|
Киев, Пирогово, май 2009
Нет, в год 200-летия Гоголя никак нельзя не прикоснуться к гению. Собираясь на майские праздники в Киев, хотел на один день заехать в Диканьку, посетить Сорочинскую ярмарку. Увы, по не зависящим от меня обстоятельствам не удалось. Зато попал на другую ярмарку – народных ремесел в музее-заповеднике Пирогово, что на окраине Киева.
На огромной площади среди холмов, полей и лесов собраны хутора – церквушки, домики, мельницы, колодцы, амбары, даже пчелиные ульи и что-там-еще-бывает из разных районов Украины. Тут – кусочек Полтавщины, здесь – Одесская губерния, там – Закарпатье, а вон за тем пригорком – Черниговщина. Все подлинное, только чуть отреставрированное. Броди по подворьям, заглядывай в хаты, трогай солнечные соломенные крыши, режущую глаз белизну стен…
Вольно всё, умиротворенно. Ходить и ходить часами без устали (одно плохо – курить запрещено из соображений пожарной безопасности). Правда, хотелось бы, чтобы не столь безлюдно-декоративно всё это было: добавить бы гусей и кур, коз и поросей, а главное – людей, не туристов, а жителей. Но понимаю всю сложность такой затеи: мало кому захочется работать экспонатом в музее, всю жизнь напоказ выставлять.
Но если захотелось многолюдья – добро пожаловать на центральную поляну. Тут всякие кафе-шинки (впрочем, невкусные), напитки, леденцы – петушки на палочке. А главное, и тут мне повезло: в первые дни мая была тут ярмарка. Всяческие умельцы со всей Украины съехались. Черевички тут же и делали на заказ, подгоняли под ножку паненки-покупательницы, шляпы соломенные, свистульки глиняные и деревянные, писанки, рубахи с вышивкой, скатерти и рушники с алыми петухами, керамика (гуцульская, полтавская, сумская и прочая), куклы-мотанки… В общем, на любой вкус товар – выбирай, плати (весьма скромные деньги) – и увози понравившийся сувенир.
Я выбрал не вполне традиционный – купил небольшую то ли картину, то ли икону (Богоматерь с младенцем) львовского художника-реставратора (и просто художника) Льва Скопа. Он писал на старых дощечках прям тут же, развалясь на траве, колоритной гривой седых волос замечательно вписываясь в антураж. Очень нежные у него картины – архангелы с лицами сельских парубков, кони с прямо-таки человеческими лицами-ликами…
Почти три месяца прошло, а вспоминаю ту ярмарку, Пирогово с тихой радостью.
Конечно, и в Киеве был. Гулял по Крещатику – радовался и дивился, что движение по центральной улице перекрывают каждые выходные не для официозных и полуофициозных мероприятий, а просто для людей (никакой коммерции, не как на московском Арбате). Торговался за всякую всячину на Андреевском спуске, любовался Лаврой и другими киевскими храмами – весело расписанными-раззолоченными, с куполами-колокольчиками.
Но про Киев столько написано, даже специальный десант ТБГ туда был. Вряд ли я что-то добавлю своими трехдневными впечатлениями. Вот разве что про многочисленные памятники – старые и новые – сказать.
Князь Владимир – оно понятно, символ города, очень картинно стоит над Днепром.
А вот Богдан Хмельницкий на Софийской площади – тоже «визитная карточка». Про него много баек ходит – метаморфозы удивительные происходили с ним. Но вот эту историйку в печатном виде не встречал. Рассказывали мне, что столетие с лишним назад, когда памятник только-только был установлен, приехал в Киев некий вельможный польский пан. Приехал поздно вечером, затемно. Утром просыпается в гостинице, выходит в ночной рубахе на балкон, видит памятник. Зовет полового: «Це хто?» - «Гетман Богдан Хмельницкий» - отвечает. «Как?! Богдашка Хмель?!» - проревел пан. Повернулся спиной, задрал рубаху, показав памятнику задницу, и в тот же день съехал из гостиницы, не потерпев такого соседства. Сейчас-то ничего, а в проекте памятник и впрямь был антипольским и антисемитским до неприличия.
Памятник Голодомору у стен Златоверхого Михайловского собора. Лаконичный. Строгий. И этим выгодно отличающийся от неплохого в общем-то мемориала неподалеку от Лавры. Тут не до шуток. Ребенком меня (а задолго до того – моего отца и его сестру) нянчила домработница Лена Меласенко. Семья ее жила под Полтавой, недалеко от Диканьки, кстати. Крепкая была крестьянская семья, попали под раскулачивание. Отца и двух старших братьев отправили в Сибирь, там они и пропали, мать с младшими детьми оставили умирать от голода. Умерли все, только Лене («бабе Лене», как я ее в малолетстве звал) удалось через армейские кордоны прорваться в Полтаву. Как уж она оказалась в семье моего деда – не знаю (как-то не догадался спросить, а теперь уже не у кого спрашивать). Дед выправил ей паспорт. А там – война, эвакуация в Ташкент. Так и жила в нашей семье до 1967, когда мы в Москву переехали. Потом навещал ее – уже в 80-е.
Памятник княгине Ольге (в окружении Андрея Первозванного и Кирилла с Мефодием) установлен у здания Дипломатической академии. Странное место, учитывая своеобразие дипломатических методов княгини (заливания ртов оловом и свинцом и прочих милых приемчиков). Естественней было бы сей памятник у Министерства обороны поставить или у бывшего КГБ – там он уместней был бы.
Это все официоз, а больше радуют многочисленные «частные» памятники. Тому же коту Пантюше, погибшему при пожаре в близлежащем ресторане. Причем есть не только бронзовый Пантюша – еще и деревянно-проволочный и еще один – из пластиковых вилок. Очень душевные коты. Христос в Гефсиманском саду – камерный, трогательный, одинокий…
И таких мини-монументов – десятки, если не сотни. Едва ли не каждое засохшее дерево отдается скульпторам и под их резцами превращается в статую. Что, безусловно, очень достойно.
Я не обжора, но украинская кухня меня радует. Вареники с грибами, картофелем, вишней, свиные колбаски, шипящие на сковородке, сало (как же без него!), галушки, блинчики… Вот и очерк решил назвать – «Борщ с пампушками». Во-первых, вкусно очень. А во-вторых, есть в этом названии что-то милое, домашнее, уютное. Такое же уютное, как и сам Киев.
На огромной площади среди холмов, полей и лесов собраны хутора – церквушки, домики, мельницы, колодцы, амбары, даже пчелиные ульи и что-там-еще-бывает из разных районов Украины. Тут – кусочек Полтавщины, здесь – Одесская губерния, там – Закарпатье, а вон за тем пригорком – Черниговщина. Все подлинное, только чуть отреставрированное. Броди по подворьям, заглядывай в хаты, трогай солнечные соломенные крыши, режущую глаз белизну стен…
Вольно всё, умиротворенно. Ходить и ходить часами без устали (одно плохо – курить запрещено из соображений пожарной безопасности). Правда, хотелось бы, чтобы не столь безлюдно-декоративно всё это было: добавить бы гусей и кур, коз и поросей, а главное – людей, не туристов, а жителей. Но понимаю всю сложность такой затеи: мало кому захочется работать экспонатом в музее, всю жизнь напоказ выставлять.
Но если захотелось многолюдья – добро пожаловать на центральную поляну. Тут всякие кафе-шинки (впрочем, невкусные), напитки, леденцы – петушки на палочке. А главное, и тут мне повезло: в первые дни мая была тут ярмарка. Всяческие умельцы со всей Украины съехались. Черевички тут же и делали на заказ, подгоняли под ножку паненки-покупательницы, шляпы соломенные, свистульки глиняные и деревянные, писанки, рубахи с вышивкой, скатерти и рушники с алыми петухами, керамика (гуцульская, полтавская, сумская и прочая), куклы-мотанки… В общем, на любой вкус товар – выбирай, плати (весьма скромные деньги) – и увози понравившийся сувенир.
Я выбрал не вполне традиционный – купил небольшую то ли картину, то ли икону (Богоматерь с младенцем) львовского художника-реставратора (и просто художника) Льва Скопа. Он писал на старых дощечках прям тут же, развалясь на траве, колоритной гривой седых волос замечательно вписываясь в антураж. Очень нежные у него картины – архангелы с лицами сельских парубков, кони с прямо-таки человеческими лицами-ликами…
Почти три месяца прошло, а вспоминаю ту ярмарку, Пирогово с тихой радостью.
Конечно, и в Киеве был. Гулял по Крещатику – радовался и дивился, что движение по центральной улице перекрывают каждые выходные не для официозных и полуофициозных мероприятий, а просто для людей (никакой коммерции, не как на московском Арбате). Торговался за всякую всячину на Андреевском спуске, любовался Лаврой и другими киевскими храмами – весело расписанными-раззолоченными, с куполами-колокольчиками.
Но про Киев столько написано, даже специальный десант ТБГ туда был. Вряд ли я что-то добавлю своими трехдневными впечатлениями. Вот разве что про многочисленные памятники – старые и новые – сказать.
Князь Владимир – оно понятно, символ города, очень картинно стоит над Днепром.
А вот Богдан Хмельницкий на Софийской площади – тоже «визитная карточка». Про него много баек ходит – метаморфозы удивительные происходили с ним. Но вот эту историйку в печатном виде не встречал. Рассказывали мне, что столетие с лишним назад, когда памятник только-только был установлен, приехал в Киев некий вельможный польский пан. Приехал поздно вечером, затемно. Утром просыпается в гостинице, выходит в ночной рубахе на балкон, видит памятник. Зовет полового: «Це хто?» - «Гетман Богдан Хмельницкий» - отвечает. «Как?! Богдашка Хмель?!» - проревел пан. Повернулся спиной, задрал рубаху, показав памятнику задницу, и в тот же день съехал из гостиницы, не потерпев такого соседства. Сейчас-то ничего, а в проекте памятник и впрямь был антипольским и антисемитским до неприличия.
Памятник Голодомору у стен Златоверхого Михайловского собора. Лаконичный. Строгий. И этим выгодно отличающийся от неплохого в общем-то мемориала неподалеку от Лавры. Тут не до шуток. Ребенком меня (а задолго до того – моего отца и его сестру) нянчила домработница Лена Меласенко. Семья ее жила под Полтавой, недалеко от Диканьки, кстати. Крепкая была крестьянская семья, попали под раскулачивание. Отца и двух старших братьев отправили в Сибирь, там они и пропали, мать с младшими детьми оставили умирать от голода. Умерли все, только Лене («бабе Лене», как я ее в малолетстве звал) удалось через армейские кордоны прорваться в Полтаву. Как уж она оказалась в семье моего деда – не знаю (как-то не догадался спросить, а теперь уже не у кого спрашивать). Дед выправил ей паспорт. А там – война, эвакуация в Ташкент. Так и жила в нашей семье до 1967, когда мы в Москву переехали. Потом навещал ее – уже в 80-е.
Памятник княгине Ольге (в окружении Андрея Первозванного и Кирилла с Мефодием) установлен у здания Дипломатической академии. Странное место, учитывая своеобразие дипломатических методов княгини (заливания ртов оловом и свинцом и прочих милых приемчиков). Естественней было бы сей памятник у Министерства обороны поставить или у бывшего КГБ – там он уместней был бы.
Это все официоз, а больше радуют многочисленные «частные» памятники. Тому же коту Пантюше, погибшему при пожаре в близлежащем ресторане. Причем есть не только бронзовый Пантюша – еще и деревянно-проволочный и еще один – из пластиковых вилок. Очень душевные коты. Христос в Гефсиманском саду – камерный, трогательный, одинокий…
И таких мини-монументов – десятки, если не сотни. Едва ли не каждое засохшее дерево отдается скульпторам и под их резцами превращается в статую. Что, безусловно, очень достойно.
Я не обжора, но украинская кухня меня радует. Вареники с грибами, картофелем, вишней, свиные колбаски, шипящие на сковородке, сало (как же без него!), галушки, блинчики… Вот и очерк решил назвать – «Борщ с пампушками». Во-первых, вкусно очень. А во-вторых, есть в этом названии что-то милое, домашнее, уютное. Такое же уютное, как и сам Киев.
| 13.07.2009 Просмотров: 2130 |
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это мое детство.. :) и первым моим "женским" костюмом был именно украинский народный, с веночком и лентами, с полосатой юбкой и белой расшитой рубахой.. Мне было 4 года, и я отчаянно гордилась тем. что я -украинка... :D
Немного жалею даже, что я не украинец - ого, сильное заявление!
Ulysses,
ведь тоже был в Пирогово именно на этой ярмарке! Как же мы с Вами не постречались?! :D
Кстати, и Джека Воробья с машиной на Крещатике наблюдал! :D
А вообще, Вы, конечно, украли у меня кусок хлеба, рассказав про мой родной город! :D Ну, то есть, на данный момент (да и навсегда) родной. :D
Но, спасибо! Очень хорошо написали!
Только две ремарки: 1) причем здесь борщ с пампушками (название)? 2) откуда "заливание ртов оловом и свинцом" в исполнении княгини Ольги? По крайней мере, Повесть Временных Лет об этом ничего не говорит.
Ах, опять мой любимый Киев!!!! Вибаса уже благодарила, теперь и Вы написали. Спасибо за тёплый, украинский фото-рассказ с помпушками. Увидела новое . :D
Очень понравились фотографии с ярмарки, такие чистые, прозрачные. Впервые вижу храм с зелеными верхушками, так необычно!
Спасибо за репортаж! :)
kintosha, я "щелкаю", что попадется в объектив - и завидую Вашим фотографиям, я так не умею и не смогу никогда. А людей, кстати, я вообще-то стесняюсь снимать... И сам себя за это ругаю...
Vnika, вот уж соломеные шляпы там по таким заоблачным ценам! Вряд ли купили бы.
Mikha, спасибо. Постараюсь найти книгу Забужко, прочитаю.
Малина, если хотите - дам мейл и ссылку на сайт этого художника: напишете, купите картинку :D
vibas, "кусок хлеба" я у Вас точно не отниму: ведь у Вас совсем другой Киев. Да и до фотоуровня Вашего мне не дотянуться... "Борщ с пампушками" вообще ни при чем - просто вкусно (особенно с белыми грибами) и слово какое-то ласково-домашнее. Вот и попало в название. По поводу княгине Ольги - я не знаток древнерусской истории, но было, помнится, что-то с жестокой местью то ли древлянам, то ли еще кому... Впрочем, в те времена вообще не очень церемонились.
us-ova, про деревянные церкви на Украине - Вы правильно заметили их необычность. Но дело не в зеленых кровлях. В отличие от русского деревянного зодчества - довольно затейливого - такая церква на Украине ставилась как простой деревянный дом и только навершие было отличное от обычной кровли. А так - изба и изба.
Впрочем, это все, если верить Нестору-летописцу. :?:
Жалко, мы с Вами не пересеклись на той ярмарке! Вы, если еще будете в Киеве, сообщите!
Ну, если будет время и желание, - пишите, сделаем мини-слет блоггеров :D :m1004:
Западные украинцы такие трудяги... А какие свадьбы у них! А выпечка! До сих пор мне рецепты пляцок шлют. И язык интересный разговорный - смесь украинского с польским. "Мусишь," - иногда говорю я своим, забываясь. То есть "должен". Спасибо за любовь к Украине.