Путешествие в преисподнюю

Москва и немножко Питер, всегда
История участвует в конкурсе: Конкурс апреля: Туризм в Большом Городе

«Мы везем московские тайны По секретным веткам метро.

Группа «Високосный год», «Метро»

 

          Вдохновленный чьим-то предложением поработать на мифологию отечественного внутреннего туризма берусь за тему, которая всегда привлекала меня, будоражила воображение, чему подтверждением явились некоторые мои экскурсы в эту тему в разных попытках, в том числе и здесь, на tbg. Тема, правда, несколько инфернальная, но что есть, то есть. Может кто-нибудь заинтересуется и дополнит мой спуск в преисподнюю современного города впечатлениями из своих воспоминаний, опыта или кладезя знаний. Причем необязательно это должно быть московское метро. И тогда, кроме наших городов и городков, действующих и заброшенных храмов, разрушенных и восстановленных усадеб, истории рек, озер, природных достопримечательностей, мест битв и ристалищ, в туристский оборот новыми гранями войдет метро, underground, subway или metro по-ихнему.

 

          Сначала некоторые исторические сведения без попытки соперничать с Интернетом. Первые планы по строительству метро в Москве относятся к 1890 г. Предполагали линии проложить в тоннелях по эстакадам, а метровокзал расположить на Красной площади. Планы не осуществились из-за сопротивления извозчиков и духовенства. К слову сказать, метро в Лондоне пустили в 1863 г. (двумя годами позже отмены у нас крепостного права), в Париже в 1890 , в Берлине в 1902. А у нас по поводу проекта 1902 г., представленного инженером Балинским, городская дума ответствовала: «господину Балинскому в его домогательствах отказать». Духовенство так отреагировало на идею метро: « Возможно ли допустить эту греховную мечту? Не унизит ли себя человек…, спустившись в преисподнюю? А что там есть, ведает один бог, и грешному человеку ведать не надлежит». Про прозорливую идею строительства в городе метро в советские 30-ые, про то, кто и как его строил, была в свое время хорошая повесть «Васька» Сергея Антонова, читанная мною давно в журнале «Юность» по-моему. Скажу только, что первой была красная линия, проложенная по маршруту, о котором пел когда-то Леонид Утесов, «чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся от Сокольников до Парка на метро». После прихода к власти в Германии в 1933 г. Гитлера решено было углубить московское метро, чтобы использовать его в качестве бомбоубежища во время вероятной войны. Это увеличило при строительстве проблемы с протечками. Про строительство радиальных линий на следующих ветках умолчу. Скажу лишь, что, по разным свидетельствам, возникновение идеи создания первой кольцевой линии связано было со столкновением мнений и спорами специалистов, которое прекратилось после того, как при одном из обсуждений на самом верху Сталин поставил чашку с кофе в центральной части схемы метро с соответствующими словами. До сих пор Кольцевая отмечена на схемах коричневым цветом. Эта история нисколько не хуже той, когда Николай I провел по линейке трассу железной дороги Петербург – Москва, сделав в одном месте небольшой обход из-за пальца, прижимавшего линейку.

 

          Кстати, о Кольцевой линии. По мнению астрологов, 12 ее отрезков соответствуют знакам зодиака: «Овен» от Курской, «Телец» от Таганской, «Близнецы» от Павелецкой, «Рак» от Добрынинской, «Лев» от Октябрьской, «Дева» от Парка Культуры, «Весы» от Киевской, «Скорпион» от Краснопресненской, «Стрелец» от Белорусской, «Козерог» от Новослободской, «Водолей» от Проспекта Мира, «Рыбы» от Комсомольской. Говорят о том, что на кольце запланированы еще две станции на пересечении с новыми ветками. Что тогда делать астрологам, ума не приложу. Закончили кольцевую в 1954 г., достроив станции на отрезке Белорусская – Парк культуры и замкнув кольцо. На строительстве кольцевой линии работало большое количество заключенных. Предание говорит, что провинившихся зэков сбрасывали в вентиляционные шахты метро или замуровывали в стены тоннелей.

 

          Раз в месяц на кольцевой линии можно наблюдать странный феномен – абсолютно пустой поезд, аккуратно останавливающийся на каждой станции, но не открывающий двери. В кабине машиниста – человек в старинной форме работников метрополитена. Говорят, что в этом поезде собраны отчаявшиеся найти путь в мир живых души погибших на строительстве. Иногда случается так, что в вагонах открываются двери, но ни в коем случае нельзя в них заходить и даже подходить к ним близко, иначе эта поездка окажется для вас последней. Авантюра (не было четкого плана линий – все решалось по месту, не было опыта у инженеров – учились на ходу, не хватало оборудования, материалов, специалистов, просто рабочей силы – работали зэки и раскулаченные крестьяне, уцелевшие в кровавой карусели конца 20-х) превратилась в триумф благодаря дерзости, таланту, самопожертвованию.

 

          Существует довольно большая подборка материалов о Метро 2 (Д6), начатом в качестве резервной ветки на сталинскую дачу в Кунцево и развивавшемся потихоньку многие годы для спеццелей, соединяя в том числе бункеры вождя, а позже центры гражданской обороны и военные командные пункты. Упоминают 4 станции-призрака, брошенные тоннели, демонстрируют фотографии дверей на действующих станциях, ведущих в никуда. Ну, как тут не вспомнить фантастический рассказ 70-х про поезд в токийском метро, который умудрялся проскакивать по каким-то альтернативным тоннелям станции, и пассажирам неделями приходилось путешествовать в неведомом мире, чтобы в какой-то момент за несколько секунд выскочить из поезда на случайной, но реальной остановке в небритости и ошалении.

 

          Википедия свидетельствует о том, что московское метро знаменито богатой отделкой многих станций с «замечательными образцами искусства эпохи социалистического реализма». На самом деле, вместе с В.Пелевиным можно здесь вспомнить увиденное в Кносском дворце или египетских храмах. И хотя говорили, что стиля арт деко, как и секса, в СССР не было, деко, проявившееся в синкопированных ритмах времени на концертах Леонида Утесова и Эдди Рознера, присутствовало (и, слава богу, никуда не делось) на Маяковской в многоконтурных металлических арках архитектора А.Н.Душкина и мозаичном цикле «Утро страны Советов» Александра Дейнеки, в геометрических формах кованых светильников и вентиляционных решеток станций московского метро, в том числе на станции Кузнецкий мост. Конечно, интерьеры и отделка станций метрополитена были в какой-то части данью тщеславию вождей. Сдерживаемые по крайней мере внешней аскезой партийных норм и невозможностью упрятать от глаз людских роскошные дома (в отличие от зарплат в конвертах и спецраспределителей), они не строили дворцов и поместий. Но отрывались по полной на проектах метрополитена. И выбор мрамора, кованного металла и нержавейки, лепнины, мозаик и витражей диктовался не только соображениями долговечности и практичности. Это были рукотворные памятники советской эпохе, а, значит, и себе любимым. «Наше метро – лучшее в мире» затем сменилось «зато мы делаем ракеты» и т.д.

 

          В 1934 г. разобрали белокаменный Серпуховской кремль. Камень из этой постройки использовали при отделке станций первой очереди – Сокольники – Парк культуры и на нескольких более поздних станциях. Первые витражи из цветного стекла установлены на станции метро Новослободская. Делали их рижане по рисункам П.Д.Корина. Уже упомянутые 36 мозаик на Маяковской по рисункам А.Дейнеки за 70 лет не состарились, нужно только помыть смальту. О подвиге ленинградских мастеров – мозаичистов, выполнявших и выполнивших заказ для московского метро до самого своего смертного часа в голодном блокадном городе недавно рассказала Елизавета Листова в документальном фильме про метро. К сожалению, не видел и не знаю подробностей. Лучшие из лучших, архитекторы и художники с мировыми именами работали для метро. Щусев, Душкин, Фомин, Ладовский, Чечулин, Корин, Дейнека - это далеко не полный перечень, а всех красивых станций тоже не перечесть: Маяковская, Кропоткинская, Комсомольские (кольцевая и радиальная), Новослободская, далее - почти везде. «Я осмотрел подземный мрамор станций, Я ощущал руками чудеса…», писал Семен Кирсанов.

 

          Я уже как-то рассказывал, что время от времени пожилые итальянцы или немцы стоят большими группами в метро на Комсомольской кольцевой, и бойкие гиды рассказывают им, что здесь раньше была мозаичная фреска с изображением парада Победы в 1945 г., когда воины бросали фашистские стяги к подножию мавзолея. Потом с мавзолея убрали Сталина, потом Берию и оставшиеся на трибуне смотрелись снизу как среди выбитых зубов, потом Кагановича, Молотова и Маленкова, а потом закрыли потолочную фреску лесами на полгода и уложили там другую картинку. Историй с мозаиками достаточно много. На Новослободской в торце центрального зала было мозаичное панно с изображением женщины с ребенком. Не знаю, воспользовался ли здесь архитектор А.Н.Душкин рисунками Корина, как для витражей, но мозаичная фреска подозрительно была похожа на иконный образ. Это видимо кому-то не нравилось, а может казалось святотатством, и в 80-х по-моему торец закрыли и долго переделывали мозаику. Когда она предстала пассажирам метро, они увидели новую композицию. Это была снова женщина с младенцем, но в более мирском виде что ли. Она и сейчас там. Неподалеку, на Белорусской кольцевой при выходе на Лесную улицу устроено керамическое панно, которое когда-то, наверное, символизировало интернационал, где разные по типу и расе лица представляли братство народов Земли. Эта коллекция смотрится сейчас для выходящих со станции как гимн гастарбайтерству.

 

          Курьезы бывали и с надписями в метро. На Курской кольцевой, например, при выходе на вокзальную площадь, в круглом павильоне-ротонде над колоннами большими буквами был выложен куплет из старого гимна. «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил…». Вторую часть куплета убрали во времена оны, поэтому никаких «Нас вырастил Сталин, на верность народу …» давно уже нет. Так было в течение долгих лет, а недавно эту станцию закрывали на ремонт, входа и выхода с нее здесь не было, и не знаю, как там с этим усеченным куплетом сейчас.

 

          Реклама в метро – это отдельная песня. Метрополитен считается достаточно демократической средой, и реклама в нем может быть попроще и подоходчивей. Еще несколько лет тому назад в вагонах можно было видеть постер, где АЛКО рифмовалось с палкой (городошной вроде бы). Иногда на плакатиках метрорекламы бывали откровенные грамматические ляпы. Когда по сторонам тоннелей начали размещать рекламные модули, делать рекламу стали солиднее, появились первые образцы социальной рекламы: апология семейных ценностей, антитабачная и антиалкогольная пропаганда, призыв к человеческому отношению к брошенным собакам. Говорят, что в метро, на станциях и в тоннелях, живут около 500 собак. Некоторые из них ездят в поездах и вроде бы точно знают свой маршрут. Однажды я сам видел, как на остановке в вагон вошла собака. Поезд тронулся, и она медленно пошла по вагону, посматривая на сидящих. Может, она искала кого-нибудь, может, ждала, что кто-то ее покормит. На следующей остановке она вышла. У меня защемило сердце, больше, чем на «мы сами здесь не местные» и на инвалидов в камуфляже. Может, это неправильно, но кто знает, как правильно.

 

          В подуличном переходе станции Менделеевская года два назад установили памятник «Сочувствие», посвященный собаке по кличке «Мальчик», убитой 21-летней моделью Юлией. Девушку потом признали невменяемой, а на памятнике написали «Посвящается гуманному отношению к бездомным животным». И вправду, «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Путешествие в преисподнюю

 

          Образцом социальной рекламы до сих пор считаю большой щит, разработанный известной рекламной компанией по заказу фирмы Vera (питьевая вода), который в течение почти года встречал нас более чем на 30 станциях метро, пока фирма не ушла из России. На нем был изображен парнишка лет 4, прижимающийся к отцу. Отец, стоявший сзади, был изображен по пояс, и парень на фоне джинсов смотрел на нас широко раскрытыми глазами. Надпись на плакате: «Ты нужен своей семье, ты нужен своей стране, ты нужен всем, кто тебя любит, тебя никто не заменит».

 

          Сегодня кризисная реальность поубавила рекламу в метро, по сторонам эскалаторов зияют пустые квадраты, а иногда подряд висят несколько одинаковых плакатов: «Семья – один из шедевров природы». В войну, при наступлении немцев под Москвой взрыв метро отменили в последний момент, и оно стало бомбоубежищем. И хорошим бомбоубежищем. В 60-х глухо распространялась история об одном из европейских профессоров (вроде бы из ФРГ), который по делам научным попал в Москву. Здесь он много времени провел в метро, смотрел, оценивал, прикидывал. По возвращении написал и издал научный труд. Он прикинул избыточные запасы прочности по опорам и конструкциям на станциях, глубину залегания, устойчивость наземных конструкций, оценил устройство фильтро-вентиляционных систем и сделал вывод: московское метро – строго продуманная система противоатомных убежищ. Была холодная война, Америка массово строила убежища, книга вызвала скандальный интерес, лила воду на чужую мельницу, о ней нигде у нас не писали и никак не комментировали. Сейчас мне думается, что с материалами и запасами прочности перезаложились по приблизительности расчетов, неточности моделирования, отсутствию опыта. Потом, на более простых линиях были более экономны и менее запасливы.

 

          За время существования московское метро перевезло более 90 миллиардов пассажиров. Если на миг забыть, что это не сразу, то перевезли и человечество, и марсиан с венерианцами, возили и прочих. Сегодня в метро бегает более 4500 разных вагонов. Бывали в метро, не считая тех, что около метро, и теракты и взрывы. Взрыв в 1977 - 7 погибших, 37 раненых, взрыв в 1996 – 4 погибших, 14 раненых, взрыв в 2004 – 41 погибший, 250 раненых. Все дела о терактах до сих пор засекречены. Были и серьезные аварии – в 1982 – 8 погибших, 30 раненых, 1994 – 20 раненых. Кто-то падает на пути, кто-то бросается. Питерское метро, которое начали вводить в строй в 50-х, имеет двойные двери: сначала открывается дверь в тоннеле, а затем в вагоне. Оно в этом отношении безопаснее. В те годы это был город мастеровой и пьющий, городские власти тогда позаботились о безопасности пассажиров.

 

          Мне довелось участвовать в субботнике перед самым открытием одной из первых ленинградских станций. Мы таскали к подъемнику разные железки и мусор, а когда к концу дня работа кончилась, пешком по бездействующему эскалатору начали подниматься на поверхность. Как же это было тяжело, и какое глубокое из-за близкой воды питерское метро. О заседаниях Политбюро во время войны на станции Маяковская, которая тогда была самой глубокой (сейчас это Парк Победы – 84 м) известно многим. Также как и о диггерах, отважных путешественниках, увидевших под землей много необычного, включая крыс-мутантов размером с собаку. Ну, так это не редкость, один из наших коллег-путешественников встречал и описал даже людей с песьими головами.

 

          В камне отделки некоторых станций отчетливо видны окаменелости. Помню я возил маленького тогда сынишку на переход с Комсомольской на Комсомольскую кольцевую, и мы, поднявшись по ступенькам, нашли окаменелости неподалеку от кабинок для автоматов (сейчас там только один автомат, а кабинки остались). Окаменелости хорошо видны в колоннах на станции Площадь Ильича.

 

         Из курьезов можно упомянуть о том, что существует примета: студенту, чтобы сдать экзамен, нужно по полной проехать по кольцу или потереть нос псу в бронзовой композиции «Пограничник с собакой» на Площади Революции. Говорят, что если попытаться пройти турникет, не оплатив, можно услышать первые такты полонеза Огинского «Прощание с родиной». То ли намек на то, что автомат прибьет, то ли на то, что отсиживать за нарушение придется в чужой тюрьме. На радиальных линиях при движении к центру города станции объявляются мужскими голосами, а при движении от центра – женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские – в обратную сторону.

 

          В одном из интервью Виктор Пелевин сказал когда-то: «На самой глубокой станции московского метро, станции Маяковская, овальные окна открывают вид с темного заштукатуренного потолка на нарисованное голубое небо, с самолетами, пестрыми воздушными шарами и ветвями цветущих яблонь. Может быть, строители метро тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, все те люди, памятником которым является московское метро, ушли именно туда, в эту нарисованную голубизну, в подземное небо с застывшими розовыми облаками вечного заката».

 

         Несколько дней тому назад в пустынном утреннем зале видел, как молодые парень с девчонкой, расцепив руки, на мгновенье обнимаются и бегут к своим поездам по разные стороны перрона. «Дан приказ ему на Запад, ей в другую сторону…». Поезда метро увозят их, чтобы снова соединить вечером. «Мы как птицы садимся на разные ветки И засыпаем в метро».

 

          P.S.Что до фото, то вряд ли я с камерой в руках покажу что-то, чего Вы еще не видели сами или на метросайтах Инета. Кое-что есть на http://forum.arjlover.net/showthread.php?t=5253 ,где рассказывается о 6 документальных фильмах о метро с фотопримерами. А вот собачку покажу.

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
12 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Lnphoto аватар
Lnphoto (Втр, 28.04.2009 - 17:41)
у меня Маяковская крепко ассоцируится с этой фотографией http://grigorius.narod.ru/img/history/moscow/mosc_ph_i_13_mayakbomb.jpg
Vnika аватар
Vnika (Втр, 28.04.2009 - 18:24)
Вот так путешествие!!! :arrow: Много нового узнала. А я люблю московское метро. Из тех что видела, оно мне по душе больше всего -и станции в разном стиле и отделке, и суета-толкотня, и удобство как собсвенно транспорта. И почему-то, очень нравится запах железной дороги именно в метро :sceptic: . У нас в городе уже давно назрела необходимость такого вида транспорта. И проекты делались, и куча комиссий работала, но... Город стоит на карстовых пустотах. :( Интересно, как все же в дальнейшем будут решать проблему. :idea:
Os-a аватар
Os-a (Втр, 28.04.2009 - 19:16)
А мне думается, уже назрела проблема расширения Московского метро. Столько народу, и с каждым годом все больше :( Помню каждую упомянутую мозаику и панно, ездила на метро много, знаю наизусть переходы почти всех станций. И все равно открыла для себя что-то новое, спасибо :)
Lnphoto аватар
Lnphoto (Втр, 28.04.2009 - 19:26)

Os-a написал(а):

А мне думается, уже назрела проблема расширения Московского метро. Столько народу, и с каждым годом все больше :(

о!! А вот и спонсор! Лужков и москвичи будут рады :taunt:

BUCH аватар
BUCH (Втр, 28.04.2009 - 20:34)
Я тоже люблю московское метро. :D Быстро и удобно. А яркие мозаичные стены придают радость поездкам. Но,если бы каждый день ездила,то скорее всего не замечала бы. А у нас когда-то отклонили строительство метро из-за подземных вод. :( Нооооо.... "Бабье радио" говорило,что просто деньги разворовали. Питер тому доказательство. Волгодонскую АЭС вообще на "зыбких" почвах построили(ужас). :evil:
Natashik аватар
Natashik (Втр, 28.04.2009 - 21:12)
Ух, как интересно! Оказывается, и легенд родной метрополитен породил немало и не только о крысах-мутантах :D Непременно попытаюсь отыскать окаменелости! А к собаке мы тоже студентами бегали. :taunt: На Курской, кроме собаки, еще есть "памятник Географии" (две девочки с глобусом в руках) - тоже некий символ. Для путешественников. Мы там иногда собираемся для решения организационных вопросов перед очередной поездкой. Добрый знак :hmm:
Фил аватар
Фил (Втр, 28.04.2009 - 22:35)
Я видел в метро срезы окаменелых раковин моллюсков и брахиопод школьником, проездом! Я тогда сильно увлекался такими вещами... Увлекательно и познавательно, глубоко - глубже даже 84 метров! Спасибо!
Ulysses аватар
Ulysses (Ср, 29.04.2009 - 07:27)
Превосходный очерк! Как я люблю Вашу основательность, Mikha, сочетание тонкой наблюдательности и дотошности с обобщениями, взглядом "с высоты птичьего полета" (хм, пожалуй, неудачно написал - с высоты птичьего полета метро разглядеть трудно :rofl: ). Я и сам давно думаю про московское метро написать, может, соберусь наконец - под впечатлением от Вашего рассказа.
E-Lena аватар
E-Lena (Ср, 29.04.2009 - 09:44)

Natashik написал(а):

Ух, как интересно! Оказывается, и легенд родной метрополитен породил немало и не только о крысах-мутантах :D Непременно попытаюсь отыскать окаменелости! А к собаке мы тоже студентами бегали. :taunt: На Курской, кроме собаки, еще есть "памятник Географии" (две девочки с глобусом в руках) - тоже некий символ. Для путешественников. Мы там иногда собираемся для решения организационных вопросов перед очередной поездкой. Добрый знак :hmm:

Крыс-мутантов не видела, а вот таракана размером с хорошую откормленную мышь видела, и не только я одна - народ тормозил у эскалатора и разглядывал эту тварь :m1419: А на "Площади революции" очень занятно наблюдать утром за пассажирами, выскакивающими из вагонов и прямиком направляющимися к собаке, чтобы потереть ей морду. Иногда даже маленькая очередь выстраивается :taunt:

Pretty аватар
Pretty (Ср, 29.04.2009 - 10:15)
А я рада весне, буду спускаться в метро. И очень хочется попасть на курскую, оказывается знак мой, и собаку я почему-то до сих пор не видела. А вообще, писать такие очерки - здесь нужен только талант. Казалось бы, столько труда вложено, а может быть вам, наоборот, эта статья легко далась, но для меня это ТАЛАНТ. Я так никогда писать не умела и не буду, но как приятно, когда есть такие люди и совсем рядом, и можно зачитываться приятными текстами. Что лучше попрошайка или собака в метро, вопрос спорный. Но мне почему-то животных тоже всегда жальче. Спасибо ещё раз за МЕТРО.
voyageur аватар
voyageur (Ср, 29.04.2009 - 10:47)
Интересно и познавательно. Да, метро в Москве устарело, обветшало, вентиляция не работает... А раньше, в жару, с удовольствием прыгали в метро, в прохладу каменных вестибюлей. Только в других городах можешь оценить московское метро, потому что там (и в Париже, и в Вене, и в Риме, да и в других, где довелось побывать) метро значительно проще и грязнее, чем в Москве: расписанные наскальной живописью стенки, ужасно длинные переходы с лестницами и без всяких эскалаторов, станции, похожие на станции пригородных электричек...входы с надписью "METRO" и лестница куда-то вниз... типа в подвал... Будем надеяться, что городские власти Москвы приведут в порядок то замечательное наследие, которое им досталось. Лично я бы не убивала старые надписи и фрезки - какая никакая, но это наша история. Спасибо за очерк! :m1419:
ace-alex аватар
ace-alex (Ср, 29.04.2009 - 11:05)
А для меня метро это еще и социальный пласт. Я на нем редко езжу. А в обычной моей жизни круг людей, которых я вижу, ограничивает работа, двор, друзья. И это одни и те же люди, как правило. А когда я попадаю в метро, я как ребенок первый раз в зоопарке. Море красивых девушек, а следом какие-то неформалы, а затем неформалы другого формата и так нон стоп такой калейдоскоп людей и ситуаций. Ну очень интересно. А история супер. Присоеденяюсь ко всем уже написанным похвалам.
Ирина аватар
Ирина (Ср, 29.04.2009 - 11:22)
Интересно!!!!отличный очерк, а для меня еще и предельно актуальный - вчера начала читать "Метро 2033" Глуховского Тоже часто вижу иностранцев, щелкающих затворами фотокамер на Новослободской, Маяковской. Могу сравнивать с "импортными" аналогами - наша подземка на некоторых станциях просто роскошна благодаря проекту, отделочным материалам, освещению. Но все это счастье не спасает от дикого столпотворения - храни меня, господи, от нашего метро в час пик. И это я абсолютно серьезно пишу
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Ср, 29.04.2009 - 15:38)
С любовью написано. И славно. :D Я тоже люблю ваше метро :D
Mikha аватар
Mikha (Ср, 29.04.2009 - 15:59)
Коллеги, спасибо за добрые слова. Я рад, что тема оказалась Вам близка. А фото Маяковки от Lnphoto знаю и люблю, но когда смотрю на него, горло перехватывает не меньше, чем от снимков военных переправ и колонн пленных, что наших, что их.
Irma аватар
Irma (Ср, 29.04.2009 - 23:59)
с удовольствием и интересом посмотрела программу Листовой про наши метростанции...Умница, девушка! :D а как раз за месяц до того мне самой пришлось выбирать наилучшие в плане зрелищности станции для показа иностранным гостям..и список составлять тех станций, на которых уже есть какие-то приметные места или композициии вроде собак на Курской да на Площади революции или мазаичных полотен... :D отличная тема! Спасибо !
Lana Yaltina аватар
Lana Yaltina (Чт, 30.04.2009 - 15:27)
"К слову сказать, метро в Лондоне пустили в 1863 г. (двумя годами позже отмены у нас крепостного права), в Париже в 1890 , в Берлине в 1902. А у нас по поводу проекта 1902 г., представленного инженером Балинским, городская дума ответствовала: «господину Балинскому в его домогательствах отказать»." :P :P :P
Алиса Кэролловна аватар
Алиса Кэролловна (Вс, 03.05.2009 - 10:04)
А у нас в Сибири Кузнецкой метро навряд-ли построят, т.к шахты и пустоты сплошь под землей. В некоторых местах даже высотные дома не рекомендовано возводить - сначала крениться начнут, а через несколько лет под землю могут уйти. Большинство городов вокруг шахт выстроено, по несколько разрезов на территории бывает. Живет в одном дыхании царства подземного и сие не радует.
victorio аватар
victorio (Ср, 13.05.2009 - 23:26)
метро нужно закрыть, чтобы развивался наземный транспорт.
Lizo4ka аватар
Lizo4ka (Пнд, 18.05.2009 - 20:13)
Спасибо,узнала очень много нового...действительно,у нашего метро интереснейшая история,о которой многие даже не подозревают...
Регина Лукашина аватар
Регина Лукашина (Пт, 27.01.2012 - 17:39)

Поразительно!... Действително, Ваш рассказ, уважаемый коллега, перекликается с моим про метро, но несравнимо полнее и информативнее. Если позволите, именно на Вас я сошлюсь во время записи в ближайшее время тематической передачки по москвоведению, которая пойдёт в обозримом будущем на первой кнопке городского вещания в Москве. Когда конкрено - сама не заню, но уточню всенепременно!!!))))))))

Mikha аватар
Mikha (Пт, 27.01.2012 - 17:47)

Спасибо на добром слове. Пользуйтесь на здоровье, если пригодится.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...