В поисках утраченного времени

Россия, 50 км от Пскова, Давным - давно

                                          В поисках утраченного времени

       Когда-то давно, в достаточно глубокие советские времена я с радостью ухватился за редкое по тем временам и обстоятельствам предложение съездить за профсоюзный счет в Таллин (так он тогда писался). Экскурсия была организована «Трудовыми резервами» (было такое общество при соответствующей организации), проходила она зимой и на автобусе. И был это не комфортабельный современный туристический лайнер, а скромное и малоприспособленное для дальних дорог изделие Павловского автобусного завода. Но тогда это никого из нас не останавливало, были мы все почти достаточно молодые и одержимые жаждой странствий. Выехали мы из Москвы, и путь наш лежал на северо-запад по заснеженным дорогам. 

       Кое-где отвлекались мы от конечной цели путешествия, и в частности неподалеку от Пскова, в 50 км на запад от него посетили Печерский монастырь, о котором по давним воспоминаниям и захотелось мне здесь поведать. Автобус привез нас к воротам обители, около которых мы и сгрудились, робея и не будучи уверены, что нам разрешат войти.
Однако ворота приоткрылись, женщина в кацавейке и с платком, повязанным низко на глаза, оглядела нас, спросила, нет ли пьяных среди нас, а затем впустила. Предоставленные сами себе прошли мы по длинному довольно проходу и ступили на широкую территорию монастыря. Перед нами было несколько строений, но в глаза бросались звонница с колоколами и яркие иконы, писанные прямо по внешней стене одного из зданий. По двору в разных направлениях проходили сторонившиеся фотоаппаратов священнослужители в черной одежде и характерных головных уборах, несколько мирян, ранее нас пришедших, осматривались по сторонам, как и мы, и медленно прогуливался немолодой чуть выше среднего роста мужчина, взгляд, осанка и одеяние которого заставили нас сразу же решить, что это кто-то из иерархов. Позже нам сказали, что это игумен монастыря, о котором нам предстояло узнать, что в прошлом он – участник войны, многократно награжденный, выпускник и преподаватель студии Грекова, известный художник-баталист, вышедший в отставку в достаточно высоком звании и принявший постриг, а затем быстро возвысившийся в своей новой ипостаси. Бывший на этом посту с 1959 по 1975 гг. он в 1960 г. начал реставрацию крепостных стен и башен, а затем и украшение обители, благо государство отпустило денег на приведение монастыря к виду, соответствовавшему объекту Золотого кольца, которое тогда было решено создать.

       Мы в растерянности переминались на монастырском подворье, когда по счастью на нашу группу обратил внимание проходивший мимо высокий сухопарый старец в иноческом облачении. «Откуда вы, дети мои?»- спросил он нас как-то очень по-доброму. Мы хором и перебивая друг друга стали говорить, что это профсоюзная экскурсия от Комитета по… «Значит, в миру трудовые резервы»,- прервал он нас и, видя наш интерес и беспомощность, предложил показать нам подземные пещеры с усыпальницами, о которых мы много слышали, но даже не надеялись там побывать. Мы раньше уже подходили к соответствующему входу перед спуском вниз, но на кованной металлической решетке висел замок, настолько солидный, что проход был заповедан не только для грешников, коими мы все здесь себя в полной мере ощущали, но и для праведников, наверное, тоже. Старец подвел нас к решетчатой двери, достал откуда-то из-под рясы большой полый ключ, замок беззвучно открылся. 

       При входе, перед спуском по крутой довольно лестнице вниз разобрали мы цветные тоненькие свечи, которые разожгли от горевшей здесь большой свечи, оставив какие-то металлические денежки на подносе, кто сколько положил. Предводитель наш сказал, что, ежели у кого свеча в подземелье погаснет, то неверен он или она своей половине, а ежели не погаснет, то может и верен. С шутками по этому поводу и все-таки оберегая слабенький огонь, загораживая его от сквозняка ладонями, начали мы спускаться. Шутки быстро кончились, обстановка не располагала. Мы шли по достаточно просторному круглому тоннелю, который временами поворачивал плавно. Под ногами был слой сыпучего песка, о котором мы не сразу сообразили, что он для гашения звука шагов. По сторонам тоннеля временами встречались ответвления, в глубине которых проглядывались мумифицированные останки захороненных насельников монастыря и, как мы узнали, некоторых достойных покойников из других мест. Песок и климат подземелья способствуют сохранности останков, делают их нетленными.

       Провожатый наш сопровождал экскурсию рассказом, характерным просто профессорской культурой речи, в котором историческое повествование сопровождалось рассказами о чудесах, в этих краях происходивших. При этом и то и другое было так живо и интересно, что вряд ли бы кто-то из нас тогда, да и потом решился отделять историю от мифологии.

       Из рассказа этого мы узнали, что история Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря насчитывает более 500 лет, благо основан он был в 1473 г. Основатель – преподобный Иона по прозвищу Шестник, т.е. пришелец, родом происходил из московских земель. Монастырь возник из пещерного храма, памятью о котором служит монастырское подземелье, где похоронено много известных священнослужителей, равно как и неизвестных. Монастырь, кроме славы духовной обители, приобрел еще репутацию форпоста на северо-западе Руси. Польский король Стефан Баторий многократно пытался воевать обитель. Сохранились записи походной канцелярии Батория о тех временах: «…не везет нам в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие – что место свято, но, во всяком случае, подвиги монахов достойны удивления». В разное время врагами, штурмовавшими монастырь, были шведские, литовские и польские завоеватели.

       Известно, что в разное время по военной надобности в Печорах побывали и Иван Грозный и Петр I. Иван Васильевич, прогневавшись за дерзость на настоятеля монастыря, вырвал у кого-то из охранников саблю, снес голову священнику и волочил его тело по дорожке, поливая белый снег кровью. Нам показывали дорогу, которую по сию пору называют здесь «кровавой». Петр I с войском закупили в монастыре провиант и, отъехав, решили проверить его качество. Обнаружив гниль, отряд вернулся, и по царскому велению была устроена порка всех монахов во главе с настоятелем. Со временем обоим государям была объявлена анафема. Через годы Иван Грозный был прощен, а Петр, похоже, так и не был.

       После Ништадского мира 1721 г. границы страны ушли на запад, и оборонной миссии монастыря был положен конец. Между 1922 и 1940 гг. обитель (по мнению некоторых, молитвами Пречистой Богородицы) была отнесена к буржуазной Эстонии, чем и спаслась от всеобщего разорения и осквернения. Во Вторую мировую монастырские постройки сильно пострадали от артиллерийских обстрелов. Трудами монахов, предводительствуемых архимандритом Пименом, возглавлявшим обитель с 1949 по 1954 гг. и ставшим впоследствии Патриархом всея Руси, многое было восстановлено. О роли и личности его преемника, архимандрита Алипия – воина и художника я уже писал.

       Рассказывал нам старец о том, как с теми или иными посетителями монастыря приключалась по разным обстоятельствам смерть. Но попытки установить гроб с телом кого-то из них в подземелье не всегда были успешны. Гроб утром следующего дня оказывался на поверхности. Так отличали служителей святой жизни, коих и хоронили в соответствующем месте монастырского подворья под камнем с надписью. Много было и других рассказов о чудесах. Вся экскурсия, длившаяся минут 40, показалась нам, по крайней мере, двухчасовой, а может в пещерах время имело свой, другой ход. Прощаясь с нами, наш провожатый сказал: «А теперь, возвращаясь в мир, постарайтесь обращаться с другими так же, как вам бы хотелось, чтобы они обращались с вами. Прощайте и живите в мире». Ошеломленные, просветленные и благостные мы стояли и смотрели ему вслед. Общее настроение выразила немолодая профсоюзная начальница, входившая в нашу группу. Она с чувством сказала: «Как обслужили! Это тебе не в райкоме».

       Были и другие яркие впечатления в эту поездку. Помню, каким контрастом смотрелись сельские нищие домики под соломенными крышами на нашей стороне и аккуратные эстонские под шифером, как при подъезде к Кохтла-Ярве – эстонскому сланцевому комбинату за многие десятки километров снег становился все более и более розовым, слова «экология» у нас еще не было, а загрязнения среды хватало. В жестокую метель мы заблудились при подъезде к Таллинну (так он теперь называется). И вдруг на дороге в свете фар, в снежных струях здоровенный мужик в тулупе. Наш гид, проработавшая много лет в Эстонии учительницей и знавшая язык, выскочила в стихию спросить дороги. Вернулась через мгновение, вся трясется и говорит водителю: «Езжай». Мы ее успокаиваем, как можем, спрашиваем, что он ей ответил. «Кого везешь, русских? Ну и вези, как знаешь». Сейчас, говорят, получше, а тогда после 1949-ого всего 20 лет прошло, еще все слишком живо было. 

       Ночевали мы в дороге, где придется. Один раз в каком-то доме культуры я помню, что спал на бильярде, еще повезло. На обратном пути, в Питере (тогдашнем Ленинграде) ночевали в спортзале. Погода была ужасающая, снег с дождем и выпало его выше, чем по щиколотку. Кто-то в 2 часа ночи пошел бродить по городу, а бывавшие здесь решили спать. На грязных очень матах на полу не захотели и вшестером устроились на большом батуде, подвешенном метрах в полутора над полом. Ощущения, что ты на паутине, которая немедленно передает малейшие содрогания, даже от кашля или смеха, ни с чем не сравнимы. Так мы и просмеялись до утра, ни на минуту не сомкнув глаз. Но самые четкие воспоминания конечно о Печере. Сейчас думаю, что, наверное, оттого, что затронуло душу. А тогда было просто интересно и необычно.

       Где-то лежат сделанные тогда черно-белые фотографии. А сейчас я помещаю несколько изображений, сделанных через 40 лет после описанного, когда в Печоре побывала моя маленькая приятельница Катюша – героиня сказки про кашель. Снимала ее вожатая Лена, которой отдельное спасибо.
Медаль
Тэги: Россия ,
13 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Irma аватар
Irma (Втр, 16.06.2009 - 17:22)
 и как всегда- такое вот окунание в прошлое...  :D
и у меня есть свой Псков...
и у моего папы был...свой тоже...
Люди в тех краях интересные, необычные какие-то..
мда...уж точно- у них там не райкомовская атмосфера  :D
irezine аватар
irezine (Втр, 16.06.2009 - 19:01)
 У меня свекровь прожила в послевоенной Эстонии 10 лет с 1949 по 59 год. Попала по распределению молоденькой девчонкой. Много чего рассказывала об отношении там к русским в то время. Так что ваш мужик на дороге еще очень мил оказался... :rubber:
finikova аватар
finikova (Втр, 16.06.2009 - 19:55)
Да, из всей европейской части России мне Псков почему-то больше всего понравился. Еще в школе мы ездили на поезде Ленинград-Новгород-Псков-Ленингрд -Нск. Во Пскове мы были в ужасную погоду - снег с дождем. Но тем стариннее выглядел Кремль и весь город. Только фотографий не осталось. Но это все равно.
Mikha аватар
Mikha (Втр, 16.06.2009 - 21:09)
Спасибо, дамы, и поклон зайцу. Я лукавлю немножко, зациклившись на теме некоторой мифологизации и одновременно раскрутки наших городов и весей, а также и личностей. Не очень-то получается. Поддержите Вашими историями. Не вижу ничего дурного в мифологическом дизайне применительно к туристическому образу России.
Os-a аватар
Os-a (Втр, 16.06.2009 - 21:29)
И  я тут :) С вами! Обязательно вернусь в своем блоге к теме городов России. А пока - читаем Псков :)
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 16.06.2009 - 22:51)
Какая прекрасная у Вас память! С каким уважением рассказываете обо всём и обо всех! А описанно так картинно, в хорошем смысле, что кажется, и я была на этой экскурсии. Вот бы Вы ещё про Кострому мою родную написали, если были там. Про Ипатий, например. Спасибо.
Mikha аватар
Mikha (Втр, 16.06.2009 - 23:40)
Тень лошадки, был я в Костроме. Работал на съезде ректоров ВУЗов региона, проходил он в институте, который когда-то был губернаторской резиденцией, вроде бы политехнический, не помню. Здание обветшало, и Николай I, посетивший город, приказал перевести чиновников в более подходящее помещение, а сюда поселить студентов с профессорами, за них не так страшно. Помню, что в этом здании с тех пор сохранилась металлическая литая узорчатая лестница в две полосы на верхние этажи. Остаточный принцип для культуры и образования был и при Николае. Когда все кончилось, участников повезли в автобусе показывать город. Я должен был задержаться, и меня любезно повозили по городу на ректорской машине. Увидел я и Ипатьевский монастырь. Водитель, проезжая городские предприятия, говорил: "Здесь платят зарплату простынями, здесь - тканями". Когда же мы проезжали заполненный автокранами двор завода, он сказал:"А здесь нечем платить". Такие были времена, начало 90-х. Помню хорошие лица костромичан, и город запал в душу.
Irma аватар
Irma (Ср, 17.06.2009 - 11:07)
 а я вот как-то не "зацепилась" Костромой...не получилось.  :D
Помню только, что выехала туда из московских 5-6 градусов мороза и прибыла рано утром в минус 38...да с ветром...да в короткой дубленочке и в сапожках-шпильках почти "на босу ногу" :-?
Стылая, звенящая от мороза, привокзальная площадь, ни единой машины/автобуса... вокруг жалостливые лица костромичан, пытающихся максимально быстро определить меня, глупую московскую штучку, хоть в какой-нибудь автобус "на город", если таковой принесет таки на вокзал в эту стужу....


а вот о Новгороде Великом, о Пскове не написать не могла- у меня в блоге  они почетное место так и имеют :D :nyam:

Хорошо пишете Вы, Mikha, нам бы поболе таких вот рассказов-воспоминаний о наших старых городах и городках...
Тот же Мышкин, Углич, Рыбинск, Ярославль....а Ростов  Великий, а Вологда...
Ulysses аватар
Ulysses (Ср, 17.06.2009 - 11:14)
Блестящий рассказ! Mikha - особенный автор в наши дни, когда все куда-то спешат, скользя взглядом по поверхности, большинство путевых заметок - пестрый и яркий калейдоскоп. А у Вас такая неспешность, вдумчивость и обстоятельность... Немного таких, и здорово, что все-таки есть!
Интересное место... Кажется, даже был там когда-то давно, почти в детстве - не осталось воспоминаний... У меня вообще с монастырями отношения не складываются. Наверное, потому что мне монастырский уклад и не близок, и не понятен. Причем не только с православными - с буддистскими, например, тоже...
Фифи аватар
Фифи (Ср, 17.06.2009 - 18:08)
Mikha, я повторила Ваш маршрут через 15 лет, только благодарить за путешествие надо было не трудовые резервы, а комсомол. :D  Таким везением, какое случилось с вашей группой, похвастать не могу - гид был самым заурядным. Настолько заурядным, что не могу вспомнить даже половую принадлежность. :m1009:  Но очарования тех мест подобными мелочами не разрушить.
 А вот нрав местного населения за 15 лет смягчился: ни одного инцидента с нашим участием. Правда, мы очень старались не ударить в грязь лицом перед почти европейцами. :m0144:
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 17.06.2009 - 22:32)
 Миха, спасибо и за Кострому, и за "хорошие лица" земляков. Только почему "тень лошадки", не поняла, Вы всё шутите со мной...
А Кострома и сейчас бедная, люди наши терпеливые, спиваются только.

Ирма, так и представляю Вас мёрзнущей на родном вокзале. Жалко очень.
Mikha аватар
Mikha (Ср, 17.06.2009 - 23:04)
Это Вам за пересказ тени чайки. Или лучше, или никак, тень Лошадки.
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 17.06.2009 - 23:30)
Это разве пересказ был? Идея Ваша, вернее форма, а я пыталась добавить добрых пожеланий хорошей девочке. И оговорилась ведь, что выдаю "жалкое подобие"... За урок благодарю, не коснусь больше, но очень Вы строги со мной, теперь бояться буду Вас. Жаль.
И ещё: мы костромичи, а не костромичане.
Mikha аватар
Mikha (Чт, 18.06.2009 - 15:11)
Светлая лошадка, я конечно задираюсь, совсем не хотел Вас обидеть или пугать. В то же время хочу сказать, что по мнению Службы русского языка Института русского языка им. Виноградова  http://lexrus.donpac.ru/lang/ru/rls/runames.html , Вы - костромичи, костромичане, костромитяне. И никакой из этих вариантов не является разговорным или устаревшим. Точно также есть псковичи, а есть псковитяне. Не сердитесь на меня, я не буду больше наводить тень на плетень. Или буду.
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 18.06.2009 - 13:28)
Я не сержусь, я разочарована. А насчёт костромичей... Можно мудрствовать, но есть общепринятые, устоявшиеся формы, и для нас определённые Службой (и имеющие основание, конечно) варианты звучат как минимум непривычно, например, москвичей да назвать москвичанами.
Irma аватар
Irma (Чт, 18.06.2009 - 14:16)
 москали  :D  я вот слышала "московитяне"... :D

не сердитесь, Лена, пожа-а-алуйста... :D
Вы оба- и уважаемый мной Миха (ил) и Вы, Лена, настолько содержательны, что вам есть, о чем поговорить, но не поспорить... :hmm: :wink: :D :gimmefive: :m1005:
Вестна аватар
Вестна (Чт, 18.06.2009 - 15:10)
«Москвичане» - звучит, как инопланетяне, мне нравится. :D
Уважаемый, Mikha.
Распечатываю Ваш рассказ, чтобы с чувством, с толком почитать и получить удовольствие долгой дорогой домой.(от работы до дома 2 часа).
BUCH аватар
BUCH (Чт, 18.06.2009 - 21:04)

Mikha, спасибо! Столько разных воспоминаний пробудил Ваш рассказ. И то,как мы -ученики были на экскурсии в Киеве и бродили по подземельям Киево-Печёрской Лавры, смотрели захоронения святых. Впечатления были очень сильные, но не скажу, что приятные.
И как неприветливо отнеслись к нам молоденьким  и приветливым девчонкам жители Эстонии, когда мы - студентки были в тех краях на экскурсии. Это тогда неприятно поразило. Может быть поэтому больше в те края не тянет. А вот рижане почему-то остались в памяти очень вежливыми.  Сейчас думаю, что просто повезло в одном случае с людьми и не повезло в другом.

А с экскурсоводами Вам очень повезло в вашем путешествии. Хорошо написано! :D

gagara аватар
gagara (Пт, 19.06.2009 - 00:44)
Mikha, была в этом месте два раза. Последний - 8 лет назад, зимой... Очень яркие воспоминания о пещерном монастыре. У нас  эсскурсию вел тоже монах - такая смесь истории, религии и ... сказок, мягко говоря! Например, " время сжалось в три раза и живем мы в три раза меньше и о том не знаем" и тому подобное...
    А еще рассказывал, что псковские "авторитеты" купили место в пещерном монастыре и похоронили их там. Но провославная общественность долго бунтовала и "перенесли" их на обычное кладбище. И чудес не было по тому случаю))
   А вот  воздух там меня удивил - чистейший, свежий как на море - и это в подземелье, на кладбище. И песок, и колличество свечей.  Потрясающее место.   
Вестна аватар
Вестна (Пт, 19.06.2009 - 11:04)
 Дар судьбы, когда открываются перед человеком неожиданно двери в святую пещеру, словно сокровищницу духовности.
Mikha, Вы, открыли дверь в историю Печорского Храма.
Низкий Вам поклон.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...