Рондо Венециано (часть 1)

Бергамо, Венеция, Падуя, Верона, Июнь 2009
История участвует в конкурсе: Конкурс сентября: Дневники путешествий

Рондо Венециано

Бергамо-Венеция-Падуя-Верона-Бергамо, июнь-2009

Сборы

Сама поездка по северу Италии заняла 7 дней, но готовились мы к ней больше
месяца. Были проштудированы два путеводителя ("Афиша" и "National
Geographic"), половина итальянского интернета и весь рынок дешевых
авиаперевозок. Что ж, как говорил Суворов, тяжело в учении, легко в бою.
За результат я откровенно рад. Крупных проколов на протяжении всего
путешествия не случилось, на мелкие - не стоит обращать внимания.
Тут я позволю себе небольшое лирическое отступление (можете считать его
заметками на полях) по поводу того, почему предпочитаю самостоятельные
поездки организованному туризму. К каждой такой вылазке в свет я отношусь
в некоторой степени, как к логической задаче. Ее решение, безусловно,
требует и дополнительных хлопот, и дополнительных затрат времени, но если
все удается, то ты получаешь двойное удовольствие. Даже тройное.
Во-первых, эстетическое - от посещения интересных мест. Во-вторых, от
того, какой ты умный и предусмотрительный. Наконец, еще сидя дома на
диване ты уже предвкушаешь мгновения будущего путешествия. Возможно, здесь
уместно сравнение с кофе. Готовить его не менее приятно, чем пить.

Но вернемся к нашим записям. После анализа нескольких вариантов по
параметрам (цена-дата-место и время вылета) был выбран "райнэйровский"
перелет "Краков-Бергамо". Почему именно он? Тут опять сыграли три фактора.
Во-первых, из нашего родного Львова до Кракова добираться ближе, чем до
Киева, а из Бергамо до Венеции вообще два с половиной часа езды.
Во-вторых, ирландский лав-кост брался перевезти нас всего за 98 евро на
двоих туда и назад, если вылетать и возвращаться в воскресенье.
В-третьих, мы посчитали занимательным посетить по ходу дела родину
прославленного советским кинематографом Труффальдино.

Сама поездка, как вы уже догадались, задумывалась в первую очередь под
посещение Венеции, в которую наши романтические натуры тянулись уже
несколько лет. Но будучи в тех краях, грешно было обойти вниманием хотя бы
несколько других городов провинции Венето, так сказать для контраста.
Поэтому график пребывания был составлен таким образом: первый день -
Бергамо, четыре следующих - она, «Серениссима», шестой - Падуя, седьмой -
Верона, восьмой - опять Бергамо и вылет домой. Бергамо, если быть точным,
это уже Ломбардия, ее восточная кромка, но долгие годы он пребывал под
владычеством Венецианской республики, о чем свидетельствуют многочисленные
крылатые львы, встречающиеся на его улочках. Но о львах мы еще не знали.
Теперь оставалось только позаботиться о жилье и передвижении в самой
Италии. Со вторым было сравнительно просто. Сайт железных дорог Италии,
хоть и не такой подробный, как у Дойчебанна, но сориентироваться можно.
Распечатки расписаний на между всеми точками нашего маршрута заняли не
более 4 страничек. С жильем тоже помог друг Интернет. Сначала мы
забронировали по booking'у номер на вилле на Лидо. Лидо - это такой
длинный, как французский багет, остров, закрывающий вход в Венецианскую
лагуну. Ничего приметного, кроме пляжей и раздающего раз в год золотые
пальмовые ветки кинофестиваля, там нет. Но с сердцем города сообщение
хорошее, а отели несколько дешевле, чем в центре. Однако за неделю до
выезда подвернулся "горящий апартамент" в 10 минутах от Сан-Марко,
списались с хозяевами, аннулировали предыдущую резервацию и, как
оказалось, не прогадали. По интернету же застолбили два ночлега в Бергамо,
а один день оставили резервным, поскольку точно не решили, где нас
застанет ночь - в Падуе или Вероне.

4 июня. Бергамо

Ночной переезд "Львов-Краков" удивил тем, что мы были единственными
пассажирами в своем вагоне, так что внимание проводников, таможенников и
пограничников целиком досталось нам. Впрочем, все были предельно
вежливыми, так что спустя час после полуночи уже можно было поспать. Запас
времени позволял совершить утренний моцион по Кракову: прогулка по
просыпающемуся еврейскому кварталу - завтрак во дворе Королевского замка -
месса в главном городском костеле - кофе в старом ресторанчике "Под
баранами" - электричка "Ж/д вокзал – Аэропорт".Рондо  Венециано (часть 1)

Это  еще  только Краков. За три часа до вылета 

Друзья и знакомые перед поездкой рассказывали разные страшные истории о
зверствах "Райнэйра" с целью содрать с тебя лишние хотя бы 15-20 евро при
посадке. Поэтому перед поездкой мы не поленились перемерять и перевесить
свои рюкзаки. Однако слухи оказались преувеличенными. При входе в
посадочные ворота стюарды придирались лишь к чемоданам с явным избыточным
весом. В Бергамо же на обратном рейсе количество и габариты сумок вообще
никто не проверял. Кроме того, в марте "Райнэйр" отменил, наконец, свою
дискриминационную норму, отказывавшую гражданам СНГ в онлайн-регистрации.
Она в отличие от регистрацию в аэропорту бесплатна. Так что в общем летать
с ирландцами можно.

На то, чтобы попасть из прохладного Кракова в жаркий Бергамо (в
итальянском языке, к слову, ударение на первый слог), не понадобилось и
двух часов. Город прекрасно виден уже со взлетной полосы, хотя до него от
аэропорта - километров пять, не меньше. Он взобрался на самые южные отроги
итальянских Альп и по своему строению напоминает трехэтажный свадебный
торт. Первый шар, так сказать, фундаментальный - это Читта Басса (Нижний
Город). Застройка преимущественно ХVIII века, перерастающая чем ближе к
окраинам в современные многоэтажки и особняки. Приятно, опрятно, но таких
городков в Италии столько, что их можна вязать охапками в каждой
провинции. Самым оригинальным объектом этой части Бергамо мы единодушно
(двумя голосами) признали возведенный после Второй мировой войны памятник
местным партизанам. На первый взгляд, он больше напоминает монумент
жертвам инквизиции, поскольку главный герой изображен повешенным вниз
головой, а стоящая возле него женщина издали похожа на монаха. Тем не
менее автор этого произведения Джакомо Манцу считается одним из итальянских
скульптурных гениев прошлого столетия. Известен он и тем, что воздвиг
памятник Ленину на острове Капри.

Рондо  Венециано (часть 1)
Бергамо. Жа-а-ра


Второй этаж "бергамского торта" - Читта Альта - это и есть самое вкусное.
Он представляет собой целостный средневековый город, возвышающийся на
холме и со всех сторон окруженный крепостными стенами. Попасть туда можна
лишь тремя способами - на фуникулере, петляющем по серпантину автобусе или
пешком по нескольким многоступенчатым каменным лестницам. Взбираться сюда
стоит уже ради того, чтобы просто побродить по узким уличным петлям,
заглядывая сверху в чужие огороды или в витрины крошечных лавочек,
торгующих вином, сладостями из кукурузной муки (поленты) и шоколадными
котами. В конце концов вы обязательно выйдете к стоящей почти в центре
Читты Альты изумительной Капелле Коллеони, а если повезет, то наткнетесь и
на затерянную рядом в полумраке романскую церквушку Санта-Мария-Маджоре.
Выходец из Бергамо, Коллеони был то пиратом, то венецианским полководцем,
то и тем, и другим одновременно, вследствие чего сказочно разбогател и
смог себе позволить такую вот сказочную усыпальницу на малой родине.
Церковь святой Марии следует искать за спиной этого забронзовелого
морского волка (сидящего, впрочем на коне). Первое впечатление она
производит такое, будто под тяжестью пережитых лет постепенно опускается
под землю.Рондо  Венециано (часть 1)
Капелла Коллеони

Но бергамские горки на этом не кончаются. На холме старого города
возвышается еще один холмик, куда ведет еще один фуникулерчик. Только
теперь, если вы забрались сюда, можете считать, что побывали на самом
чердаке Бергамо. Отдышавшись, можно понаблюдать пейзаж. С одной стороны -
так называемые Доломитовые Альпы, с другой - утомленная солнцем
итальянская равнина. Сверху - гром и молния. Они и согнали нас вниз, но
гроза так и не разразилась.

И опять заметки на полях. Как ни странно, в Бергамо нет камер хранения.
Ни на железнодорожном, ни на автовокзале (они стоят кучно). Мы сначала
поверили. Мы все обыскали. Мы спросили и переспросили еще раз. Не-а. В
Конотопе есть. В Бобруйске есть. А в Бергамо нет. На такой подвох мы,
честно говоря, не рассчитывали. Поскольку пришлось более двух часов
таскаться по городу с вещами. В нашем пансионе нас ждали не раньше 18.00.
И ни минутой раньше. Сиеста, господа. В Италии ее чтут свято, особенно в
глубинке. С обеда и до 6 вечера жизнь замирает: закрываются магазины,
аптеки и почти весь общепит. Работают только кафе-мороженое и китайские
ресторанчики. Зато это затишье с лихвой компенсируется бурной ночной жизнью.

5 июня. Венеция

С утра держим путь на Брешию: это 3,6 евро на брата и час пути на местной
электричке. А там пересадка на венецианский экспресс и примерно в полдень
мы уже в городе нашей мечты. Так как Бергамо лежит несколько в стороне
трассы Милан-Венеция, то прямой поезд в Венецию ходит оттуда лишь раз в
сутки (или два). В любом случае ждать его не было смысла, так как между
Брешией и Венецией сообщение очень даже регулярное. Мы рассчитали время
так, что на пересадку нам оставалось лишь 18 минут, и, как оказалось,
сильно рисковали. Итальянские железнодорожники педантичностью не
отличаются. В этом мы вскоре убедились. Из всех поездов, которыми мы
пользовались, только вот электричка из Бергамо и пришла вовремя. А бывали
задержки и до 45 минут.

Ну и, чтобы окончательно закрыть тему железных дорог, несколько слов о
билетах. Поезда бывают региональные и "Евросити": первые, как минимум, в
2 раза дешевле, но совсем не в 2 раза хуже, просто ходят немного дольше,
так как останавливаются несколько чаще. После приобретения билета в кассе
(или автомате) его, как правило, надо закомпостировать в желтом автомате
на перроне. Но не всегда. В Бергамо, например, таких автоматов нет, в
Венеции и Вероне - есть.В Венецию поезд буквально вплыл. Минут пять мы двигались по рукотворному перешейку, а по бокам проплывали водоросли и лайнеры. Ж/д вокзал
Санта-Лючия парадным входом выводит прямо на Большой Канал. По-моему, так
и должен выглядеть коридор во времени. Без долгих предисловий и
спецэффектов. Всего 20 шагов - и ты в XVI веке. Впрочем, венецианские
архитекторы все же позаботились о том, чтобы поберечь впечатлительные
натуры будущих туристов. Высящаяся на прямо на противоположном берегу
церковь Сан-Симеоне Пикколо и выглядывающая слева школа Сан-Маркуола
только вводят в курс венецианских красот. Дальше по течению архитектура
намного круче. Поэтому самое правильное решение по прибытии в Венецию -
просто проехаться по Каналу до самого конца. Городские красоты будут
открываться перед вами постепенно, в меру своего изящества, и тогда к
знаменитой площади Сан-Марко вы причалите вполне подготовленными. Мы,
правда, сделали слегка по-другому. Сначала поселились, не доехав до
площади двух остановок, а потом отправились к голубям и дожам пешком.Рондо  Венециано (часть 1)
Венеция. Приплыли

Понедельник - день не только тяжелый, но и выходной. Для музеев. В
Венеции, как и в большинстве стран Европы, по понедельникам многие
музейные учреждения отдыхают. Поэтому мы решили не хватать быка за рога и
в первый день пребывания в городе просто побродить по его улицам, или
говоря на жаргоне туроператоров, совершить обзорную экскурсию.
Если кто-то утверждает, что самое краткое расстояние между двумя точками -
прямая, он никогда не был в Венеции. Улицы здесь настолько переплетены,
что слабо помогает даже самая подробная карта. Очень распространены
случаи, когда за очередным поворотом перед тобой открываются сразу три
подворотни. Одна из них и есть продолжением пути, две другие - втыкаюся в
стены внутренних двориков. Но угадать с первого раза, куда идти, все
равно, что пытаться выиграть в наперстки.

Тем не менее площадь Сан-Марко была найдена довольно быстро. Другое дело,
что завтра повторить этот же маршрут оказалось непросто. На Сан-Марко уже
стояла очередь в собор (человек сто или около того, но двигались быстро).
Вход в саму церковь бесплатный, но жене пришлось купить за 1 евро платок,
чтобы набросить на плечи. Кроме того, за посещение верхней террасы и
сокровищницы уже нужно платить отдельно. Описывать усыпальницу святого
Марка нет смысла. Да, восхитительно, изумительно etc, но это надо видеть.
Можно лишь отметить, что внутреннее убранство сильно перекликается с
интерьерами Софий Киевской и Константинопольской. Во внешнем декоре
прослеживаются и арабские мотивы. Кстати, одна из фресок над входом в
собор наглядно иллюстрирует, как отчаянные венецианские купцы украли мощи
святого Марка у сарацинов. По легенде, чтобы обмануть бдительную
мусульманскую таможню, они завернули останки святого в свиную шкуру.Рондо  Венециано (часть 1)


Второй обязательный гвоздь программы пребывания любого туриста на площади
Сан-Марко - это откорм птицы. Позже нам, правда, рассказали, что
венецианский горсовет вроде бы принял какое-то постановление, запрещающее
подкармливать голубей под угрозой штрафа. Слава богу, что не смерти. Но мы
об этом не знали и нигде предупреждения не видели, так что итальянские
голубки с удовольствием полакомились украинским попкорном. Такого они,
наверное, еще никогда не пробовали. А я еще удивлялся, почему, кроме нас,
никто не угощает этих бедных жирных птичек. Рондо  Венециано (часть 1)

Побаловав пернатых, следовало бы подкрепиться и самим. Но делать это на
Сан-Марко категорически противопоказано - не столько для желудка, сколько
для кошелька. Единственно правильное решение в этой ситуации, углубиться в
недра Мерчерии - торгового района, простирающегося между главной площадью
города и его главным мостом Риальто. Здесь найти какую-то
пиццерию\остерию\тратторию с вменяемыми ценами более реально. Искать
дорогу в общем-то и не надо. Волны народа сами вынесут вас к цели. Тем
более, что на стенах домов развешаны желтые указатели, сопровождающие
туристов на всем пути к Риальто. Торговля на мосту не прекращалась со
времен Венецианской республики и до сих пор. Только сейчас в старинных
магазинчиках продаются преимущественно китайские поделки.
И традиционно записки на полях. Не поскупитесь в Венеции на покупку
проездного на вапоретто. Вапоретто - это венецианское все (метро, трамвай,
маршрутка). Ведь Венеция - не только город на воде, но и город без машин.
Поэтому общественным транспортом здесь служат катера, заплывающие во все
основные каналы, а также на близлежащие острова. Для удобства пассажиров
вапоретто ходит зигзагом, делая одну остановку на одном берегу канала,
следующую - на противоположном. Этот транспорт не дешев: одна поездка
стоит 6 евро (цена грабительская даже для Европы), зато проездной на 3 дня
- 32 евро. Если последний нормально поэксплуатировать, он себя окупит.
Во-первых, хоть Венеция по территории гораздо меньше Парижа, допустим, или
Рима, и по карте кажется, что все предельно близко, но исходить ее пешком
проблематично. Такие прогулки постоянно будут сводиться к поиску мостика.
Поэтому проезд на катере сэкономит и силы, и время. Во-вторых, с
вапоретто очень удобно фотографировать. Фасады многих дворцов просто
недоступны с суши, а неспешно проплывающий мимо катер позволяет и оценить,
и запечатлеть надлежащим образом их великолепие. Главное - занять удобную
позицию на корме.Рондо  Венециано (часть 1)
Мост Вздохов снялся в рекламе

6 июня. Венеция

Этот день был у нас ударным по искусству. Церкви Санта-Мария дель Орто,
Санта-Мария делла Салюте, Фрари, Сан-Сальваторе, Сан-Франческо делла
Винья, Сан-Рокко и еще несколько, попавшихся по пути, должны были
наполнить нас эстетическим зарядом, которого хватило бы до следующего
большого путешествия. По большому счету, в некоторых из этих храмов
искусства и религии есть что осматривать хоть целый день. Но такую роскошь
можно себе позволить только будучи венецианцем. Туристу же приходится
обнимать необъятное. И хотя к вечеру мы валились с ног, но это была
сладкая усталость.

Фотографировать в храмах, как правило, нельзя, поэтому придется верить мне
на слово. Такого обилия Тициана, Джорджоне, Веронезе и Тинторетто в
пересчете на один квадратный метр площади (не говоря уже о менее
заслуженных мастерах ренессансной живописи), не встретишь нигде. Особенно
важно, что творения мастеров находятся в своей домашней среде, в тех
стенах, где и были созданы. Согласитесь, многие несомненно шедевральные
вещи, вырванные из своего контекста, теряют лоск в музейном заточении. Это
сугубо личное мнение, но, к примеру, "Сикстинская мадонна" Рафаэля в
Дрезденской галерее вызывает в сердце меньше трепета, чем "Ассунта"
Тициана над алтарем церкви Фрари.

Еще одна картина, ради которой стоило добрести почти на окраину
венецианского района Кастелло, да что там, вообще, в Венеции - это
"Мадонна с ребенком" Антонио Негропонте. Монастырь святого Франсиска на
Виноградниках (Сан-Франческо делла Винья) можно смело назвать хранилищем
одной картины (хоть там их на стенах висит с десяток), а ее автора -
художником одной картины. Все остальное, что он создал, известно лишь
узким специалистам, но при работе над "Мадонной" на Негропонте снизошло
что-то божественное. Даже спустя века физически чувствуешь исходящую от
картины ауру умиротворения, такого светлого покоя.

И совсем другое настроение витает в школе Сан-Рокко, два этажа которой от
плинтусов и до верхотуры расписал Тинторетто. Музейная администрация
оригинально решило проблему обзора этих шедевров. Любой посетитель, вместо
того, чтобы сворачивать себе шею, может воспользоваться лежащими на
кушетке зеркалами (величиной с экран среднего телевизора). Берешь зеркало,
вытягиваешь перед собой и рассматриваешь, не напрягаясь, сюжеты на потолке
или в дальнем углу.

Какой-то системы в работе венецианский церквей нет. В иные вход платный, в
иные - свободный. Одни открываются исключительно для месс, другие работают
только до 17.00, третьи - до позднего вечера. Некоторые из церквей
объединены в ассоциацию "Сhorus" и можно купить один билет за 9 евро на
посещение всех. Однако наиболее нашпигованные искусством соборы в этот опт
не входят и доступ туда стоит дороже. Цены на единичные входные билеты
колеблются в пределах от 2,5 до 8 евро.

Венецианские Санта-Марии: Салюте
Рондо  Венециано (часть 1)

Дель Орто
Рондо  Венециано (часть 1)

и МираколиРондо  Венециано (часть 1)



С классическим искусством в Венеции прекрасно уживается и искусство
современное. Каждый год в первое воскресенье июня здесь открывается
знаменитое Венецианское биенале. Художники, скульпторы и мастера
инсталляции со всего мира привозят сюда свои творения и выставляют их на
протяжении целого лета. Просто в Венеции несметное количество дворцов,
часть из которых стоит порожняком - вот и приходится импортировать
"начинку" хоть на сезон. Поклонники событийного туризма ездят в Венецию по
трем поводам - на карнавал, на кинофестиваль и на биенале. Вход почти на
все экспозиции бесплатен. Можно методично изучать этот современный
арт-стрим по специально изданным биенальным программкам и схемам, можно по
принципу "куда ноги занесут". Мы поступали именно так и побывали на
Тайване и Кипре, в Курдистане, ЮАР, Эстонии, Словении, Новой Зеландии,
Иране и, кажется, перечень еще неполный. Чуть ли не кругосветное
путешествие получилось. Только вот родной украинский стенд в наши маршруты
почему-то не вписался. Раскаиваемся и сожалеем. А ведь рекламу украинской
экспозиции делал сам Виталий Кличко, щит с которым нависал над самым
мостом Академии (вторым по рангу после Риальто). Рондо  Венециано (часть 1)

Кстати, сам мост, хотя и неказист, но с него открывается самый открыточный вид
на вход в Венецианскую лагуну. Так что не забывайте свои фотокамеры.

Рондо  Венециано (часть 1)

Мост Академии

Рондо  Венециано (часть 1)

И вид с него











Тэги: Италия ,
3 голоса | Комментарии Оставить комментарий
irezine аватар
irezine (Пнд, 28.09.2009 - 21:21)
Понравился стиль и слог, прочитала с удовольствием! :D
Маленькая поправка, если позволите: пальмовые ветви раздают в Каннах, а в Венеции - львов...
Os-a аватар
Os-a (Пнд, 28.09.2009 - 22:31)
Обстоятельно! Прочитала, и полюбовалась фото. Да... Венеция - на то она и Венеция :m1007:
Что тут еще комментировать? :m1009:
Pretty аватар
Pretty (Втр, 29.09.2009 - 09:46)

Много полезного и маршрут интересный! :D

oldo аватар
oldo (Втр, 29.09.2009 - 20:10)
Да, конечно, львы. Лихой попутал. Спасибо, что настолько внимательно читали
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...