Немного о гвозде.

Подмосковье, июнь 2009
Вчера с товарищем весь день проколесили по Подмосковью время от времени останавливаясь для того, чтобы позвенеть металлоискателем на местах бывших деревень. И в результате среди находок было довольно много бытовых вещей. Раскопали топор. Правда глядя на его форму, я бы предположил, что им скорее крушили басурманские головы, чем дрова. Хотя может в «те» времена именно такие топоры и применялись для рубки дров. Я откопал кованую отвертку. Нашли ложку. Элементы конской сбруи. Женское украшение. Конечно, не обошлось и без монет. Хотя их было слишком мало. Были и гильзы. Эхо последней войны. А ещё я поднял из земли кованый гвоздь. Железный, четырехгранный. Длинною примерно 70 мм. Лень вставать идти за линейкой, чтобы померить точно. Смешно, но писать об этом не лень. И с толстою такою слабовыраженною шляпкой. А так как гвозди для меня не чужие. Все таки уже который год кормят. И я знаю о них достаточно много. Но о современных. И вот глядя на своего гостя из прошлого. А ему никак не меньше 200 лет. Так как уже с начала 19 столетия производство гвоздей поставили на поток и перестали их ковать. И вот глядя на него я понял. Что я крайне мало знаю о гвоздях старинных. И я решил восполнить этот пробел, а заодно и поделиться найденным с вами.
Итак для начала посмотрим, что говорит о гвозде Википендия.
Гвоздь — метиз, крепёжное изделие, представляющее собой цилиндр, параллелепипед, конус, пирамиду или винт, заострённый с одного конца и имеющий на втором, тупом конце плоскую рифлёную или декоративную шляпку. Используется для скрепления различных материалов (в основном деревянных) посредством забивания.

А вот другое определение.

Гвоздь — это заостренный стержень, обычно железный (стальной), со шляпкой на тупом конце. Еще в глубокой древности гвозди — простейшие крепежные детали — делали из костей рыб, шипов растений, прочной древесины. Как только человек научился обращаться с металлом, появились и металлические гвозди — литые и кованые.
Раньше на Руси понятие "гвоздь" трактовалось несколько шире. Так, гвоздем называли и железную спицу (шпильку) со шляпкой или костылем, и выструганные из дерева (без шляпки, конечно) сколотни, втесневики, нагели и колышки, укрепленные в стене или на вешалке, и даже затычки в бочках.
Вот если «нагель» и «колышек» это слова дожившие до наших дней. То попробуйте произнести «сколотень», «втесневик». Покатайте эти слова на языке. А теперь постарайтесь представить себе сам предмет. Согласитесь, что произнеся «втесневик» слабо после этого представляется привычный взору современный гвоздь.
Самым крупным из всех гвоздей был шпиль, длина которого достигала целого аршина, то есть 0,71 м. Шпилями прибивали стойки к стенам, пришивали судовую обшивку. Далее в порядке уменьшения размеров шли брусковой и половой гвозди, затем трое-, двое- и однотесы, шиповка, чешуйный (штукатурный), вощанка, лубочный (двадцатка), каретный (обойный), штифтик (подбой, подбойный, сапожный).
Размер гвоздей определялся раньше числом гвоздей в единице веса, например, в пуде и фунте. Так, в пуде брусковых гвоздей их насчитывалось от 200 до 1000 штук.
Троетеса обычно выходило 800 штук на пуд, это был крупный кровельный гвоздь, которым удавалось прибивать сразу три доски, одну на одной.
Вощанка — дверной (половой) обойный гвоздь с широкой шляпкой, тысяча таких гвоздей весила примерно 3 фунта, забивали гвоздь четырьмя ударами молотка.
Каретный (обойный) гвоздь применялся при обивке мебели. Это были мелкие гвозди, число которых в полуфунте достигало тысячи.
Штифтик (тифтик) — мелкий гвоздик без шляпки, использовался в сапожном ремесле.
В зависимости от способа изготовления различают гвозди проволочные, резные и кованые.
Проволочные гвозди — самые распространенные. Делают их из стальной проволоки соответствующего диаметра на специальных прессах-автоматах. Причем сформировать проволочный гвоздь намного проще, чем подготовить проволоку для гвоздя.

Резные гвозди
Резные гвозди ныне встречаются редко. "Плоские" гвозди режут или штампуют из листов или полос стали. Заметим, что привычная шляпка-головка у них отсутствует. Резные гвозди применяли как в сапожном деле (1), так и для крепления в рамах стекла (2). Сейчас они изредка встречаются в продаже в виде крючков (3, 4) для подвески полок. Технология их изготовления позволяет использовать "безотходную" вырубку гвоздей (5).
Кованые гвозди получают ковкой (ручной или машинной). В случае необходимости такие гвозди можно сделать и самому. Для этого понадобится стальной пруток диаметром, соответствующим диаметру головки будущего гвоздя (хотя гвоздь можно вытянуть из любого куска стали). Печь, костер, газовая горелка послужат для нагрева заготовки гвоздя, массивные тиски заменят наковальню, а кувалда (или молоток) и клещи (или плоскогубцы) завершат комплект ковочного оборудования.
На край наковальни кладут раскаленный стальной пруток, оковывая стальную заготовку и формируя головку гвоздя. Затем, еще раз нагрев заготовку, тело гвоздя вытягивают и выправляют острие, после чего отделяют (отрубают) гвоздь. Гладкую поверхность головке гвоздя придают с помощью кувалды или молотка, имеющих углубление соответствующей формы ("ямку"), можно воспользоваться приспособлением для изготовления заклепок.

Ковка гвоздя
а — заготовка на наковальне; б — вытяжка стержня; в — правка стержня; г—отделение гвоздя от заготовки; д—формирование головки (молоток здесь не показан)
В случае необходимости шляпка гвоздя всегда поможет определить способ производства этого гвоздя. Обычно, если есть решетчатый рисунок на шляпке, — это проволочный гвоздь. У резных гвоздей шляпки гладкие, плоские, у кованых — со следами от молотка, если, конечно, не обрабатывали головку инструментом с "ямкой". Кстати, на стержне проволочных гвоздей чуть ниже головки видны риски — следы от зажима стержня при формировании головки на гвоздильном автомате. Эта ребристость стержня весьма полезна, так как увеличивает сцепление гвоздя с древесиной, в которую он забит.
Гвозди различают по назначению: строительные, отделочные, обойные, тарные, формовочные, декоративные, штукатурные, шиферные, подковные и т. п.

Гвозди строительные проволочные в зависимости от диаметра стержня делают либо с плоской головкой а, либо с конической б. Так, гвозди с диаметром стержня до 1,6 мм формируют с плоской головкой, гвозди большого диаметра имеют уже коническую головку.
Диаметр шляпки у строительных гвоздей с плоской головкой в два раза больше диаметра стержня. У гвоздей с конической головкой это соотношение примерно сохраняется, немного уменьшаясь с увеличением диаметра стержня.
Разновидностью проволочных строительных гвоздей являются так называемые трефовые гвозди, у которых вдоль стержня сформированы ложбинки (канавки) либо сплошные — от шляпки до острия, либо с перемычками. Такие гвозди надежнее держатся в древесине и служат, например, для крепления рулонных материалов.
Еще среди строительных гвоздей встречаются (иногда) резные гвозди. По сравнению с проволочными гвоздями такие гвозди не так легко гнутся при забивании, но более трудоемки в изготовлении и более "активно" раскалывают доски, если крепить их вблизи от торца этих досок.

Толевые круглые гвозди имеют плоскую шляпку несколько увеличенного диаметра, чтобы надежнее "держать" рулонный кровельный материал (толь, рубероид). Диаметр гвоздей 2 и 2,5 мм при длине от 20 до 40 мм.
Кровельные гвозди (ниже на рисунке) выпускают всего одного типа: диаметр 3,5 мм при длине 40 мм. То есть гвозди достаточно крепкие, чтобы пробить кровельное железо (в случае необходимости).

У отделочных круглых гвоздей небольшая хорошо "отделанная" полукруглая головка. Диаметр отделочных гвоздей колеблется от 0,8 до 2 мм при длине от 10 до 40 мм.
Тарные гвозди изготавливают, как и строительные, с плоской и конической шляпкой. Правда, диаметры шляпок у тарных гвоздей несколько больше и превышают диаметр стержня в 2,2-2,5 раза. Диаметр гвоздей в 1,4-3 мм, длина 25-80 мм.

Гвозди шиферные предназначены для прибивания асбестоцементных листов к деревянной обрешетке крыши. Конечно, сами листы не пробивают гвоздями, а сверлят для них отверстия. Гвоздь представляет собой круглый стержень с прочно завальцованной на нем круглой шайбой-головкой диаметром до 18 мм. Диаметр стержня гвоздей 5 мм, длина — 90-100 мм. Гвозди обязательно оцинковывают, чтобы предупредить их ржавление и, как результат, грязные потеки на кровле.
Обычные стальные строительные гвозди в какой-то степени заменяют шиферные, если их предварительно окрасить масляной краской и подложить под головку гвоздя кожаную или резиновую шайбу. Стержни гвоздей перед забиванием их в обрешетку смазывают машинным маслом, чтобы не повредить слой масляной краски, предварительно нанесенный на поверхность стержня забиваемого гвоздя.
Не делайте в шайбе большого отверстия, так как ее следует натягивать на стержень гвоздя. После фиксации гвоздя шайба должна плотно прижаться к поверхности асбестоцементного листа, закрыв полностью края отверстия. Стекающая вода тогда не попадет под лист.
Как считают, обойные гвозди появились во Франции в начале XIX века. Прейскурант одной из парижских фирм тех времен приводил до 150 типов элегантных обойных гвоздей, которые тогда делали из серебра и стали (головки гвоздей золотили, полировали и т.д.). Такие гвозди до 30-х годов XX века получали литьем, в результате они имели неправильную форму и их с трудом удавалось вбивать в древесину, причем последняя не "держала" подобные гвозди.

Впоследствии изобретение специальных прессов помогло устранить недостатки обойных литых гвоздей. Сейчас официальное название таких гвоздей — гвозди обойные круглые. Диаметр их стержня 1,6 и 2 мм, длина соответственно 12 или 16 мм, 20 мм. Гвозди декоративные служат для закрепления обивочных материалов на мебели, чемоданах, дверях, а также для других обивочных работ. Эти гвозди отличие от иных типов — составные. Их головки обычно крепят (завальцовывают) на стержнях строительных, обойных или отделочных гвоздей.

Головки штампуют из какого-либо тонкого листового металла. Формы головок — круглые, квадратные и др.; размеры головок — 6-12 мм и более. Углы по периметру и выступы на поверхности головок выполняют закругленными. Лицевые поверхности головок — блестящие, полированные.
Гвозди декоративные с латунными головками изготавливают иногда по иной технологии. Здесь стальные стержни заимствуют у стандартных гвоздей, укладывают эти стержни в песочные формы, которые заполняют расплавленной латунью. Завершают получение гвоздей обточкой и полировкой головок.
Гвозди с фарфоровыми головками делают по следующей незатейливой технологии. Головки выдавливают из пластичной фарфоровой или фаянсовой массы соответствующими формами, обжигают, полируют. После этого головки со вставленными в специальные углубления стержнями нагревают и заливают углубления специальным легкоплавким составом.

Гвозди корабельные и баржевые (квадратного и круглого сечения) применяют в основном в судостроении. Их отковывают из низкоуглеродистой стальной проволоки, как и большинство ранее описанных гвоздей. Готовые гвозди покрывают масляными красками или оцинковывают.
Гвозди обувные (сапожные) применяют при изготовлении и ремонте обуви для временной затяжки верха обуви на колодке, а также для скрепления верха с подошвой и каблуком.
Для затяжки верха на колодке служат гвозди — тексы. Машинные тексы — это проволочные круглые гвозди с копьевидным острием овального сечения или с четырехугольным пирамидальным острием. Диаметр стержня такого текса 1,1 мм, диаметр головки 2,8 мм, длина 6-15 мм. Ручные тексы — резные (штампованные) гвозди. Они имеют граненое тело (стержень), постепенно переходящее в тонкое острие. Толщина текса 1-1,4 мм, "диаметр" (ширина) головки — 3-4,5 мм, длина 9-19 мм.
Крепление каблуков осуществляют с помощью "Акмэ" — проволочных круглых гвоздей с коническими головкой (небольшой) и острием. Диаметр стержня гвоздя 2,1 мм, длина 19-24 мм.
Подошвы соединяют с верхом сапожными круглыми проволочными шпильками без головок и с копьевидным острием. Диаметр шпильки 1,6-2,6 мм, длина 10-19 мм.
Гвозди подковные, понятно, предназначены для крепления подков. Старинная испанская мудрость гласит: "Из-за гвоздя теряется подкова, из-за подковы лошадь и всадник гибнут". Так что для владельцев лошадей подковные гвозди вещь весьма важная. Например, конница, артиллерия и обоз Наполеона во время отступления из Москвы вышли из строя в основном из-за отсутствия гвоздей и подков. Лошади при малейшем подъеме "буксовали" даже с пушками самого малого калибра.

Подковный гвоздь (ухналь) — это крепежная деталь, представляющая собой что-то среднее между гвоздем и заклепкой. Головка и острие у него есть, как и у каждого гвоздя, но держится подковный гвоздь в материале (копыте) не только в результате трения. Подковный гвоздь порой загибают с двух сторон, чтобы он надежнее держал себя и подкову. Хотя обычно нижний загиб "подменяет" головка.

Варианты старинных подковных гвоздей (часть гвоздей — в изогнутом "рабочем" состоянии).
В Польше разработан метод производства гвоздей с треугольным сечением стержня. Изготовление их основано на протяжке стальной проволоки через треугольное отверстие (фильеру). У таких гвоздей меньше масса, они плотнее "сидят" в древесине и не способны к проворачиванию. Треугольный гвоздь "вступает" в древесину с меньшим усилием, чем круглый.
Бывают и пластиковые гвозди. Они не намагничиваются, не ржавеют, легко пилятся и "принимают" почти любую краску. Эти гвозди удается забивать даже в прочную древесину дуба. Сцепление пластмассовых гвоздей с древесиной в 4-5 раз надежнее, чем у обычных гвоздей. Главный недостаток новых гвоздей в том, что нужен специальный пневмоинструмент для их забивания. Специально не стал убирать это предложение. Но вот тот самый пневмоинструмент и есть то, что связывает меня с гвоздями, ну и заодно и кормит. Так что лично я недостатком его ну никак не считаю.
Бывают еще стеклянные гвозди. А на первом Демидовском заводе в городе Ревда я видел забавную коллекцию гвоздей-оберегов. Это когда головка гвоздя выполнена в форме головы ангела, бывает с крылышками. Такой гвоздь полагалось забить в ворота дома, чтобы оберечь дом от нечистой силы. Представьте, молотком и по ангелу, по ангелу.
Если вам еще не надоело читать про гвозди, то можете сходить по нижеприведенной ссылке. Скучно не будет.
http://www.lookatme.ru/flows/fotografiya/posts/60596-zhiznennaya-istoriya-gvozdey
Ну и наконец пословицы про гвозди. Я и не знал, что их столько много.
Попал гвоздь под молот, шея под кулак.
* Гвоздь от молота визжит, от гвоздя стена трещит.
* Лычком не привяжешь, так после и гвоздём не прибьёшь.
* На одном гвозде всего не повесишь, гвоздём моря не нагреешь.
* Неотвязчив, как гвоздь в сапоге.
* Засел, как гвоздь в стене.
* Гвозди на столе, и пиру конец! Гвозди из бочек, знак, что пиво все.

А фото и не просите. У меня дома слабый Интернет. А процесс загрузки фото на ТБГ стал больно замысловат. Боюсь не осилю. И кстати. Я писал этот текст в Ворде, а затем скопировал и вставил сюда. Так вот при этой операции потерялось много забавных картинок. Бардак однако.

Спасибо всем, кто дочитал.


Тэги: Россия ,
4 голоса | Комментарии Оставить комментарий
finikova аватар
finikova (Вс, 14.06.2009 - 13:31)
Немного о гвозде.ГвоздИки

еще есть жидкие гвозди.

Еще есть серьги-гвоздики. Соединяются с ухом специальным штырем, закрепляемым специальной заглушкой.
Os-a аватар
Os-a (Вс, 14.06.2009 - 20:12)
Осилила только половину гвоздИчной классификации :-? 
Млин, как их много! А я так до сих пор отличаю между собой лишь так: мелкие, крупные, новые и ржавые :taunt:
Mikha аватар
Mikha (Вс, 14.06.2009 - 23:45)
Вполне экспертное эссе, на которое почему-то откликнулись девушки. Испанская пословица трансформирована англичанами, в переводе Маршака:"Не было гвоздя - подкова пропала, подкова пропала - лошадь захромала..." и т.д. Общеизвестно: "Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей". Есть симпатичная загадка про обувной гвоздь: "Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах". И еще распространенная обсценная поговорка:"Парень - гвоздь, без мыла..." и т.д. Распространенная только вроде бы в России технология возведения храмов без гвоздей (железных). И, конечно, изобретение Сальваторе Феррагамо - башмачника грез (dream shoemaker), погубителя паркетов - каблучки - гвоздики (или шпильки, как стали говорить у нас позднее). Так что гвоздь - это гвоздь программы.
В Германии видел заводской кафе-клуб, где служащие после работы, за пивом развлекались забиванием гвоздей - кто забьет больше с меньшим числом ударов. Нам показывали громадную доску - поле соревнования. Спасибо за подробное исследование.
ace-alex аватар
ace-alex (Пнд, 15.06.2009 - 08:38)

Да-а. Как оказывается много всего написано и выдумано о гвозде.Немного о гвозде.

ace-alex аватар
ace-alex (Пнд, 15.06.2009 - 08:39)
Вот а еще у меня есть вот такая вот книжка. 1943 года издания, если что.
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 15.06.2009 - 11:26)
Нашли о чём писать, подумала я и... дочитала да конца. Интересно. Только немного напоминает петросяновские шпингалеты. Вот бы Вы лучше описали историю найденного гвоздя, хотя бы и фантастическую. Можно представить, чего только не натерпелся за двести лет бедный Гвоздь. Но я больше кнопки люблю.
Irma аватар
Irma (Пнд, 15.06.2009 - 11:32)
:D меня саму часто мысли уносят бог знает куда.... начинаешь ход мысли с малого, а в итоге получаешь практически проработанную тему...
:D
ace-alex аватар
ace-alex (Пнд, 15.06.2009 - 13:58)

Светлая лошадка написал(а):

Нашли о чём писать, подумала я и... дочитала да конца. Интересно. Только немного напоминает петросяновские шпингалеты. Вот бы Вы лучше описали историю найденного гвоздя, хотя бы и фантастическую. Можно представить, чего только не натерпелся за двести лет бедный Гвоздь. Но я больше кнопки люблю.



Вам кнопки нравятся в плане подкладывать их?

И кстати почему только 200. Двести это минимум, а может быть и 500, а то и больше. А насчет того, что писать. Так вы же поймите, что на самом деле я писал не о гвозде, а о путешествии. Которое сначала планируешь. Да не так просто, как через турагенство, а работая со старыми картами, чтобы найти где копать. Потом аммуниция, экипировка. Потом сам выезд, коп. А потом работа с находками. Их же и отчистить нужно, и атрибутировать. Вот последнюю часть этого путешествия я и описал. Как то так. А фантастика это на других ресурсах.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 16.06.2009 - 12:05)
Кнопок не подкладывала, во всяком случае, втихаря. Просто они так легко входят в "тело" стены или стенда, что и молоток не нужен, удобно. А гвоздя за всю жизнь не вбила ни одного - не женское это дело.
Написать, кстати, можно и о кнопке. О том, например, как слетела кнопка с записки на двери, и унесло записку ветром... И не состоялось свидание, и изменилась линия жизни... А вообще, пишите, о чём хотите, видно, что Вы человек увлечённый, а потому интересно. Тем более что я мале(се)ньких не обижаю.
Mnemon аватар
Mnemon (Пт, 19.06.2009 - 21:52)
 Алексей, наверное не все знают, что гвозди - твоя профессиональная тема? Я не раскрыл никаких секретов? :) 
Из "необычных" гвоздей видел гвозди с резьбой - три-четыре витка вдоль всей длины.

Кстати заброшенных деревень ОЧЕНЬ много в Смоленской области. Там по чердакам полазить если - можно многое найти...
 
ace-alex аватар
ace-alex (Сб, 20.06.2009 - 06:48)

Mnemon написал(а):

 Алексей, наверное не все знают, что гвозди - твоя профессиональная тема? Я не раскрыл никаких секретов? :) 
Из "необычных" гвоздей видел гвозди с резьбой - три-четыре витка вдоль всей длины.

Кстати заброшенных деревень ОЧЕНЬ много в Смоленской области. Там по чердакам полазить если - можно многое найти...
 



Ну если ты когда-нибудь доедешь до моего офиса я тебе подарю, если захочешь, и с резьбой гвоздей, и с насечкой "ёлочкой", и с супер-клеем, и диаметром 0.6 мм, ну и еще каких-нибудь.

А насчет Смоленской, ну так давай организуем экспедицию дня на три. Как минимум будет интересно, а как максимум она еще и прибыль принесет. Старина нынче в цене.

Фил аватар
Фил (Пнд, 22.06.2009 - 12:23)
 Познавательный, увлекательный текст!

Эх, жаль, фотографии топора не увидеть. Если вес топорика больше 350 гр., то почти наверняка им не головы крушили, а был от мирными и рабочим...


На гвозди сейчас смотреть не могу, забивши их 25 кг за два долгих, сверхнормативных рабочих дня, да в лесу, да под дождем  :m1419:
ace-alex аватар
ace-alex (Втр, 23.06.2009 - 10:46)

Фил написал(а):

 Познавательный, увлекательный текст!

Эх, жаль, фотографии топора не увидеть. Если вес топорика больше 350 гр., то почти наверняка им не головы крушили, а был от мирными и рабочим...


На гвозди сейчас смотреть не могу, забивши их 25 кг за два долгих, сверхнормативных рабочих дня, да в лесу, да под дождем  :m1419:



Попробую вечером взвесить. У него форма нестандартная, я таких рабочих никогда не видел. Хотя я еще много в этой жизни еще не видел...

Фил аватар
Фил (Пнд, 29.06.2009 - 12:16)
Особенно со второго десятилетия двадцатого века топор в качественном отношении, и в разннобразии, изрядно выродился.
ace-alex аватар
ace-alex (Пнд, 29.06.2009 - 13:57)
Забыл взвесить. Постараюсь исправится.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...