Самая короткая ночь года (Купала 2009)

р.Нудоль (под Клином), июнь 2009


Добыча живого огня

Самая короткая ночь года (Купала 2009)

Купала - обрядовый праздник, праздновался в честь солнца, наивысшего расцвета животворящих сил земли, растительности, зерновых.

С датами празднования Купалы сам черт ногу сломит. Их можно насчитать как минимум три: 21/22 июня, 23/24 июня и 6/7 июля. Не претендуя на истинность, несколько слов о том, откуда пошла подобная неразбериха. В восточнославянской мифологии праздник Купалы приурочен к летнему солнцевороту (21-22 июня), когда «солнце поворачивает на зиму, а лето – на жару», т.е. весна закончилась, а лето – началось. И все ритуалы и традиции праздника связаны с одной стороны с прощанием с весной, а с другой – со встречей лета и будущим урожаем. 

Всречала пару источников, где дата празднования Купалы описывалась как "плавающая", находящаяся в зависимости от дня солнцестояния - 21 июня и ближайшего полнолуния. Причем полнолуние может как предшествовать солнцестоянию, так и следовать за ним. Однако, следующее полнолуние является прдпочтительным. Что интересно, что если полнолуние отстоит в одну из сторон больше, чем на неделю, то дата проведения празднеств совпадает с солнцестоянием. Если же меньше - сдвигается. Идеальным вариантом является совпадение даты солнцестояния и полнолуния. Тогда праздник именуют Сильной (в др. описаниях Великой) Купалой.

Позднее, после Крещения Руси и растворения традиций язычества (многобожия) в пришедшем ему на смену монотеизме (один Бог, в данном случае - православие), на праздник Купалы наложилось почитание Иоанна Крестителя. И вот в этом моменте – осторожно. В своем значении два праздника – абсолютно разные. Разные как по своей сути, так и по форме. Но традиции одним росчерком пера ни в одном веке не исчезают. И монотеизм, приходящий на смену политеизму, не может искоренить вековые традиции. И православие не было исключением. И традиции празднования Купалы частично вошли в _народное_ празднование Ивана Купалы, правда, часто им при этом придается иное объяснение и значение, при практически полном сохранении формы. И постепенно два праздника в сознании, а потом и в календаре, слились воедино, частично перенеся элементы празднования к новым датам и значениям. Через какое-то время праздник стал - Ивана Купала. Дата его празднования по православному календарю уже относится к (6)/7 июля. А вот дата 23 июня вероятнее всего – трактовка 6 июля по старому стилю.

В указе 1721 года, 17 апреля сказано: «К тому ж будто бы воспоминают мерзких идолов, в них же был некий идол Купало, ему же на Велик день приносили жертву оным купанием; о чем пространно зрится в Летописце Киевском». О малорусских обрядах Ивановской ночи Гизель в своем Синопсисе писал по-своему: «Пятый идол Купало, его же бога плодов земных быти мняху, и ему прелестию бесовскою омрачении благодарения и жертвы в начале жнив приношаху. Того же Купало бога, истинны беса, и доселе по некиим странам российским еще память держится; наипаче же в навечерии Рождества св. Иоанна Крестителя, собравшеся ввечеру юноши мужеска, девическа и женска пола соплетают себе венцы от зелия некоего и возлагают на главу и опоясуются ими. Еще на том бесовском игралище кладут и огнь, и окрест его емшеся за руце нечестиво ходят и скачут и песни поют, скверного Купала часто повторяюще и чрез огнь прескачуще, самих себя тому же бесу Купале в жертву приносят».
В Потребнике 1639 года находим: «Нецыи пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю». (Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым, 1885)

Тот праздник, где мы были - Купала. Языческий. Приуроченного к летнему солнцевороту. Организуется уже третий раз, хотя я там была впервые. Проходит он под Клином на р. Нудоль. Про организаторов ничего конкретного сказать не могу. Визуально некоторых из них видела раньше, но не более того.

Собственно славянский миф, который лежит в основе многих обрядов праздника Купалы

Бог Луны и Огня, Бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом и не пускает в мир зло. Лишь раз в году в день Осеннего Равноденствия (21 сентября) он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы. И тогда Ночь становится длиннее дня и в мир черным облачком проникает зло. А в день Летнего Солнцестояния, через девять месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купала. В этот день начинаются Купальские праздники.
По преданию когда-то давным-давно в день Купалы к Ра-реке прилетела птица смерти - Сирин. Она пела чудесные песни, но кто слушал ее, тот забывал обо всем на свете и следовал за Сирином в царство Нави.
<...> Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко - послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье - судьба разлучила брата и сестру: младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель.
Прошло много лет. И вот Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу боги ее наказали: ветер сорвал венок и унес на воду, а там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке.
Кострома не узнала родного брата, обычай же повелел им жениться. Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали о том, что они - брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой, или - мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья)

Что касается самого значения слово Купала, то их - несколько (В. Ткачёв, Е.Мельникова)

Купала – купать – купель – капель - капище. Подразумеваются все очистительные ритуалы и обряды, предназначение которых, восстановление энергетической целостности человека – его здоровье;
Купала – купить – копить – выкуп – прикуп – покупать – обмыть покупку. Подразумевается приобретение благосостояния и богатства. Восстановление Духовно-Материального равновесия;
Купала – праздник любви. Взаимодействие Неба (Сварога) и Земли (Макоши) – есть Вселенская Любовь. Взаимодействие Мужчины и Женщины – есть Земная Любовь.
Купала – купа (объединение). Подразумевается объединение личностей в общность, т.е. создание крепкой социальной структуры именуемой Народ.
Купала – купола (навершия храмов). Подразумевается создание крепкой крыши над очагом (семейным). Купол – олицетворяет зенит, самую высшую точку связи Человека и Бога.

Все отмеченные значения так или иначе отражены в обрядах, проводимых во время праздника. Обряды можно условно поделить на несколько культов: огня, воды, зеленую магию и гадание.
К культу огня будет относиться возжигание живого огня, прыжки через костёр (или крапиву), хождение по углям, скатывание горящего колеса. К культам воды относятся моления о дожде – Русалии, купание (в том числе и в росе), обливание, "черпание росы". Также с Купалой связано масса легенд и историй, которые так или иначе относятся к предсказаниям будущего и иногда именуются «зеленой» магией, или магией трав. Это так называемые "Зелёные святки", всевозможные истории про цветок папоротника и то, как его следует искать и сохранять, поверия про сборы трав, обладающих чудодейственной силой, если их собрать утром накануне.

Хватит мне тут теоретизировать … Пора и фотки показывать …

Утро Купала начинается с того, что девушки плетут венки

Самая короткая ночь года (Купала 2009)

И собирают целебные травы. Считается, что именно в этот день травы обладают наиболее сильными целебными свойствами. Но помимо лекарственных трав в этот день собирались и травы обереги. Купальская ночь – разгул нечистой силы. И от нее надо было защищаться. Собранные травы вешались в доме, и они должны были надежно защитить жилище, пока хозяева празднуют. К обязательном в сборе относилась полынь. К слову, повешенный в доме маленький пучочек полыни практически в течении года способен обеззараживать воздух. Так что не могу сказать по поводу нечистой силы, а вот от некоторых микробов – эта трава вполне способна помочь.
В саму же Купальскую ночь ходили искать цветки папоротника: если растение есть, оно должно цвести. Только с папоротником все не так просто – цветет он всего несколько мгновений. Впрочем – нет. Цветет он долго, как ему и положено, но цветок его очень любим нечистой силой. И стоит ему расцвесть, как нечисть эту красоту сразу и похищает. Для своих целей. И чтобы раздобыть сей цветок надо исхитриться: пойти в лес накануне, никому про то не сказав, найти подходящий куст папоротника, сесть около него, да не засыпать! И ровно в полночь на кусту должен засиять на мгновение цветок. И именно в это мгновение его надо схватить. После чего следует накрыться с головой припасенным заранее покрывалом и – скорее домой. А там сделать небольшой разрез на руке и вложить туда цветок. И будет вам в жизни счастье: удача в поиске кладов и любовных делах – обеспечена!

А еще накануне празднования собирают сухой хворост для будущих костров и мастерят куклы – Купалы и Костромы.

Самая короткая ночь года (Купала 2009)

Вот так вот незаметно день и проходит. Приближается время праздника. У нас он проходил в поле перед лесом.

Начинает звучать ритмичный барабанный бой, приглашающий всех на место действия.

Самая короткая ночь года (Купала 2009)

Вот как описывает добывание живого огня Сахаров (1885): «Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь из двух старых, сухих дерев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо. Часто случалось видеть, как над этим костром старушки-матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, с полною уверенностью, что от сего обряда прекратятся болезни».

Сейчас, наверное, проблема со стариками-участниками праздника. Потому в добывании огня принимали участие в основном сильные молодые ребята. Впрочем, и это логично. Сооружение для добывания огня выглядело солидным. И помимо того, что веревку, крутящую столб крутило по десятку человек с каждой стороны, удержание столбов было отдельной задачей.

Самая короткая ночь года (Купала 2009)

И – огонь!

Самая короткая ночь года (Купала 2009)

Прежде, чем продолжить рассказ о празднике, очень бы не хотелось подчеркнуть, чтобы мои заметки и комментарии к празднику не восприняли бы очень серьезно, или с претензией на научный труд. Я не историк, не язычник и даже не знаток язычества. И потом, многие традиции дошли до нас в сильно измененном и трансформированном виде. И сейчас, читая их описание, даже собранное как минимум век назад, невольно скатываешься к одной из позиций: "а в нашей деревне все не так было" и "а вот тот великий писал такое и в такой последовательности, а тут все совсем не то, и значения не те". Так что пусть в деталях разбираются историки, фольклористы и реконструкторы. Я же в данном случай спозиционировала себя как фотограф, и этой позиции буду придерживаться. Хотя комментарии будут, с разной степенью подробности (в зависимости от свободного времени и настроения). Если же в тексте будут принципиально грубые ошибки описания - не стесняйтесь говорите. Исправлю.

Итак. Живой огонь получен. Все радуются. Участники действа собираются в большой круг, в центре которого от живого огня разжигают небольшой костер.
Рядом с костром соорудили импровизированный стол-пенек, на котором до поры до времени располагается братина, которая впоследствии будет пущена по кругу, и рядом - бутыли с пивом.

Старейшины праздника наливают пиво в братину. Читали ли они при этом положенные заклинания, фотоаппарат не отметил, звук у меня не пишется. Впрочем, очень надеюсь, что нет.

Самая короткая ночь года (Купала 2009)

Дар богам. Точнее - Яриле. Все действия, связанные с огнем во время праздника связаны с солнцем и богом Солнца. Солнцеворот - время, когда светило "устает", и его надо немного поддержать. Вместе с тем, во время обряда происходит очищение от болезней. По некоторым описаниям именно в этом костре, зажженом от живого огня сжигали вещи больных людей. Считалось, что после этого их здоровье должно начать восстанавливаться. Относится это, вероятно, к стародавним временам, когда чисто интуитивно человек пришел к тому, что высокая температура ведет к гибели многих микробов и насекомых - возбудителей болезней. В ряде случаев это в самом деле помогало, особенно, если учесть тот факт, что ни антибиотиков ни многих лекарств тогда не было, впрочем, как и успехов реанимации, и выживали только сильные - генетически сильные и здоровые, в том числе и новорожденные дети. О естественном отборе применительно к человеку говорить не принято, но чем более давнюю историю мы будем брать, тем более силен именно этот фактор.

... Братина налита. С трех сторон немного пива льется в костер ...

Самая короткая ночь года (Купала 2009)

И только после этого ведущий урядник (или волхв?! - по своей дури так и не поинтересовалась в итоге в какой должности был ведуший праздника) говорит небольшую речь, прославляющую праздник, род и рожениц, землю русскую и богов.

И братина пускается по кругу. Идти она должна обязательно головой вперед, тогда она служит доброму делу. Если же ее пустить хвостом вперед, то считается, что пускают ее на пьянство.
Всякий, к кому подходит братина, могут молча отхлебнуть пиво и передать ее следующему, или же что-то сказать.

Ну вот, круг пройден. и все двинулись к местам обрядов с Купалой и Костромой. Но об этом - позже.

(продолжение следует)

Немного больше фото можно посмотреть тут:
http://tananta.livejournal.com/299571.html (Добыча Живого Огня)
http://tananta.livejournal.com/299869.html (Действие продолжается)

Медаль
Тэги: Россия ,
3 голоса | Комментарии Оставить комментарий
Орлова Евгения аватар
Орлова Евгения (Втр, 08.09.2009 - 19:23)
Очень интересно написано! Спасибо!
миссис Борман аватар
миссис Борман (Втр, 08.09.2009 - 22:33)
Здорово!
Я тоже такое празднование посетила бы.
tananta аватар
tananta (Ср, 09.09.2009 - 00:57)

Орлова Евгения написал(а):

Очень интересно написано! Спасибо!



Женя, спасибо большое за интерес. И очень рада, что понравилось!

tananta аватар
tananta (Ср, 09.09.2009 - 01:00)

миссис Борман написал(а):

Здорово!
Я тоже такое празднование посетила бы.



Спасибо! Очень рада, что понравилось!
С посетить ... Вообще-то сие возможно. Места проведения праздника - не секрет. Я знаю про такое под Клином (то, что описываю), и под Малоярославцем, что устраивают родоведческие общины.
Но в этом мероприятии есть одна маленькая заковырка - там нет зрителей. Если вы приходите туда, то надо участвовать во всем. Плюс - соответствующая одежда и настрой :-)
если готовы, то, думаю, проблем с посещением не возникнем. В следующем году в самую короткую ночь можно будет там побывать :-)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...