В поисках легенды. Часть 2. Озеро Свято.

в 30 км от г.Мурома, середина августа 2008
Начало истории тут: http://www.tbg-brand.ru/node/12979 Если пойти по миру в поисках чудес, то они буду встречаться Вам повсюду ... Часть 2. Озеро Свято. Ну да, мы сейчас напридумываем, что завязли в машине так, что выбраться сами не смогли, позвонили по телефону эвакуатора, а к нам приехал тот вездеход из деревни и отвез нас на крыльях на самый остров, откуда мы утром благополучно по дну выехали … (из непридуманного в ночи). Озеро Свято На озере планировалась ночевка. И так оно и получилось, только в первоначальном плане прибыть туда предполагалось при свете дня или не очень поздно, в реальности же плутать в лабиринте дорог пришлось в ночи … Поворот на грунты мы определили правильно. Но вот дальше … Развилка … В поисках легенды. Часть 2. Озеро Свято. Решили ехать по самой наезженной дороге, но стоило только на нее свернуть, как … В поисках легенды. Часть 2. Озеро Свято. Вот точно – направо пойдешь – коня потеряешь. Под дружное хихиканье и глумление пошла фотографировать табличку. На всякий случай. Техника цифровая, так хоть номер как будто бы записали. А вдруг пригодится … Дальше на всех развилках опять выбирали наиболее наезженные дороги, но они как-то странно петляли. В какой-то момент, глядя на сосны по бокам дороги не могла отделаться от ощущения, что по частоте они напоминают бамбуковый лес – так же часто и непролазно. И темнота кругом. После минут десяти таких петляний выехали в поле. Но ведь озеро-то в лесу находится. Все начали тихо подергиваться. Тут полушутливо, полуглумливо, полуистерично, полупростоуставше Женя произносит фразу – начинайте молиться. Смысл ответной общей фразы был – попробуй сама, ты же за рулем. На это Женя произносит что-то молитвоподобное и … метров через 50, на дороге в поле посреди ночи мы встречаем двух ребят на самодельном мотоцикле. Увидя нас, они хорошо посмеялись, что мы на нашей машине метров через 20 сядем так, что нам потом никакой эвакуатор не поможет. Заставили нас развернуться и на нашу просьбу показать озеро – отвезли нас к нему … Святое Озеро, однако. И чудеса по его берегам – дело обычное. Ребята нас предупредили, что на озере полно отдыхающих, в чем мы убедились, далеко не сразу найдя свободную стоянку. Но, что интересно, при таком обилии отдыхающих в ночи было тихо – не было безумной музыки, не было пьяных песен … по берегу стояла тишина. Настоящая! Долго гадали - почему: или же слышимость такая, что звук не распространяется, или же это - самая сильная аномалия, которую нам удалось увидеть в этом месте. А может еще одно маленькое чудо? Но, как бы там ни было, а приближавшееся к полуночи время требовало подумать об ужине и устройстве ночлега. И вот, через какое-то время костер уже весело потрескивал, глинтвейн готовился, картошечка, которой нас наградила одна очень добрая бабушка в какой-то деревне по дороге, где мы решили пополнить наши продовольственные запасы, - печется, а мы за обе щеки уплетаем бутерброды с икрой ... В поисках легенды. Часть 2. Озеро Свято. И только отдохнув и плотно поев, вспомнили, что надо бы поговорить по то место, куда приехали. И чего ради покатили почти за полтыщи километров? Привожу текст, зачитанный в ночи у костра: «Озеро - карстового происхождения. Геологи говорят, что около 800 лет назад на территории нынешней Нижегородской области произошла какая-то катастрофа, в ходе которой тут и там образовались провалы, заполнившиеся водой. Самый известный провал – озеро Светлояр в нескольких десятках километрах от Свято, на дне которого якобы покоится Китеж Град. На дне Свято, как говорят предания, скрылась то ли деревня, то ли церковь, то ли монастырь. Озеро еще интересно тем, что имеет форму человека, спящего в форме эмбриона. Есть там интересная легенда того места ... Само Озеро было запретной зоной, местом молитв и как бы моделью мира. “Ноги” – это низкий, подземный мир, там живет Сатана. “Голова” – место, напротив, святое, дошло до того, что в 1997 году, по настоянию общественности, прямо против “головы” поставили деревянную часовню, маркируя тем самым место стихийных молитв окрестных жителей. Про “голову” говорят, что когда-то в ней появилось изображение головы Иисуса, и часовня тоже посвящена Его Нерукотворенному Образу. Три сросшиеся березы на берегу “головы”, или Крутомоя – символ св. Троицы, а 12 сосен на острое символизируют 12 апостолов. Хотя “голова” как бы не соединяется с основным зеркалом озера, пускали окольцованных щук в Крутомое и вылавливали их в озере Свято. В этом Крутомое как-то поймали икону, всплывшую из того самого затопленного монастыря, и теперь она хранится в церкви в Дедово. Есть легенда, что некий мужик поплыл на озеро удить рыбу, зацепил своей леской за что-то твердое, и вытянул веревку, потянув за которую, узрел крест и купол церкви. Мужик в ужасе отпрянул, лодка опрокинулась, и он мгновенно утонул. А вот мифология нового времени: в 1972 году “все” видели, как вода в озере расступилась, и открылась дорога к Острову 12-ти апостолов. Правда, те, кто видят на острове не 12, а 13 сосен, называют его Чертов остров. Есть еще остров, на котором росла одинокая осина, символ Иуды, но ее срубили. В 1960-е годы водолазы ныряли в озеро, и нашли деревянный пол, на котором стоят вертикальные дубовые колонны, а к полу приделана цепь. Дно озера – говорят водолазы – это ад. Все завалено лесом, повсюду ямы, глубина озера 21 метр, а вода редко бывает теплее, чем 7 градусов. По объективным данным: воды озера кажутся мертвыми. Анализ показывает повышенное содержание серебра. Рыба есть, но ее видно только в погожий день, когда резвится она на мелководье на солнце. А так – молчит вода, птиц нет, растительности мало. Остров есть на озере один, из всех выделяется тем, что движется. На нем растет несколько берез. Движут его вешние льды – что ни год, стоит остров на новом месте. Как могут мощные деревья расти на клочке суши, не связанном со дном, неведомо. В селе Дедове, километрах в 2 от озера, есть церковь, которой в сентябре 2003 якобы исполнилось 350 лет. Местное предание говорит, что некогда на этом месте возник Никольский мужской монастырь с Никольской же деревянной церковью, а монахи жили в землянках. Когда Иван Грозный с войском подошел к монастырю, его конь встал, и не хотел идти дальше. Тогда навстречу царю вышли из своих землянок монахи, или “деды”. Иван пообещал построить Никольский собор из камня, что и исполнил. Монастырь скоро исчез, только храм остался. Возникшее на его месте село назвали Дедово – в память о тех “дедах”. Писцовая книга за 1629 год фиксирует каменную Никольскую церковь, которую считает строением Ивана Грозного, и каменную же церковь Флора и Лавра, на тот момент даже еще не освященную. До наших дней она не сохранилась. Писцовая книга говорит, что село и окрестности населяли “мордва и татары”. В конце 17 в церковь перестроили, сделав ее Спасской (она и сегодня так называется), а старый Никольский храм вошел в состав Спасской церкви как придел. Вот почему мы видим сегодня относительно новое сооружение и удивляемся, откуда взялась его древняя слава. Колокольню пристроили только в 1847. В 1950-е годы под куполом колокольни нашли странную надпись – “Мастер Григорисонов А.С. 1047 год”, а в другом месте “Григорьев 1081”. Про колокольню говорят, что под ней есть подвал, в котором спрятаны сокровища, и из нее же идет подземный ход на остров Красный озера Свято, тот самый, что плавает. А вот откуда на храме взялся крест с полумесяцем, есть предание ..., что некий Иван и его жена Степанида нашли в лесу подкинутую девочку-татарку и приняли ее к себе, окрестив Настасьей. Когда она выросла, в нее влюбился некий Князь, бывший тут же на богомолье. От этой любви у них родилась дочь Прасковья. Из церкви – Никольской – шел подземный ход к Русаковскому монастырю. Как-то князь пошел этим подземным ходом из церкви к монастырю, а Настя и ее дочь – лесом туда же. Когда Настя с дочерью пришли, то увидели, что Русаковский монастырь провалился под землю, и на его месте плещется озеро (Свято). Тут же пришли татары, и замуровали Настю с дочерью в подземном ходу. У озера с тех пор слышен ее плач. Про плач – это про эхо, подобного которому нет больше нигде. Эхо на озере Свято возвращает крикнутое четыре раза, причем совершенно без искажений, даже самые длинные фразы. Отец этого князя, в память о своем сыне и о Насте соорудил на Никольском храме особый крест – с полумесяцем, причем полумесяц символизировал татарку-Настю. Про этот Русаковский монастырь рассказывают, что само название якобы происходит от того, что монахи грешили с русалками. Про монастырь говорят, что он провалился под землю между 1691 и 1764 (геологи этому не верят). В церкви как раз шло венчание. Тройка лошадей с пустой каретой сорвалась с места и так спаслась, прилетела в Дедово, и тем оповестила жителей о несчастье. Утром можно слышать, как звонят под водой колокола (то же говорят про Китеж). В полночь при свете луны под водой виден крест. Русаки встанут из воды в день Страшного суда. А еще ... В 1969 году якобы три женщины, идя на богомолье в Дедово, решили заночевать у озера, да приметили шатер, а в нем – двух по-старинному одетых мужиков. Мужики пустили их к себе, постелили спать на сундуках. В сундуках оказалось множество нательных крестов, причем один из мужиков, поразительно похожий на Николу Угодника, пояснил – “вот, теряют, а мы подбираем”. Поутру женщины обнаружили себя лежащими на голой земле, шатра, мужиков и сундуков след простыл». (истории взяты у Е.Арсюхина, 2003) Четырехкратного эха нам поймать не удалось. Хотя мы не очень и старались, если уж честно. Зато вода в озере в самом деле очень холодная. Ну, не семь градусов, конечно, но не теплее градусов 15 … Утреннее купание бодрило достаточно сильно. В поисках легенды. Часть 2. Озеро Свято. По берегам же озера растет очень много вереска. Попадалась брусника. Не так, чтобы много но – была. И очень много камней. Как выяснилось, стояли мы буквально в нескольких метрах от перехода к голове озера. До часовни было чуть больше пяти минут неторопливой прогулки. На часовне висели две бумажки, в одной практически полностью повторялась легенда, описанная выше про Нерукотворенный Образ. Говорилось, что «голова» раньше была соединена с телом озера тремя протоками, два из которых ныне заросли и отсутствуют, а один вполне просматривается. И это же позже подтвердил батюшка в церкви в Дедово. На второй бумажке висят слова с просьбой не купаться в «голове» озера, что тут затонул храм Божий, и это место святое. Тех же, кто купается тут, посылаются скорби и болезни. Во время омовения обязательно жещины должны быть в рубах и косынках. В поисках легенды. Часть 2. Озеро Свято. В момент моего посещения места часовня была закрыта. Но выломанные в стене доски позволили заглянуть внутрь … Там же наблюдала картину полнейшей смеси веры, суеверия, страха и вообще всего остального нормального человеческого … Пока я там бродила с фотоаппаратом, подошла достаточно веселая компания местных жителей: все возрасты - от детей до вполне солидного. Прочитали надписи на часовни, матюгнулись по поводу придурков, выломавших доски, прокомментировали, что после такой ночи купаться тяжеловато, с шутками подошли к воде, разделись до купальников, перекрестились, произнесли положенные слова и нырнули рыбкой, вынырнули, перекрестились, нырнули рыбкой и вынырнули почти на середине озера, перекрестились, нырнули и вынырнули уже у выхода, и со словами, что больше нельзя – тут не купаются, начали выходить из воды … Дедово В поисках легенды. Часть 2. Озеро Свято. Подходя к церкви, заметили молодую пару в свадебной одежде. Как выяснилось, у них должно быть венчание. Мы потихоньку прошли внутрь, рассчитывая, что пока они не начали, сможем посмотреть Храм изнутри. И, когда мы уже собрались уходить, жених обращается к нам – а вы тут надолго? Мы, желая не мешать, попытались его заверить, что мы пару минут, и уходим, на что нас попросили как раз задержаться и поснимать само таинство, - и протянули мне фотоаппарат (видимо, сыграл тот факт, что у меня свой фотоаппарат висел на плече)… Батюшка рассказал, где мы можем стоять и как передвигаться в процессе … Совет да любовь! Меня же интересовало еще то, на сколько истории, прочитанные в ночи – правдивы. Подошла по окончании к батюшке. Фактически он подтвердил историю, правда, сказав, что Чудотворная икона с Нерукотворным Образом была похищена из церкви шесть лет назад. Потом еще обмолвился, что сейчас она находится в Финляндии в частной коллекции, и что она была незаконно вывезена из страны. В церкви же на ее место находится список, датированный 19 в. Который писался для того, чтобы место в иконостасе не пустовало, пока с Чудотворным образом проходили с Крестным Ходом по окрестным деревням. Ну и под конец попросила разрешение немного поснимать внутри, и мне такую возможность предоставили … В поисках легенды. Часть 2. Озеро Свято. Ну вот, опять три дороги … Правая – это то, где эвакуатор. Левая ведет к часовне на озере. А центральная – к церкви в Дедово … В поисках легенды. Часть 2. Озеро Свято. (продолжение следует) Медаль
Тэги: Россия ,
3 голоса | Комментарии Оставить комментарий
Os-a аватар
Os-a (Ср, 15.04.2009 - 17:25)
Ох, как здорово! И озеро, и костер, и венчание в старинной церкви...Только раз в жизни я сама была фотографом на венчании - такое не забывается! Красота летняя глаз режет зеленью, эх, быстрее бы лето, да в путь-дорожку!
Ulysses аватар
Ulysses (Ср, 15.04.2009 - 18:00)
Чудесный рассказ! Такой лиричный... И фотографии замечательные: вереск так нежно сфотографирован!
tananta аватар
tananta (Пт, 17.04.2009 - 13:30)

Os-a написал(а):

Красота летняя глаз режет зеленью, эх, быстрее бы лето, да в путь-дорожку!

Спасибо большое! А лета, да, хочется :-) у меня летом еще и большой отпуск, так что ... вот, что-то размечталась :-)

tananta аватар
tananta (Пт, 17.04.2009 - 13:30)

Ulysses написал(а):

Чудесный рассказ! Такой лиричный... И фотографии замечательные: вереск так нежно сфотографирован!

Спасибо большое! Рада, что понравилось!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...