|
Владикавказ, Июнь 2009
Лучший способ узнать другую культуру – познакомиться с ее традициями. А еще лучше – стать непосредственным участником.
Мне посчастливилось стать участником красивой свадебной церемонии, красивой и очень необычной для нас, простых русских людей.
Сразу хочу оговориться: все, что здесь описано – сугубо мои впечатления. Не ставлю целью кого-то обидеть, просто все, что происходило, я сравнивала с тем, как у нас.
Свое повествование начну с выбора платья. Оказывается, девушка моего размера и роста во Владикавказе – гиппопотамиха. Поскольку в каждом салоне делали круглые глаза и начинали охать: «Ой, таких больших у нас нет!» Затем хватались за сантиметр и сообщали, что все представленные модели будут мне коротки. Но в одном-таки салоне платье было найдено. Из чего состоит национальный женский костюм: сатиновый подъюбник с накрахмаленной сеткой, сатиновая юбка с вышивкой, сатиновая кофта с длинным рукавом из органзы, воротником-стойкой и нашитым металлическим орнаментом, поверх всего этого надевается халат с длинным рукавом. Поверх халата – металлический пояс. Венчает все шапка (картон, обтянутый сатином и расшитый бисером) и фата, которая должна закрывать лицо. Со стороны это все смотрится богато и красиво. Но вот существовать в этом наряде достаточно проблематично.


И вот наступило утро свадьбы. Меня нарядили в платье, все гости вошли в комнату и нам с женихом были вручены подарки (ювелирные украшения, которые нужно было тут же надеть на себя). Далее все во главе с женихом отправились на кухню выпить-закусить, а мне нельзя – я должна одна остаться в комнате. Моя мама осталась со мной. Затем посаженная мама (есть такая ответственная должность) принесла мне немного поесть. К слову – пить невесте нельзя. Вернее, можно, но не нужно, т.к. сходить до ветру в течение всего вечера возможности не будет (невесте нельзя отлучаться).
Выходим из подъезда. Жених где-то, меня под руки ведут два «рукодержателя» (свидетеля по-нашему, тоже почетная должность). Усаживаемся в лимузин.
Да, садиться в машину надо с правой стороны и с правой ноги. Не поленитесь, попробуйте в длинном платье залезть так в машину. Уверяю вас – увлекательнейшее занятие!
В лимузине на заднем сидении нас трое. Тесто и жарко. В машине нет ни кондиционера, ни климат-контроля. Радует одно – на улице не 30-градусная жара, мне разрешают откинуть фату с лица. Едем на прогулку на «святое место».
Приезжаем. Меня выводят из машины. В этой святой роще стоит круглое здание, в котором на стенах висят картины (печатные плакаты) с видами Кавказских гор, во главе – Святой Георгий. На стол ставятся 3 пирога, 3 вареных ребра, пиво. Рукодержатель произносит тост, все угощаются. В специально отведенные емкости бросают монетки. Моя задача – стоять молча, глаза в пол. Постояли, опять садимся в машину и едем в ресторан.

Подъезжаем. Обширная территория ресторана с громадным залом, отдельными беседками, где тоже разместились гости, фонтаном и танцполом.
Сразу скажу – приглашенных 430 человек. У моих друзей был один вопрос: «Это все родственники?» Отвечаю: это все родственники, друзья родителей, коллеги родителей, соседи, друзья сестер жениха и просто хорошие люди.
Гуськом, медленно, глаза в пол меня ведут в зал ресторана. Краем глаза вижу, что народу много, играет музыка, кто-то впереди нас пляшет. Заводят в зал. Проводят меж столов и останавливаемся у стола старейшин. Они говорят тост, рукодержатели пьют, моя роль – смирение и покорность.
Далее меня отводят в закуток. Тут должна оговориться: по традиции невесту проводят в отдельное помещение, где она стоит вместе со свидетелями, а к ней приходят гости «посмотреть». Но накануне свадьбы родители жениха сказали, что они подумали и решили посадить нас вместе с молодежью за стол, только в закутке, где меня никто не будет видеть. Надо ли говорить, что такие поблажки меня очень даже обрадовали. Однако в момент приезда в ресторан выяснилось, что власть сменилась и жених не должен быть вместе с нами. Ему была уготована, на мой взгляд, менее завидная участь – он весь вечер ходил от стола к столу, общаясь с многочисленными гостями. Иногда он, правда, ухитрялся забежать к нам. Мне было его жалко – голос осип, с каждым надо было выпить (это при том, что он совсем не пьет). А я все это время сидела за столом, только при приближении гостей натягивала фату на лицо, вставала и опускала глазки. Меня не особо беспокоили своими визитами, поэтому я смогла немного расслабиться. Гости развлекались, танцевали, а потом приходили и мне рассказывали. Вот такое веселье.

Наверное, вы зададите вопрос: а фату-то с лица до конца вечера нельзя поднимать? Под конец вечера меня вывели в большой зал, где молоденький мальчик с ажурной салфеткой на палочке говорил определенные слова (в переводе звучит как пожелание семи мальчиков и одной голубоглазой (кто-то, правда, переводил как зеленоглазой) девочки. Так что если у меня будет зеленоглазая девочка – вопросы не ко мне!), три раза стучал этой самой волшебной палочкой по моей шапке. И только после этого мне подняли фату с лица. А далее было не менее впечатляющее действо: в специально купленной и украшенной корзинке стояла хрустальная ваза с медом, в которую было воткнуто несколько ложек. Моя задача была угощать этим самым медом бабулек, среди которых были еще и мамы жениха и невесты. Схема такая: посаженная мать набирает ложку меда, ты отправляешь эту ложку в рот бабульке и оставляешь ее там (по поверью, они должны хранить эту ложку до скончания века). После вручаешь каждой подарок (в нашем случае были фартучки с прихватками). Эта процедура продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из мальчишек не украдет эту самую вазочку. Бабульки оказались такими резвыми – сами хватали ложки и пытались накормить себя. Посаженная мама шумела на них и увертывалась с вазочкой, а вторая активистка-организатор свадьбы охраняла вазу от посягательств со стороны мальчишек. Но они прорвали оборону и вырвали вазу да так, что кружево фаты оторвалось, а на самой фате закрасовалась большая дырень!

Через некоторое время молодой человек, стянувший вазочку, пришел и предложил ее выкупить за 2000 руб. Молодой человек был тактично послан (наверное, тактично, поскольку по-осетински я не понимаю).
Затем мне надо было угостить бабулек, оставшихся без меда, конфетами. Я стала обносить их коробкой конфет. Ситуация была как с медом: налетели со всех сторон, вырывали из рук – откуда только силы берутся!
А далее я уже спокойно вернулась на свое место и с нетерпением ждала возможности поехать домой.
На второй день во дворе была сооружена палатка на 150 человек, приглашены близкие родственники и соседи. Здесь уже все было гораздо демократичнее. Второй день больше всех ждали дети: им положены подарки от невесты.
Вот такая необычная для нас традиция празднования свадьбы.

Мне посчастливилось стать участником красивой свадебной церемонии, красивой и очень необычной для нас, простых русских людей.
Сразу хочу оговориться: все, что здесь описано – сугубо мои впечатления. Не ставлю целью кого-то обидеть, просто все, что происходило, я сравнивала с тем, как у нас.
Свое повествование начну с выбора платья. Оказывается, девушка моего размера и роста во Владикавказе – гиппопотамиха. Поскольку в каждом салоне делали круглые глаза и начинали охать: «Ой, таких больших у нас нет!» Затем хватались за сантиметр и сообщали, что все представленные модели будут мне коротки. Но в одном-таки салоне платье было найдено. Из чего состоит национальный женский костюм: сатиновый подъюбник с накрахмаленной сеткой, сатиновая юбка с вышивкой, сатиновая кофта с длинным рукавом из органзы, воротником-стойкой и нашитым металлическим орнаментом, поверх всего этого надевается халат с длинным рукавом. Поверх халата – металлический пояс. Венчает все шапка (картон, обтянутый сатином и расшитый бисером) и фата, которая должна закрывать лицо. Со стороны это все смотрится богато и красиво. Но вот существовать в этом наряде достаточно проблематично.


И вот наступило утро свадьбы. Меня нарядили в платье, все гости вошли в комнату и нам с женихом были вручены подарки (ювелирные украшения, которые нужно было тут же надеть на себя). Далее все во главе с женихом отправились на кухню выпить-закусить, а мне нельзя – я должна одна остаться в комнате. Моя мама осталась со мной. Затем посаженная мама (есть такая ответственная должность) принесла мне немного поесть. К слову – пить невесте нельзя. Вернее, можно, но не нужно, т.к. сходить до ветру в течение всего вечера возможности не будет (невесте нельзя отлучаться).
Выходим из подъезда. Жених где-то, меня под руки ведут два «рукодержателя» (свидетеля по-нашему, тоже почетная должность). Усаживаемся в лимузин.
Да, садиться в машину надо с правой стороны и с правой ноги. Не поленитесь, попробуйте в длинном платье залезть так в машину. Уверяю вас – увлекательнейшее занятие!
В лимузине на заднем сидении нас трое. Тесто и жарко. В машине нет ни кондиционера, ни климат-контроля. Радует одно – на улице не 30-градусная жара, мне разрешают откинуть фату с лица. Едем на прогулку на «святое место».
Приезжаем. Меня выводят из машины. В этой святой роще стоит круглое здание, в котором на стенах висят картины (печатные плакаты) с видами Кавказских гор, во главе – Святой Георгий. На стол ставятся 3 пирога, 3 вареных ребра, пиво. Рукодержатель произносит тост, все угощаются. В специально отведенные емкости бросают монетки. Моя задача – стоять молча, глаза в пол. Постояли, опять садимся в машину и едем в ресторан.

Подъезжаем. Обширная территория ресторана с громадным залом, отдельными беседками, где тоже разместились гости, фонтаном и танцполом.
Сразу скажу – приглашенных 430 человек. У моих друзей был один вопрос: «Это все родственники?» Отвечаю: это все родственники, друзья родителей, коллеги родителей, соседи, друзья сестер жениха и просто хорошие люди.
Гуськом, медленно, глаза в пол меня ведут в зал ресторана. Краем глаза вижу, что народу много, играет музыка, кто-то впереди нас пляшет. Заводят в зал. Проводят меж столов и останавливаемся у стола старейшин. Они говорят тост, рукодержатели пьют, моя роль – смирение и покорность.
Далее меня отводят в закуток. Тут должна оговориться: по традиции невесту проводят в отдельное помещение, где она стоит вместе со свидетелями, а к ней приходят гости «посмотреть». Но накануне свадьбы родители жениха сказали, что они подумали и решили посадить нас вместе с молодежью за стол, только в закутке, где меня никто не будет видеть. Надо ли говорить, что такие поблажки меня очень даже обрадовали. Однако в момент приезда в ресторан выяснилось, что власть сменилась и жених не должен быть вместе с нами. Ему была уготована, на мой взгляд, менее завидная участь – он весь вечер ходил от стола к столу, общаясь с многочисленными гостями. Иногда он, правда, ухитрялся забежать к нам. Мне было его жалко – голос осип, с каждым надо было выпить (это при том, что он совсем не пьет). А я все это время сидела за столом, только при приближении гостей натягивала фату на лицо, вставала и опускала глазки. Меня не особо беспокоили своими визитами, поэтому я смогла немного расслабиться. Гости развлекались, танцевали, а потом приходили и мне рассказывали. Вот такое веселье.

Наверное, вы зададите вопрос: а фату-то с лица до конца вечера нельзя поднимать? Под конец вечера меня вывели в большой зал, где молоденький мальчик с ажурной салфеткой на палочке говорил определенные слова (в переводе звучит как пожелание семи мальчиков и одной голубоглазой (кто-то, правда, переводил как зеленоглазой) девочки. Так что если у меня будет зеленоглазая девочка – вопросы не ко мне!), три раза стучал этой самой волшебной палочкой по моей шапке. И только после этого мне подняли фату с лица. А далее было не менее впечатляющее действо: в специально купленной и украшенной корзинке стояла хрустальная ваза с медом, в которую было воткнуто несколько ложек. Моя задача была угощать этим самым медом бабулек, среди которых были еще и мамы жениха и невесты. Схема такая: посаженная мать набирает ложку меда, ты отправляешь эту ложку в рот бабульке и оставляешь ее там (по поверью, они должны хранить эту ложку до скончания века). После вручаешь каждой подарок (в нашем случае были фартучки с прихватками). Эта процедура продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из мальчишек не украдет эту самую вазочку. Бабульки оказались такими резвыми – сами хватали ложки и пытались накормить себя. Посаженная мама шумела на них и увертывалась с вазочкой, а вторая активистка-организатор свадьбы охраняла вазу от посягательств со стороны мальчишек. Но они прорвали оборону и вырвали вазу да так, что кружево фаты оторвалось, а на самой фате закрасовалась большая дырень!

Через некоторое время молодой человек, стянувший вазочку, пришел и предложил ее выкупить за 2000 руб. Молодой человек был тактично послан (наверное, тактично, поскольку по-осетински я не понимаю).
Затем мне надо было угостить бабулек, оставшихся без меда, конфетами. Я стала обносить их коробкой конфет. Ситуация была как с медом: налетели со всех сторон, вырывали из рук – откуда только силы берутся!
А далее я уже спокойно вернулась на свое место и с нетерпением ждала возможности поехать домой.
На второй день во дворе была сооружена палатка на 150 человек, приглашены близкие родственники и соседи. Здесь уже все было гораздо демократичнее. Второй день больше всех ждали дети: им положены подарки от невесты.
Вот такая необычная для нас традиция празднования свадьбы.

| 07.07.2009 Просмотров: 10416 |
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Платье действительно очень красивое.
А жениху не полагается в костюме быть? (это же жених рядом с вами в розовой рубашке?).
И самое главное, особенности национальной осетинской свадьбы понятны и, вобщем, как мне показалось, были довольно необычны для вас.
А как особенности национального осетинского быта?
Что касается осетинского быта - я там была всего неделю. И родители с присущим им гостеприимством сделаи все, чтобы я чувствовала себя хорошо и свободно.
А Вы знаете какие-то особенности? было бы интересно узнать.
И костюм женский как красиво сидит! :D
430 человек!!!! ВАУУУУУУ!!!!!
:m0144: Мне бы тоже было бы интересно узнать...
У меня вот знакомая замуж довольно много лет назад в Марокко вышла, рассказывала удивительные вещи о быте. Почемe-то больше всего запомнилось, что ее свекровь мыла картошку средством для мытья посуды :m1419: , а потом варила ее в мундире. После чего право приготовление пищи отвоевала наша девушка :).
Здесь я с таким не сталкивалсь.
Правда, одна женщина меня учила уму-разуму, например, что спать я могу пойти только после того, как свекр ляжет. Никак не ранее него.
Я и у нас таких людей знаю -)) Борьба с бациллами.
В Турции народ тоже на чистоте свернут маленько.
А рассказ очень интересный
Я тоже надеюсь, что все будет хорошо :D .
Кстати, со мной действительно обошлись деликатно - наутро после свадьбы не заставили мести двор (а это одна из традиций).
да...осетинская свадьба...передать словами это действо практически невозможно...поскольку я сама наполовину осетинка (папа родом с Владикавказа, и соответственно половина города родственников), то что такое настоящая осетинская свадьба знаю не по наслышке. Но лучше быть на этой свадьбе просто гостем, чем участникам. Одни осетинские пироги чего стоят. А потом, поражает колличество народу присутствующих на празднике, и ведь куда не глянь, все родственники. Нельзя никого обидеть и не пригласить.
Вы с достоинством выдержали это нелегкое мероприятие! И одно то, что Вас не заставили мести двор под звучные голоса всех соседок, поверьте это уже большое достижение в равноправие.Вам крупно повезло, что нашли взаимопонимание среди родственников.
Счастья Вам и благополучия! А еще, терпения... Ведь Восток, как известно, дело тонкое!!!
Спасибо за необычную тему. Я очень люблю смотреть со стороны на национальные свадьбы, но сама в роли невесты оказаться бы не хотела. :talk: Счастья Вам. Горько! :P
А сами девушки-осетинки бывают блондинками? Как приняли невесту-неосетинку многочисленные родственники?
А как в Осетии проходят разводы? Как делят детей?
я не поняла - посещение ЗАГСа вообще не нужно? :?:
Vnika, я вот что заметила - у женщин только 2 цвета волос: либо черные (с оттенками), либо светлые. Рыжих нет вообще. А блондинки у них - крашеные или приезжие :wink: Насчет принятия неосетинки - вопрос щекотливый. Никто не высказал открытого недовольства, все были милы. Но моим родителям родитли мужа рассказали, что есть целая фамилия, которая откровенно против. Но в любом случае, жить нам вдвоем, вдали ото всех (что, наверное, к лучшему).
Orisha, я не знаю про разводы и знать не хочу! То, что они есть - это факт, и там действую российские законы.
Всем спасибо за теплые слова!
Как мне рассказали, у осетин совсем не обязательно роспись и банкет проходят в один день. Вообще, сначала проходит свадьба в доме невесты, затем свадьба в доме жениха (это и есть банкет), а уж потом можно и в ЗАГС. Или сначала в ЗАГС, а потом на банкет - тут уж кому как нравится :D .