искусство жить по-французски

Территория Франции в Москве, конец ноября 2009
 
                                     Искусство жить по-французски

Французский стиль – что в имени тебе моем – и что для нас французский стиль? Ажурный силуэт творения Эйфеля, сияющий белизной Сакре-Кёр, взлетающий в парижское небо над Монмартрским холмом, виноградная лоза на этикетке «Бордо», цветочный кодекс герцога Беррийского, распахнутые крылья Эйрбаса, химеры Нотр Дам? Посольство Франции в Москве 26 -27 ноября в рамках выставки «Art de vivre a la Francaise» дало свой ответ на этот вопрос.

От метро до двух посольских зданий в самом центре Москвы – старинного особняка и нового техно-сооружения – две минуты ходьбы. Неожиданное солнце подсвечивает встречающих нас голубей, которые из-за близости к посольству наверняка болтают и по-французски тоже.

Особенности французского стиля в современном декоративном искусстве представляет группа фирм, располагающихся в Париже и окрестностях, во французской глубинке, в Вогезских горах, на юге и севере страны. Они принесли в новое здание на Якиманке традиции искусства, ремесла и производства двухсотлетней давности, а то и восходящие к XIII в., ощущение подлинности и неброской роскоши, материализованный гимн ручному труду. Время нанесло свою патину на представленные здесь экспонаты, преобразив их в формы и цвета барокко, рококо, ампира, классики и неоклассики, ар нуво и ар деко.


искусство жить по-французски

Как свидетельство связующей творенья мастеров нити времен практически каждый из присутствующих с гордостью рассказывает о своих достижениях в области реставрации. Рамы картин в Фонтенбло, оконные шпингалеты, дверные ручки и садовая скульптура в Версале, столовое серебро замков Луары – рукопожатье мастеров через века и залог нетленности шедевров и вечной жизни красоты. На стенде одной из фирм – двое французов, дама с хорошим грассирующим русским и высокий элегантный мужчина с небольшим орденом на ленточке. В ходе беседы она с гордостью рассказывает мне об участии фирмы в реставрации и о том, что орден, украшающий Паскаля Мейера, отмечает его вклад в этот славный труд. Я в свою очередь напоминаю им, что первая высочайшая награда Франции – Орден почетного легиона – была присвоена в середине прошлого века за творческие достижения в дизайне, модельном деле и Fashion рекламе женщине - легендарной Жанне Ланвен. Моя собеседница расцветает, становится как будто выше ростом и с гордостью пространно пересказывает это своему коллеге, а тот несколько тускнеет.


искусство жить по-французски


Какие резные двери, изящную мебель, упоительное столовое серебро, скатерти, сотканные во Франции, вышитые в Португалии и снова вернувшиеся во Францию, чтобы шелестеть на резных столах, инкрустированных камнем, в сегодняшней Москве, какие смесители для ванн в стилях от Людовика XIV до деко и хай-тека, сколько всего упоительно красивого, стильного и подлинного показала выставка, вспышкой молнии пролетевшая за эти два дня.

искусство жить по-французски


искусство жить по-французски


У меня в руках толстенный (сантиметров 6) каталог. Невыразимой красоты задвижки, дверные петли, замочные накладки и оконные затворы с литыми узорами, цветами, гравировкой. Такие можно было бы носить на шее, на цепочке, да ювелиров месть страшна. Но в каталоге только часть цветных страниц, а остальное – черно-белое, да так напечатано, что и бумага кажется старинной, шероховатой на ощупь. Я в восхищении спрашиваю: «Эта часть каталога – репринт, повтор старинного фолианта?». « Нет, - говорит мне хорошенькая девушка, никак не вписывающаяся в винтажный образ, - просто здесь всё, что мы делаем уже 250 лет». Хотел бы я взять в руки такой же наш каталог, скажем, с завода финифти из Ростова Великого. Да где уж, не очень-то мы чтили до последнего времени традиции, уходящие глубже 1917-го. А Remy Garnier гордится своими коллекциями «Людовик XV» и «Мореск» и заслужили уже как 20 лет право на эксклюзивную реставрацию аксессуаров отделки залов Версальского дворца. Будете в Версале, наверняка прикоснетесь к творениям их рук.


искусство жить по-французски


Работу семейного предприятия «De Buyer», уже почти 200 лет в Вогезах изготавливающего убранство ресторанов и кухонную утварь, ничто за эти годы не прерывало. Если не считать события, ставшего общеизвестным благодаря лихому кулинару и писателю, когда рабочие и работницы бросили мастерскую и высыпали на улицу, чтобы посмотреть на чужака на пестрой до невозможности лошадке, по виду гасконца, который сначала всех насмешил, а затем напугал, задравшись с важным господином в черном, державшим путь на Париж. И это был единственный случай задержки в производстве знаменитых сковородок «Де Буйе» из углеродистой стали, которые уж больше полутораста лет в хитах продаж.

И все компании в своей работе вдохновляются творчеством дизайнеров – прославленных ветеранов или неизвестных пока молодых людей, чьи утверждающие подписи обязательно стоят на чертежах изделий, которые потом сверкают или скромно отражают свет матовыми поверхностями во дворцах и виллах, на полках бутиков или в витринах Галери Лафайет, на ослепительно белых скатертях знаменитых ресторанов и кают-компаний самых больших круизных пароходов и яхт. Такой чертеж с утверждающей сигнатурой легендарной Андре Путман нам показали с благоговением, с которым демонстрируют обычно автографы Франсуа Вийона или счета Севрской мануфактуры, подписанные Людовиком XV.


искусство жить по-французски

искусство жить по-французски


А на отделку и вставки идут полудрагоценные и драгоценные камни, кружево ручной работы, сусальное золото и серебро, и если стекло и хрусталь, то от Баккара и Сваровски, а если фарфор, то от «Хавиланд» и «Бернардо». А для матирования золоченой бронзы «M.E.Dupont» применяет технологию, разработанную в XVII в. И всё это наряду с чеканкой, литьем, резьбой, гравировкой, огранкой, ручными ткачеством, шитьем и плетением и есть материальная основа неуловимого понятия «французский стиль или искусство жить по-французски».

Поэтому для меня самым сильным впечатлением оказались слова одного из участников семинара, сопровождавшие короткий видеоматериал о современном производстве фирмы где-то во французской провинции. После кадров, демонстрировавших цеха мастерской, разное оборудование и образцы сложной и прекрасной оконной и дверной фурнитуры, литой и штампованной, золоченой, серебреной и патинированной, он сказал: «А сейчас вы увидите верх технологических достижений фирмы за почти два с половиной века ее существования». И мы увидели руки пожилого мастера, который с помощью похожего на гвоздь чекана и молотка вычеканивал какой-то узор или метки на поверхности роскошного аксессуара. При этом у каждого мастера свой набор инструментов, который он изготавливает, а частично заказывает для себя. Двести пятьдесят лет от ручного труда, к станочному производству, к электрическому инструменту и гальванической обработке, к электроискровым и лазерным станкам и агрегатам с числовым программным управлением и снова к ручному мастерскому труду высочайшей квалификации, позволяющему создавать и восстанавливать шедевры.


искусство жить по-французски


искусство жить по-французски

Конечно, за рамками показанного остались упоительные творения Рене Лалика, слоистое стекло Эмиля Галле, гобелены, ювелирная революция Луи Картье и многое, многое другое из славной истории и современности французского ремесла и искусства.

В последней своей статье где-то в начале второй половины прошлого века, которую называют его завещанием, Норберт Винер писал: «Все, что умеет делать человек, вычислительные машины умеют или скоро научатся делать тоже, только быстрее и дешевле. И если человек не найдет своего места в этом мире, он пропал» (за точность цитирования не ручаюсь). Французские мастера, дизайнеры, декораторы не пропадут в этом новом мире.

Искусство стильно жить по-французски, каким я его увидел в неожиданно с проблесками солнца ноябрьский день самого темного и хмурого ноября в наших краях за последние 130 лет.

P.S. Спасибо паре путешественников, которые провели нас совсем недавно по не совсем туристическому Парижу, по его кулинарным местам и артефактам, через аромат круассанов и лукового супа, через его образы и ОлегоРии. Без них я вряд ли бы собрался на эту выставку.

Тэги: Между странами ,
8 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Dik Dik аватар
Dik Dik (Пнд, 30.11.2009 - 17:22)
Очередной красивый шедевр от Михи! Особо и добавить нечего, разве что основатель кибернетики и представить думаю не мог как быстро его детище проникнет в нашу повседневную жизнь, и что мы будем жить внутри матрицы, а освободить нас сумеют французские мастера чекана и молотка!
Pretty аватар
Pretty (Пнд, 30.11.2009 - 18:05)
Ох, очередная тоска по Парижу. Но такая приятная!!!
И с такой легкостью прошёл этот визит в посольство, что подталкивает совершить визит другого рода))) :P
  Написано великолепно!!!
 
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 30.11.2009 - 21:01)
 Эх, даже голуби воркуют по-французски... Какая славная Франция! :-)
Ldinka аватар
Ldinka (Пнд, 30.11.2009 - 22:09)
Просто красиво...
Иваноff аватар
Иваноff (Втр, 01.12.2009 - 18:13)
 Колоссально! С особым интересом жду ваших историй, никогда не пропускаю, и сожалею лишь об одном - что радуете вы нас нечасто! 
vibas аватар
vibas (Ср, 02.12.2009 - 13:11)
Просто красиво! Молодцы все-таки французы! Спасибо за экскурс!
Ranton аватар
Ranton (Ср, 02.12.2009 - 19:27)
Всегда преклонялся перед Мастерами. Начинаешь понимать какой это трнуд, когда сам пробуешь что-нибудь, более менее достойное сотворить.. Вот уже три года клею из палочек колумбовскую "Нинью", а закончить не могу. Терпежу маловато.(((
Спасибо за маленький экскурс. :D
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...