греческое безумие... или мечты сбываются...

Греция, сентябрь 2009
История участвует в конкурсе: Конкурс марта: H2О

Когда-то давно… лет 10 назад… я первый раз попала в Грецию. Это была моя первая поездка за границу… В итоге мне эта страна очень понравилась, и не потому, что она «первая», а всем – начиная с моего любимого голубого цвета, в которой выкрашены многие крыши, дома, двери и окна, и заканчивая приветливыми добрыми людьми! Самой запомнившейся мне тогда стала поездка по 3-м островам – Эгина, Порос и Гидра. У меня тогда еще не было хорошего фотоаппарата – только мыльница, я не увлекалась фотографией. И именно тогда я подумала, что это самая-самая страна для меня, в которую я обязательно вернусь.
В Грецию я уже ездила 4 раза, а эта поездка стала для меня, можно сказать, юбилейной… Итак, идея поехать по островам возникла уже давно, но я не знала, как ее осуществить, пока не наткнулась в жж на рассказ о путешествии на яхте. Прочитала я об этом год назад, списалась, созвонилась с людьми. И вот – я еду… (В итоге мне обошлось: 500евро за яхту, 200 евро – страховка, если с яхтой все в порядке – эта сумма возвращается, билет на самолет – около 13 тыс рублей, 150 евро на общие расходы – еду, питье, аренда машин и плата за стоянку, и покупка сувениров, сидение в кафе-ресторанах – на свое усмотрение решает каждый. Но могу сказать, что сувениры не такие дорогие – от 2 до 4 евро за магнитик, например… Если сравнить с Норвегией, то магнитики там стоят от 7-8… Но это небольшое отступление…)
За несколько месяцев я внесла предоплату, позаботилась о визе, купила билет на самолет… остается ждать… Мне это решение поехать далось с одной стороны, очень быстро и легко, а с другой, - тяжело. Было страшно, так как я никого не знала из команды (всего на яхте 6 человек), я плохо умею плавать, а это маленькое судно – всего-то 4м на 12м и еще меня беспокоило то, что я не знаю, могу ли я переносить нормально качку… Многие меня отговаривали, пугали, ено я уже давно все для себя решила. Я еду… и все тут! Владимир, капитан с которым я договаривалась предлагал мне 2 варианта - это поездка в сентябре или со 2-ой командой в октябре. Рассказал он еще и то, что в сентябре штормов меньше, поэтому я точно решила, что пораньше будет безопаснее… и, видимо, не прогадала.
В Афины я приехала 13 сентября. К сожалению я пропустила день рождения моего папы в этот день, но позже прилететь никак было нельзя, а то пришлось бы догонять яхту где-то на островах… А эта перспектива меня не очень радовала, поэтому приехала вовремя! Самолет мой прилетел в 12 дня, а в 5 мы уже вышли в море. Яхта наша называлась Найяда, я приехала в итоге последней, вся команда уже была на борту. Владимир – капитан – он один сертифицированный шкипер, остальные по правилам – не могут управлять яхтой, Ольга и Гена – семейная пара из Москвы, Марина из Москвы – подруга капитана и Олег из Питера – друг капитана и я.
Вот и началось мое путешествие 13.09 в воскресенье около 5 вечера. Вышли в бухту, волны достаточно сильные были на первый взгляд – я тогда стояла на носу с фотоаппаратом… еле удержалась. Очень скоро был красивый первый морской закат… а потом я уснула – так как до этого не спала почти 3-е суток… Проснулась я уже тогда, когда подъезжали к первому острову, который называется Эгина и который находится на расстоянии 16 морских миль от порта Афин – Пирея. Население острова в основном занимается выращиванием фисташек. Там я попробовала первый раз очень вкусное фисташковое варенье, ну и сами фисташки очень даже ничего.
Дошли мы до Эгины за 4 часа. Уже было темно, а в порт манил своими огнями. Походила я немного по узким улочкам, посидела в кафешке на набережной, где выпила вкуснейший банановый фреш, и пошла спать… На следующий день 14 сентября мы арендовали джип за 35 евро и поехали кататься по острову. Первой достопримечтальностью стала колонна, которая является единственным остатком храма Аполлона рядом с портом, собор, в котором дало присягу первое правительство Греции. Дальше мы поехали вдоль берега к знаменитому храму Афеи (11 км к востоку) – богине-покровительнице острова. Это храм дорийского ордена, построенный в 480 г. до н. э. Народу было очень мало, вход стоил 4 евро и могу определенно сказать, что этот храм мне понравился даже больше, чем Парфенон. Дальше мы искали церковь Св. Нектария. Искали мы ее недолго, потому что этот храм видно издали - он огромный и очень красивый. Рядом с церковью находится монастырь этого же святого, у в котором покоятся его останки. Напротив монастыря – гора, а на ней рассыпаны церквушки – очень произвели на меня впечатление. Всего их 34 штуки – одни из них разрушены, другие хорошо сохранились. Очень они мне понравились – вдали от суеты и заботы, без людей, машин и прочей цивилизации…
Объехав почти весь остров за полдня, погуляли еще немного по столице острова Эгина и поехали дальше. Плана конкретного не было. Все высказали, что хотят увидеть и где побывать, но все хотели увидеть остров Санторин, поэтому надо было ехать в ту сторону – на юг, но до него сразу плыть очень долго, поэтому было решено остановиться еще на нескольких островах перед ним. Совсем близко от Эгины находится островок Порос. Название его означает «переезд», так как он отделен от полуострова Пелопоннес небольшим проливом – всего 800-900м. До Пирея (порта Афин) – всего 31 миля – это 2 часа на пароме или 1 час на метеоре. Это очень зеленый остров, а город построен в виде амфитеатра с горой посередине и спускающимися домиками в обе стороны. Приехали мы на этот остров уже вечером. Обошли вечером набережную, которую полукругом огибает пролив. В конце набережной увидели замечательное место, которой заметно издалека – на берегу стоит огромный крест, который ночью светится множеством фонариков, а рядом с ним – обычная уютная греческая церквушка. На обратном пути заметили, что у небе сверкают молнии. Я минут 40 пыталась в разных местах сфотографировать молнию. И как назло , как только я опускала фотоаппарат – она обязательно вспыхивала. Но все-таки несколько кадров мне удалось сделать!
15 сентября, вторник – до 12 часов мы остались на Поросе, где я быстро обежала городок и пофотографировала улочки, и мы поехали дальше. Предстоял самый длинный переход до острова Милос – около 70 миль. Ветра почти не было, поэтому мы шли на моторе полдня и всю ночь. Качки почти не чувствовалось, ночь в море в итоге прошла хорошо и я даже не заметила, как уснула. К восходу солнца 16 сентября мы заходили в бухту острова, на котором нашли Венеру Милосскую. Это остров вулканического происхождения, поэтому здесь очень красивый скалистые берега с гротами и тихие берега с песчаными и галечными разноцветными пляжами. Столица острова Плака находится на высоте 200 метров и не имеет выхода к морю. Город расположен на склоне холма у подножия крепости, а на вершине находятся несколько церквей и смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на весь остров. Рядом со столицей, в 2-х километрах в деревушке Трипити находится главная достопримечательность острова – знаменитые милосские катакомбы. Эти захоронения - раннехристианский некрополь III в. н.э., единственный в Греции. Катакомбы состоят из подземного центрального коридора и четырех других коридоров меньших размеров общей протяженностью 185 м, которые сообщаются с центральным, имея по обе стороны высеченные в скале захоронения с арочными сводами. В катакомбах, которые являлись не только некрополем, но и культовым местом, предположительно захоронено 2000 христиан. Совсем рядом – всего около 500м - находится античный город Мелос. На месте его сохранились развалины городских стен, фундамент храма и остатки римского театра. В 1820 году близ театра один из местных крестьян и нашел статую Венеры. В то время в порту стоял французский военный корабль «Эстафет». По ходатайству французского посла в Константинополе французы получили статую и увезли ее во Францию, которую теперь можно увидеть в Лувре. Дальше мы поехали купаться на красивый пляж в Палиохори, где много разноцветных камней – очень красивое и малолюдное место.
17 сентября мы выехали из единственного на острове порта Адамантас и отправились искать гроты. Проехав часам и обогнув остров с юга, мы находим красивейшее место – пещеру Клефтико – где и пробыли весь день, где загорали, купались и плавали на лодке по гротам и пещерам.
Вечером этого же дня отправились в ночной переход на Санторини. Я очень давно хотела посетить это чудо. Мне многие нахваливали его, поэтому я очень ждала нашего приезда туда. Опять ночной переход, и утром мы у долгожданного острова. К сожалению стоять яхтам около самой красоты – столицы острова запрещено, да и очень глубоко для якоря, поэтому нам пришлось обогнуть остров с южной стороны и остановиться в местечке Фликсада. Итак, 18 сентября в пятницу, мы прибыли на самый впечатляющий остров Киклад(группа остров – посередине Эгейского моря) и всей Греции. Красота его дикая, неземная, созданная вулканом, который еще дышит в заливе посередине небольшого островка, с одной стороны, и с другой, - красота, созданная человеком – белые домики россыпью стоят на многоцветной горе, образуя как будто венец неописуемой красоты, а церквушки с голубыми куполами почти сливающимися с небом приближают вас к чему-то сказочно-умиротворенному… вечному… Такой я и увидела столицу острова – Фиру. Приехали мы туда к обеду – в самую жару… Но от этого она не стала хуже – даже наоборот – в сиесту народу немного, можно побродить по узким улочкам не боясь толпы туристов и зазывал в магазинах и барах. Но было такое ощущение, что скоро все здесь станет живым, суетливым и веселым. К вечеру так и стало – множество кафешек и баров, магазинчиков предлагают туристам все, что их душе и телу угодно! Поддавшись соблазнам, закупившись в магазине сувенирами и посидев в кафе с великолепным видом на залив, мы поехали спать на яхту.
На следующий день 19 сентября, взяв квадроцикл, мы отправились на поиски достопримечательностей. Сразу хочу сказать, что карты и дороги в Греции странные… или точно не дружат между собой! Мы все время проезжали нужные повороты из-за их незаметности. Некоторые указатели находятся почему-то только с одной стороны дороги и почему-то все время не с той, откуда мы ехали. А если не карте дорога прямая, то на самом деле она такая извилистая, что ехать надо медленно и аккуратно, чтобы не попасть в какой-нибудь куст с колючками, которых очень много в Греции. После нескольких кругов вокруг да около мы доехали до Акротири. Из путеводителя мы узнали, что это место называют «доисторическими Помпеями» - под мощным слоем пемзы в 1967 г. Было обнаружено целое минойское поселение, настенная живопись которого напоминает дворцы Крита. Этот город был полностью погребен во время извержения вулкана около 1450г до н. э. Приехав на место, мы к сожалению обнаружили, что город закрыт уже 2 года. Людей же вокруг было очень много, все куда-то шли… Поддавшись стадному чувству, перебравшись через горный перевал вблизи моря, мы вышли на «Красный пляж». Оказывается, это место очень популярно – ну где еще увидишь горы красной цвета. Вечером этого же мы поехали на северную часть острова – поселок Ия. По моему мнению – это самое замечательное место. Я даже походила и насобирала у некоторых отелей визитки – которые мне особо понравились, чтобы когда-нибудь сюда снова приехать и побыть подольше! Как потом нам сказали, что это самое дорогое место на Санторини (от 400евро за номер). Может.. когда-нибудь я приеду сюда и встречу закат сидя в джакузи или бассейне и смотря на море с высоты птичьего полета! Кстати, на этом острове можно понырять с аквалангом, покататься на серфе, полазить по скалам – ну это все для любителей активного образа жизни, коими оказались мои спутники Гена и Оля.
На третий день пребывания на Санторини – 20 сентября - рано утром мы поехали к монастырю пророка Ильи - на самой высокой горе острова – 560м над уровнем моря. А чуть позже – после службы мы отправились искать античную Тиру, которую мы еле-еле нашли, потому что, спрашивая у местного населения дорогу, они нас отправляли все время в разные стороны.. В итоге, все оказались правы, так как этот старинный город находится на горе, - чуть поменьше, чем монастырь – но в той же самой стороне (между ними расстояние небольшое но дороги нет). И на эту гору можно подняться с 2-х сторон, но только с одной – на машине. Этот проезд находится со стороны поселка Камари. Мы еле успели – до закрытия оставалось 20 минут, а работает античная Тира до 14.00. Сам город занимает значительную площадь, включая развалины храмов, агоры, театра, терм и захоронений. Этот древний город когда-то принадлежал дорийцам, римлянам и византийцам.
В эти дни, когда мы находились на Санторини, был сильный штормовой ветер, поэтому мы никуда и не поехали, что очень хорошо. Остров меня сильно впечатлил, очень хочу приехать сюда снова и вновь гулять и наслаждаться этой неземной и земной красотой!
21 сентября в понедельник, когда уже наступила ровно полвина нашего путешествия , мы покинули Санторини и отправились на следующий остров Иос. Ветер еще был достаточно сильный, качка переносилась тяжеловато, волны были около 4-5 метров в высоту. Первый раз в такие большие волны мне было страшно перед такой стихией. Нашу яхту бросало с волны на волну, как щепку, брызги от волн окатывали с ног до головы сидящих наверху. Шли на парусах, поэтому лодку кренило на 45 градусов то на левый, то на правый борт. Правда скорость была небольшая – даже смешная – шли мы со скоростью пешехода, шли против встречного ветра галсами (поворотами), не особо прибегая к мотору – так очень нравилось капитану. Ехали мы целый день. На Иос мы изначально не планировали заходить, но так как на море сильные волнения, решено было не идти ночью, а переночевать в спокойной бухте этого островка. Я так устала от штормового ветра и волн, что никуда не пошла гулять, а вырубилась сразу в каюте. Когда утром выезжали, прочитала в путеводителе, что этот остров славится своей ночной жизнью, его называют «Греческой Ибицей». Наверно, надо будет сюда приехать, тщательно все обследовать и проверить на деле 
22 сентября во вторник опять под сильным ветром мы выдвинулись на наш 6-ой остров – Наксос. Сюда очень надо было нашей семейной паре по бизнесу какому-то, поэтому Иос был включен в обязательную программу. Приехали уже в темноте, и, немного погуляв по городу, после качки, я быстро уснула.
На следующий день 23 сентября мы взяли в прокате машину за 20 евро и поехали на гору Зевс. В нашей команде был один молодой человек – Олег, который всегда залезал на все близлежащие горы, где мы останавливались… Его хлебом не корми – дай только полазить по горам… Его любовь такая к узенькми тропкам приводила к выискиванию колючек в ногах… Но он каждый раз лез все равно, и эта гора не стала исключение м- только вот на нее полезли все, даже я. На машине можно было доехать до определенного места, а потом надо было идти пешком. Прогулочная тропа длится 5 км, подъем около 500 метров, а высота самой горы 1001м. Для меня этот подъем был очень тяжел, так как я, к сожалению маловато занимаюсь спортом, но все-таки я дошла до вершины – вид, открывающийся сверху того стоил! Весь остров был как на ладони, видно было близлежащие острова и даже немного Турцию – где-то вдалеке в тумане… Наверху лежала книга «отзывов и предложений», в которой каждый взобравшийся на гору должен записаться. Русских почему-то я там не увидела, а жаль… Мы записались, понаслаждались видом вокруг и начали спускаться… Вниз идти всегда тяжелее – нога так и норовит подвернуться или поскользнуться, тем более у меня руки были заняты фотоаппаратом, которым я постоянно снимала какие-то колючки, заборы, камни и всякую ерунду… Но я никак не могла оторваться – так было красиво вокруг. После горы обязательной программой был пляж, отыскали эту местность мы на картинке и там я в первый раз увидела очень крупный песок… Он даже и на песок не похож – больше камни мелкие что ли… А еще на этом острове можно учиться кататься и кататься серьезно на серфе – этим и славится этот остров. Особой достопримечательностью острова является мраморная арка – это ворота Портара, стоящие на маленьком островке Палатия, который соединен с островом Наксос мостом. Эти громадные ворота должны были служить входом в храм Аполлона, но строительство на этом закончилось, так как началась война. Забавно было наблюдать за толпой туристов, которая собралась в одном мест, чтобы фотографировать закат в арке. Я аж туда еле-еле протиснулась…
На следующий день 24 сентября мы выдвинулись на остров Парос – это 3-ий по величине остров Кикладского района. Приехали туда уже после захода солнца. Как всегда меня ожидала вечерняя и утренняя прогулка. Больше всего меня впечатлили Византийский собор Панагия Экатоидапилианы, датируемый 10 веком. Работает он с 8 утра до 9 вечера, что очень удобно туристам, так что я побывала там и утром, и вечером. Очень впечатляющий храм с купелью в виде креста, множеством старых икон и древних стен.
А утром 25 сентября после беглого осмотра города в лучах восходящего солнца мы отправились к острову, который называют «Греческой Венецией». Ехать надо было целый день, к закату мы приехать не успели, так как искали новый порт, который находится в нескольких километрах от города. Этот остров называется Миконос и именно этот остров считается наиболее фешенебельным курортом Греции, но этого я не особо заметила, так как видела только один город, в котором не было дорогих отелей, так что подтвердить или опровергнуть это суждение я не могу. А то, что все хотели посмотреть – эту самую «Венецию», было не очень хорошо видно, так как домики, стоящие около самой воды, не подсвечивались, я очень расстроилась, так как завтра мы должны были уплывать… Я очень хотела ведь сделать красивый фотографии, поэтому мне пришлось вставать на рассвете и идти 2-3 километра, чтобы запечатлеть эту красоту. Все получилось, а этот остров оказался в моей градации лучшего на 2-ом месте, после Санторини. Очень красивые домики с балкончиками, нависающими над узкими улочками, множество церквей, одна из которых ну очень старая… и магазинчики, в которых есть вещи, который мне очень пришлись по душе. Вообще по поводу магазинов… Греция – одна из немногих стран, в которой мне очень нравятся украшения и одежда. Я много купила бы себе, если бы было достаточно денег, но, к сожалению или к счастью, денег к концу путешествия осталось совсем немного, поэтом ограничилась очередными магнитиками и очень была довольна.
Приближался финал нашего путешествия, наконец, мы отправились 26 сентября на наш последний остров – Делос. Он находится совсем рядом с Миконосом, там нельзя причаливать и оставаться на острове после 3 часов дня. Приехали мы туда к 12, поэтому времени было около 3-х часов на осмотр всех достопримечательностей… На моторной лодке нас довезли до берега, и мы отправились вглубь острова. Этот остров – музей под открытым небом. Это один из наиболее древних памятников Греции. Ионийцы здесь поселились в начале 1-го тысячелетия до н.э. А саамы запоминающейся для меня и известной в мире оказалась терраса львов, который охраняли священное озеро, где по преданию родился Аполлон. Сейчас сохранились 5 из 9, выполненных из мрамора, да и то – оригиналы стоят в музее, оберегаемый человеком от ветра и другой непогоды. Посередине острова – гора, на которой когда возвышалось святилище Зевса, а теперь там руины и такой великолепный вид, что можно сделать изумительные панорамные снимки всего острова. А лестница на эту гору шикарна – привела меня в неописуемый восторг, что даже я, не очень любящая фотографироваться – сфотографировалась на ее фоне, но она очень скользкая – туристы отполировали, поэтому идти надо очень медленно и аккуратно. К 3-м часам мы покинули этот небольшой островок и поехали в сторону Афин. По дороге мы ненадолго остановились около острова Риния, чтобы искупаться и пообедать. Я боюсь глубины, от берега мы встали достаточно далеко, но мысль о том, что этот остров мог бы стать 10-ым в моем путешествии, не давала мне покоя. Я собралась мужеством и доплыла до берега. Так что именно этот островок стал для меня завершающим – 10-ым в моем списке за эту поездку! Побыв тут несколько часов, мы направились в порт Афин – Пирей. Ехать надо было около 90 миль – нам предстоял переход ночью – в сильный штормовой ветер и переход днем. Ночью не могла заснуть – яхту кидало с волны на волну – около 5-6 метров высотой, дул сильный холодный северный ветер. Так я целую ночь и провела – катаясь по каюте то влево-вправо, то назад-вперед. На утро 27 сентября мы подошли к материковой части, где ветер стал потише и волны поменьше. Ехать стало легче, и уже часам к 7 вечера мы пришвартовались в порту Афин.
На этом мое морское путешествие закончилось, но не большое греческое… Сейчас я продолжаю смотреть Грецию, но уже на суше. Уже сегодня мы берем машину и уезжаем из Афин, чтобы посмотреть все на полуострове Пелопоннес и другие районы этой великолепной страны. Но об этом уже в другой истории…

Тэги: Греция ,
stervochka-m аватар
stervochka-m (Ср, 30.09.2009 - 22:19)
ого...Сашульк,ты когда успела все это описать???????????????? :m1419:
aleksandrina.com аватар
aleksandrina.com (Ср, 30.09.2009 - 23:39)
да по дороге немного писалав тетрадочку - вот и получилось... а потом увидела про конкурс - подумала, что это как раз подойдет  - вчера все на комп перенесла - сейчас сижу фотки отбираю
ты прочитала?
Irma (Пт, 02.10.2009 - 08:57)
вот это да-а-а, описание....наверное, каждый, попав в Грецию. поневоле пропитывается ее эпическим духом и становится лириком :))) :D :D
хочу снова туда...:)
aleksandrina.com аватар
aleksandrina.com (Пт, 02.10.2009 - 11:23)
согласна - я вообще в восторге! я еще пока тут - сейчас в городе напфлион, сегодня буду смотреть Олимпию :) Вчера были в щзамечательном месте Моневмасия - это что-то - аж дух захватывает...
Sventola аватар
Sventola (Пт, 02.10.2009 - 21:52)
aleksandrina.com, какая ты отважная!!!!! :m1005: Отличная идея путешествовать на яхте!
Os-a (Сб, 03.10.2009 - 00:20)
О, как знакомы некоторые места :) Так, как сейчас в Напфлионе? Меня этот городок просто очаровал, хотя мы провели в нем всего пару часов :( Надеюсь, вам повезет больше! А по Олимпийскому стадиону удалось побегать? Ждем следующей серии, скучая по Греции.
aleksandrina.com аватар
aleksandrina.com (Сб, 03.10.2009 - 11:11)

Sventola написал(а):

ну да - что-то меня надоумило это сделать... хотя в некоторых моментах очень жалела, что одна поехала - тяжеловато... но ничего - зато столько мест интересных увидела - а уж сколько у меня теперь фото Греции - вообще куча :)

aleksandrina.com аватар
aleksandrina.com (Сб, 03.10.2009 - 11:13)

Os-a написал(а):

Напфлион - супер - я бы там осталась подольше - мы там были 2 ночи и мало походили по самомоу городу к сожалению -  так как днем ездили в ддругие места - но надеюсь еще приеду туда :)

по стадиону побегали... потом фотографии покажу - вообще супер место!!!

Pretty аватар
Pretty (Сб, 03.10.2009 - 14:15)
Миконос, Нафплион....хочу хочу!
Это два места, которые понравились больше всего в Греции...
С удовольствием растворяюсь в фотографиях!!!! :P
Os-a (Вс, 04.10.2009 - 11:01)
Вот, вот, я прямо влюбилась в Напфлион :) Буду ждать ваши фото, как бы не пропустить!
Mikha аватар
Mikha (Пнд, 05.10.2009 - 13:28)

Отличная и смелая идея корабельной поездки в Грецию. Как аргонавты в старину, только в противоположном направлении. Способ побывать на некоторых из 6000 островов, посмотреть красоты и памятники, перейти на новые меры: мили и узлы и натереть мозоли канатами на холеных ладошках. Завидую, 30 сентября вернулся из Греции и пытаюсь осмыслить то немногое, что увидел в провинции, в отдалении от вулканических подарков и столиц. Пытаюсь понять, есть ли у этой страны что-нибудь, кроме ее истории и естественных красот. Очень понравился фотоблог. спасибо.

aleksandrina.com аватар
aleksandrina.com (Втр, 06.10.2009 - 23:00)

Pretty написал(а):

Миконос, Нафплион....хочу хочу!
Это два места, которые понравились больше всего в Греции...
С удовольствием растворяюсь в фотографиях!!!! :P

Мне  тоже они очень понравились - жаль на Миконосе я провела только 2 часа с утра и вечер - но обязательно туда еще поеду, так как Греция - моя любимая страна!

aleksandrina.com аватар
aleksandrina.com (Втр, 06.10.2009 - 23:01)

Os-a написал(а):

вот только приехала из Греции - фоток - море, так что пока буду разбираться :)))

aleksandrina.com аватар
aleksandrina.com (Втр, 06.10.2009 - 23:03)

Mikha написал(а):

Спасибо вам :) Это очень маленькая часть фотографий, которые я сделала за время поездки - ведь у меня была не только островная, но еще материковая Греция после - так что еще много чего можно будет увидеть - и не только здесь, а у меня в жж