти необъятное объяли, и при этом дома! :P Респект! :D
Иваноff аватар
Иваноff (Втр, 17.02.2009 - 20:11)
Так ведь мы потому и объяли, что его в то время в Лондоне не было...)
Mikha аватар
Mikha (Ср, 18.02.2009 - 11:33)
От Thames и Hudson когда-то впервые услышал, что воды, света и воздуха, как у Тернера, до него не было ни у кого. С представленного на выставке автопортрета 24-летнего художника, выполненного в характерной для него желто-розовой-темно-коричневой гамме, смотрит кареглазый, очень молодой человек (пацан практически) в сюртуке и пышном белом платке галстуком на шее. Слегка удлиненное лицо, окаймленное русыми волосами, с широкими вразлет бровями и глазами, широко открытыми в мир. Он выглядит моложе своих лет, но уже через 3 года станет академиком Королевской академии художеств. Эти глаза видели Землю, Воздух, Воду и Огонь так, как никто до этого не видел и не изображал их. Его манера рисовать свет произвела впечатление на многих импрессионистов, в числе которых были Клод Моне и Камиль Писарро, увидевшие его работы в Лондоне в 1870 г., уже после смерти художника. Посетители Пушкинского, глядя на его работы, вспоминали Венецианова, Куинджи и Айвазовского. Кроме представленных здесь его пейзажных полотен и "марин", в средине своего жизненного пути он много писал на исторические темы. Широко известна его картина "Переход Ганнибала через Альпы", датированная 1812 г. Его излюбленными цветами были холодный серый и голубой, а также желтый, белый, розовый и красный. Многие из его работ вплотную подошли к абстрактной живописи и уж тем более предвосхитили импрессионистов. Из его картин мощным потоком бьет свет, он оставляет только то, что нужно для передачи философии изображения, не заботясь об отделке деталей. Он был настолько впереди времени, что многие его картины современники стыдливо не выставляли, боясь что их не поймет публика. В то же время его охотно покупали его покровители и аристократия. Его магия снова и снова влияла не только на зрителей, но и на художников, в том числе после его экспозиции на Венецианской биеналле 1948 г. и одной из самых его полных выставок в Королевской академии в Лондоне в 1977 г. Тёрнер - это всегда открытие, где бы не появлялась его живопись и книжная графика. Даже не знаю, что мне больше всего по душе, пожалуй, "Дождь, пар и скорость", на которой их паровоз вперед летит в клубах пара (пыли? тумана?), прорывая мрак и стоячий воздух, а может две лодки - желтая и черная - двумя мазками на неподвижной воде. Сердечное спасибо замерзавшему для нас семейству Иваноff, И. Антоновой и Алишеру Усманову.
Dik Dik аватар
Dik Dik (Ср, 18.02.2009 - 12:15)
Да, здорово семья Ивановых умеет пропиарить себя! Какие они ценители исскуства, не побоялись ни снега, ни московских пробок, все преодолели, но насладились полотнами великого британца! Даже становится стыдно за себя ленивого, ведь слышал про выставку, даже была мысль посетить, но... вот не собрались, не шмогли. спасибо Олег, умеешь ты доставить несколько неприятных минут менее искушенным в исскустве людям! :-?
Иваноff аватар
Иваноff (Ср, 18.02.2009 - 12:20)
Я не понимаю, это что, наезд???? :evil: (Шутка, я ж понял, что ты по доброму.) Да, вот так вот мы - обычно нас из дома калачами не вытащить, а тут вдруг такое дело - отменили 14 февраля занятия наших деток в доме актера, что и предопределило поездку!
Dik Dik аватар
Dik Dik (Ср, 18.02.2009 - 16:37)
О!!! Пиар продолжается!!! Мало того что у него жена исскуствовед, так еще и дети актеры! Ну, Олег, ты ващееееее....... :taunt:
Иваноff аватар
Иваноff (Ср, 18.02.2009 - 16:49)
Ну Дик! Ну мы ж не виноваты! (Только Рита не искусствовед, а модельер!)))))))))))))
миссис Борман аватар
миссис Борман (Ср, 18.02.2009 - 21:25)
Мы имели счастье видеть картины Тернера в Лондоне: в Национальной галерее, музее Виктории и Альберта, Tate gallery и в Гринвиче. Ивановы - "стойкие солдатики". Меня муж через 30 минут стояния на морозе съел бы, однозначно! А вы всем семейством мужественно одолели и мороз и очередь и Тернера! А болеть сейчас роскошь большая, так что желаю скорейшего выздоровления, назло всем фармацевтам. :D После выставки. J.M.W. Turner.Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. - А. Камю
Иваноff аватар
Иваноff (Ср, 18.02.2009 - 21:49)
Спасибо! Постараемся к выходным прийти в себя)
Шмель аватар
Шмель (Чт, 19.02.2009 - 19:42)
:t4106: Спасибо, зачитался, начальник за спиной оказывается тоже))) Очень интересно! По истенне сильный рассказ к сильным произведениям
Шмель аватар
Шмель (Чт, 19.02.2009 - 19:44)
:t4106: Спасибо, зачитался, начальник за спиной оказывается тоже))) Очень интересно! По истенне сильный рассказ к сильным произведениям
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 19.02.2009 - 21:56)
А и пожалуйста! Надеюсь, начальник не лишит тебя компьютера)))))
Irma аватар
Irma (Пт, 20.02.2009 - 13:31)
Шмель- по истИне - :D грамотность -не порок... :hmm: :tommy:
Иваноff аватар
Иваноff (Пт, 20.02.2009 - 13:50)
... А большая роскошь!)))) :taunt: :taunt:
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...