Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие

Верхний Египет, ноябрь 2009
Мы здорово устали, прочесывая храмы методом сплошной очистки, а потому решили, что на этот раз с нас достаточно. Жутко хотелось есть. Прямо перед храмом Сети приютилось какое-то полуподземное кафе, но страшно было даже подумать о том, что мы там что-то съедим (марокканский «gastroenterythis» имени Бельцони я вряд ли забуду). Но есть-то хотелось, поэтому, подозрительно оглядев прилавок, мы выбрали то, что запечатано и не должно испортиться: манговый сок в бутылочках из холодильника, печенье и (позор!) пару сникерсов.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Абидос. Сквозь призму прошлого» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Захолустье» на Яндекс.Фотках

Слопав их уже в машине, мы принялись зевать по сторонам. Время близилось к вечеру, изменились краски, поэтому дорога казалась незнакомой. Боже, какие потрясающие пейзажи представали перед нашими глазами! Особенно поразил меня вид, открывшийся на низком мосту через Нил: идеальная нежно-голубая гладь широкой и спокойной реки, пальмовые рощи и отражение розовых гор в зеркале воды. Мне постоянно хотелось остановить водителя, но это было невозможно: слишком много видов соответствовало фразе «Мгновение, повремени!». В идеале по той дороге нужно идти пешком, но и это вряд ли возможно. Стоило нам остановится на пять минут и выбраться из машины, как тут же вокруг начинал собираться неизвестно откуда взявшийся народ. Сельская провинция, однако.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«IMG_8417sm.jpg» на Яндекс.Фотках

Наш таксист, тоже уставший, ехал назад намного быстрее, поэтому уже через два с половиной часа мы вернулись чистый, ухоженный Луксор. В бассейн идти было поздно, зато на ужин как раз вовремя. Прямо-таки очень вовремя, учитывая наш полуголодный день. И ресторан мы на этот раз выбрали человеческий: здесь были наши ровесники, молодежь и даже дети! Впрочем, мы обнаружили тут и немало наших вчерашних соседей по «1886»: видимо, и степенным престарелым британцам там было скучновато.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Вечер в Луксоре» на Яндекс.Фотках

На следующее утро мы запланировали поездку по самым туристическим достопримечательностям – Долине царей и храму царицы Хатшепсут. Предприимчивый Андрей во время катания на фелуке договорился с «капитаном», что он переправит нас через реку и обеспечит хорошую машину-такси. Капитан уверял, что все достопримечательности западного берега можно посмотреть только за два дня, а за один никак не уложиться. А также настаивал на раннем начале поездки – в 8.00 утра, иначе жарко.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Утро в Луксоре» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Круизеры» на Яндекс.Фотках

Восемь утра – время для нас невозможное, поэтому мы испросили себе послабление – 8.30. Но и 8.30 оказалось невозможным временем: вяло поковыряв в тарелках на завтраке и опоздав минут на пятнадцать, мы поплелись на набережную, где нас ждал все тот же предприимчивый капитан фелуки. На западный берег нас транспортировали не на фелуке, а на каком-то катере.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«IMG_8458sm.jpg» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Круизеры. Вид с воды» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Переправа через Нил» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Луксорский храм» на Яндекс.Фотках

Контраст между ухоженным городским правым берегом и сельскохозяйственным левым ярко проявился уже на набережной. А когда мы увидели обещанную «хорошую машину», нам стало не по себе.

Хорошая машина представляла собой древний Рено без кондиционеров. Как водится, сиденья в нем были покрыты какими-то шкурами, что не добавляло прохлады. А за рулем восседал колоритный дедушка в мышиного цвете галабее. После интеллигентного вчерашнего таксиста он казался полной экзотикой и здорово перепугал нас своим видом. А когда, лихо разъезжая по улочкам захудалой деревеньки, которую нам нужно было преодолеть, он едва не сбил пару бестолковых подростков на мопеде (столкновения удалось избежать благодаря экстренному торможению, при этом мы с Мишуком тормозили лбами в передние сиденья), я запаниковала. Андрей же, на удивление, сохранял невозмутимый вид. И был прав.

Во-первых, как оказалось, все достопримечательности левого берега расположены недалеко от Нила и близко к друг другу; во-вторых, дороги между ними не изобиловали транспортом; в-третьих, для своего вида и возраста дедушка неплохо говорил по-английски, не навязывал музеи папируса, ковров и алебастра и четко следовал нашим просьбам. И первым делом доставил нас ко входу в Долину царей.

Отвлечение от нити повествования: все основные луксорские музеи, как в зданиях, так и под открытым небом, поразили нас своей технологичностью. Роскошные чистые «лобби», макеты достопримечательностей, неплохие книжные и сувенирные магазины, вполне достойные facilities. Это важно, когда едешь далеко и надолго. Видно, что в музейное дело здесь вкладываются немалые деньги. Вот бы нам так в Пушкинском – тогда и очередей бы не было.

Первым разочарованием стало то, что в Долине царей категорически запрещено фотографировать. Я, правда, протащила камеру в рюкзаке, но толку от нее было мало: количество полицейских на квадратный метр такое, что ты все время находишься под их бдительным контролем. Не говоря уже о съемках самого интересного – гробниц. Пару фоток я все-таки сделала, но скорее из вредности, чем из вдохновения.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Долина Царей» на Яндекс.Фотках

От входа на археологический участок до второго кордона, где нас еще раз спросили о камере и где можно купить дополнительный билет в гробницу Тутанхамона, мы доехали на удобном паровозике. Неплохое изобретение, так как в Долине царей, похоже, находится какой-то местный полюс жары. Нигде не было так жарко за всю поездку, как там. После восхитительной пустоты Абидоса Долина царей была набита народом. В Луксоре мы не встречали своих соотечественников, а здесь появились многочисленные девицы в шортах и майках, явно прибывшие из Хургады. Также обратило на себя внимание огромное количество поляков. Впрочем, к своему удовольствию, мы встретили здесь и нашу соседку из Winter Palace. В отеле казалось, что они с мужем в силу возраста и до ресторана-то с трудом дойдут, а здесь она, в кроссовках и «египтологической» шляпе, вместе со всеми бодро рысила по крутым ступенькам одной из гробниц.

Гробницы, в принципе, раскиданы на приличном расстоянии друг от друга, но основная масса сконцентрирована на небольшом пятачке. Ориентироваться в них ужасно неудобно: вокруг однообразная холмистая каменистая пустыня, зацепиться не за что, а указателей нет. И здесь нас ждало второе разочарование: именно те гробницы, которые нам были наиболее интересны – Сети I, Аменхотепа III, Тутмоса I и Тутмоса III – оказались закрыты. А открыты были второстепенные гробницы второстепенных фараонов. В общем, египтян можно понять: поток туристов неиссякаемый, гробницы не резиновые, сохранность их обеспечивать нелегко. К тому же, деньги все равно уже заплачены, поэтому идут туристы туда, где открыто. Но вообще это нечестно, конечно. Могли бы хотя бы предупреждать на входе, какие гробницы закрыты. Отдельная история - гробница Тутанхамона. Само помещение очень скромное. Все артефакты из нее вывезены в Каирский и Луксорский музеи. Идти внутрь решительно незачем. Но именно она на слуху, поэтому туристы туда и рвутся, а предприимчивые египтяне с готовностью берут дополнительные деньги за ее посещение.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Гробница Хоремхеба (не моя фотка)» на Яндекс.Фотках

Впрочем, одна гробница из интересовавших нас была все-таки открыта – это гробница фараона Хоремхеба, последнего представителя 18 династии. Он был вельможей, узурпировавшим власть. Однако узурпация не пошла ему на пользу: его дети не унаследовали египетский престол. Все стены гробницы – рельефное и живописное (в буквальном смысле) доказательство его прав на египетскую корону и описание его подвигов. Открыта она бывает редко, так что нам все-таки немножко повезло.

В итоге мы провели в Долине царей намного меньше времени, чем рассчитывали. Но делать нечего: раз нам ничего не показывают, то едем дальше. И мы отправились к следующему месту всетуристического паломничества – храму царицы Хатшепсут. Сама царица – личность, безусловно, выдающаяся. Бестрепетной рукой отодвинув от власти своего сводного брата, Тутмоса III, она 30 лет успешна правила громадной по тем временам страной. После ее смерти обиженный Тутмос всячески старался уничтожить как можно больше следов ее правления, но никаких ластиков не хватит, чтобы стереть из книги истории такую личность.

Лирическое отступление: уютный луксорский рай

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«IMG_8456sm.jpg» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«IMG_8452sm.jpg» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«IMG_8448sm.jpg» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«IMG_8449sm.jpg» на Яндекс.Фотках

Дейр-эль-Бахри оказался, слава богу, в двух шагах от Долины царей. Место, конечно, очень красивое. Отвесные скалы, прорезанные эрозией, каменистая пустыня с четкой границей оазиса на заднем плане, и строго горизонтальные, предельно геометричные линии храма. От входа на археологический участок до храма тоже курсируют паровозики. Учитывая жару и лень моих мужчин, это было кстати.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Храм Хатшепсут» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«дорога к храму» на Яндекс.Фотках

Яркое впечатление от храма стало таять по мере приближения к нему. Вместо конструкции периода Нового Царства мы обнаружили бетонную стилизацию под конструкцию Нового Царства со вкраплениями отдельных камней, действительно происходящих из первоначальной постройки. Нет, конечно, нельзя утверждать, что все, что есть в храме, новодел. Рельефы в глубине, похоже, подлинные. Вполне себе подлинником выглядит и интереснейшая пристройка слева – храм богини Хатхор. Кроме того, в правом крыле храма более или менее сохранился портик, колонны которого выглядят провозвестниками будущего дорического ордера у греков.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«левое крыло храма Хатшепсут» на Яндекс.Фотках

И все-таки отдельные части храма нам очень приглянулись. Например, миниатюрная пристройка в левом крыле: храм богини Хатхор со знаменитыми "хаторическими" колоннами в виде головы богини.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Храм царицы Хатшепсут» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Храм богини Хатхор» на Яндекс.Фотках

Но в целом от знаменитого храма ждешь большего. Хотя чего, собственно, ждать? Еще Тутмос III постарался привести в негодность все постройки царицы. Да и после него время и люди не очень церемонились с памятниками прошлого. Вот, к примеру, слева от храма Хатшепсут видны руины: когда-то здесь был храм величайшего фараона Среднего Царства – Ментухотепа II, вновь объединившего два Египта после кошмара первого переходного периода. А что от него осталось? Куча обломков. Причем во времена Хатшепсут он выглядел иначе и послужил прототипом ее собственного храма. Получается, что разворотили его уже позже.

В общем, храм Хатшепсут стал нашим вторым легким разочарованием, к счастью, последним. Посовещавшись, мы решили, что теперь отправляемся в место, которое, после Абидоса, представляло для нас наибольший интерес. Неподалеку от Дейр-эль-Бахри находится заупокойный храм Рамзеса II, Рамессеум. Этот знаменитый фараон был большим любителем строительства храмов в честь себя, поэтому таких рамессеумов в Верхнем Египте предостаточно. Разница в том, что именно здесь лежат обломки ужасающих размеров гранитной статуи, которую египтологи считают статуей Рамзеса, а альтернативщики наотрез отказываются признать ее современницей соседнего храма.

Рамессеум – не самое популярное место в Луксоре, поэтому, когда мы купили билеты (почему-то в соседней деревеньке: рядом с участком их не купишь), объект нашего интереса блистал пустотой. Там было несколько французов, уютно устроившихся с шоколадками в тени колонн прямо на древних ступенях, однако в масштабе Рамессеума они растворялись. Зато к нам прицепился пожилой египтянин, который растворяться категорически не желал. У местных жителей есть привычка приставать к туристам с псевдоэкскурсиями. Они могут вообще не знать английского и ничего не знать о достопримечательности, но упорно изображать свою пантомиму. Я понимаю, что работать им особо негде, а голод не тетка. Поэтому обычно мы отделываемся от них, просто вручив мелкие деньги в момент приставания. Однако на этот раз «экскурсовод» оказался на редкость упорным: взяв деньги, он никуда не делся и продолжать как мог отравлять нам осмотр. Так в его обществе мы и ходили, пока Андрею не надоело.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Ступня Рамзеса II» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Рамессеум» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Поверженный гигант» на Яндекс.Фотках

Объект нашего интереса мы увидели сразу. Трудно было бы его не увидеть. Гранитная статуя разрушена очень сильно. Фактически, от нее остался только бюст и ступни. Однако и эти остатки немыслимых, неимоверных размеров. Мы оторопели. Ну да, фотографии обломка нам встречались, однако в реальном масштабе все выглядит еще удивительнее. Мы вприпрыжку бросились к статуе, бурно радуясь тому, что наконец-то еще один археологический участок вполне оправдывает наши ожидания.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Размеры людей и Рамзесов» на Яндекс.Фотках

Обломок статуи лежит прямо рядом с колоннадой двора храма Рамзеса, буквально в нескольких сантиметрах от него. Удивительно, что при падении эта громадина ничего не снесла. Прямо-таки подозрительно. Есть предположение, что статуя рухнула и рассыпалась во время землетрясения 27 года до н.э., которое снесло и соседний храм Аменхотепа III, стоявшего за колоссами Мемнона. Сложно что-то говорить о прошлом, зато увиденное нами могу описать подробно.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Неимоверная статуя Рамзеса II» на Яндекс.Фотках

На этой фотке хорошо видно, что голову статуи кто-то пытался распилить, причем довольно грубо.

От статуи сохранился гранитный пьедестал, на котором, видимо, стоял трон, где восседал фараон. Вокруг валяется множество гранитных обломков, слава богу, пронумерованных археологами. Поскольку других гранитных сооружение на участке нет, можно предположить, что все они принадлежат к этой статуи. Сохранившаяся же часть ужасает своими размерами. И ведь сделана она была из цельного куска гранита! В Луксоре гранитных месторождений нет, соответственно, ее откуда-то сюда доставили, одному богу известно, каким образом. Несмотря на почтенный возраст обломка, ее внешняя шлифовка производит впечатление совершенной. Мы с удовольствием водили ладонями по ее красно-розовой поверхности.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Где-то в районе уха» на Яндекс.Фотках

Под голову статуи, находящейся в опасной близи от колоннады, уже в наше время подложили бетонную «подушку», видимо, во избежание дальнейших повреждений. Действительно, было бы жалко, потому что на ней уже и так нет живого места. Есть и странности в повреждениях. Статуя при падении опрокинулась на спину, то есть лицо пострадать не должно было. Но его нет. Кто-то, судя по всему, грубо сбил лицо, причем с такой тщательностью, что от него вообще ничего не осталось. Кто и зачем, интересно?

Зато многочисленные картуши с именем Рамзеса сохранились на удивление хорошо. Обломок весь обштампован этими картушами – и на правом плече, и на левом, и на пьедестале. Я, к сожалению, не знаю древнеегипетских обычаев: как часто у них было принято ставить на скульптурах эти картуши. Но все-таки здесь, по-моему, перебор.

И все-таки самое необычное с лицом. Во-первых, мы вспомнили, что то же самое наблюдали и в храме Сети I, правда не во всех залах, а только в капелле, посвященной Осирису. Именно там почему-то с рельефов грубо сбито большинство лиц. А во-вторых, гуляя через пару дней по книжному магазину в Луксоре, мы обнаружили там копию гравюры 19 века известного художника-«египтолога», на которой у статуи Рамзеса, изображенной в профиль, лицо было. Если художник не наврал, то получается, что варвары потрудились уже в 19-20 веках?! Но зачем?

Я страшно расстроилась, что мы не догадались захватить с собой какую-нибудь рулетку. Собственно, мы всегда знали, что будем детально изучать этого колосса, а рулетку, почему-то, забыли. Пришлось воспользоваться подручными средствами в лице распахнутых Андреевских рук. Это оказался вполне неплохой способ измерений. Уже дома мы измеряли Андрея и высчитали размер целого осколка. У нас получилось 5,7 м. Если это была статуя стоявшего человека, то высота ее оказалась бы непостижимой. Но наверняка статуя была сидячей, подобно знаменитым колоссам Мемнона, возвышающимся неподалеку. Поэтому по их пропорциям я и пыталась оценить высоту гранитного гиганта. У меня получилось 22-23 м, то есть на три метра выше громадных колоссов Мемнона. Такой вот гранитный монолит, весом больше 1000 тонн (это уже не я высчитывала).

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Линейка для колосса» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Осколок гранитного монолита» на Яндекс.Фотках

Есть еще одна большая странность: резкий контраст между совершенством колосса и небрежной манерой исполнения ее соседа – осирической статуи Рамзеса II. Колосс выполнении из цельного громадного куска гранита, а соседняя статуя – из известняковых полуколец, без особой тщательности скрепленных раствором. Качество обработки гранитной статуи поражает воображение, качество обработки известняковой тоже поражает, но именно за счет контраста. Степень некачественности не так бросалась бы в глаза, не будь рядом колосса. Самое странное даже не в том, что эти статуи были выполнены в одно время: во все времена мейсенский фарфор неплохо уживался с глиняными горшками. Удивительно, что обе эти статуи изображают одного и того же фараона и находятся в такой близи друг к другу. Если мастера способны сделать совершенную статую громадных размеров из чрезвычайно твердого гранита, то они наверняка могут сотворить чудеса и с известняком. Но не тут-то было! Интересно, как могли устроить Рамзеса II полуколечки, если рядом возвышался убийственных размеров цельный колосс?

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Два Рамзеса II (?)» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Качество обработки гиганта» на Яндекс.Фотках

А затем мы отправились к еще одному объекту нашего интереса, расположенному в пяти минутах езды от Рамессеума – знаменитым колоссам Мемнона. Они как-то неожиданно вырастают рядом с дорогой, почти из кукурузного поля. Громадные, удивительные. Жаль только, что популярные: возле них народу было много.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Гигант и кукурузное поле» на Яндекс.Фотках

В этих колоссах тоже много странного. Говорят, прямо за ними в свое время стоял храм фараона 18 династии Аменхотепа III. Но сильные нильские разливы, якобы, разрушили храм. Колоссы же пострадали, но устояли. Ситуация прямо противоположная тому, что случилось в Рамессеуме. В результате стоят эти мрачноватого вида гиганты прямо посреди кукурузных полей, появившиеся из ниоткуда.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Колоссы Мемнона» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Монолитный колосс» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Колосс из кусочков» на Яндекс.Фотках

Пострадала эта пара сильно. Общий силуэт сохранился, но лиц, как водится в Древнем Египте, нет, верхняя часть туловища тоже потрепана. Лучше сохранились троны и ноги. Вдоль голени одного из них стоит то ли жена, то ли дочь размером, собственно, с эту голень. И вот что удивительно: считается, что оба гиганта сделаны из кварцитовых глыб. И если одна статуя очевидна представляет собой монолит, то верхняя часть второй почему-то собрана из уже знакомых нам полуколец, причем довольно грубо сделана. Кто и когда ее смастерил или отремонтировал, неизвестно. И почему от храма, который они охраняли, не осталось даже камней, тоже неизвестно. Бесконечные загадки на нескольких квадратных километрах.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Граница кукурузы» на Яндекс.Фотках

Закончив осмотр того, что было запланировано, мы вдруг обнаружили, что времени у нас еще предостаточно – сказалась негостеприимность Долины царей. А раз так, мы решили посмотреть более поздний (и совсем не загадочный), зато хорошо сохранившийся храм Рамзеса III. Народу, который едет не целенаправленно, как мы, а в целях созерцания египетской архитектуры вообще, он обычно очень нравится. Пришлось в вернуться вернуться к билетному киоску. Забыла упомянуть, что система осмотра достопримечательностей устроена на западном берегу довольно странно. Затрапезный билетный киоск, единый для храмов Рамзесов и кого-то еще, кажется, расположен на некотором расстоянии от обоих. Чтобы купить билеты правильно, нужно с самого начала представлять себе, что ты хочешь посмотреть. Если планы меняются в процессе осмотра – будешь бегать (точнее ехать, ибо не близко) за билетами.

Наконец, билеты были куплены, и водитель повез нас в гости к Рамзесу III по узкой дорожке с шокирующей степенью захолустности. Дорога была неасфальтированная, с одной стороны тянулись захудалые домишки из кирпича-сырца, а с другой – грязнейший канал. Такой грязи мы, кажется, в жизни не видели. В канале плавало все, включая трупик какой-то птицы. Но вот чудо: несмотря на эту грязь, на поверхности воды местами красовались роскошные лотосы, с которыми не сравнится ни одна наша водяная лилия. Где справедливость?!

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Три двери одной улицы» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Три двери одной улицы» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
http://fotki.yandex.ru/users/kintosha/view/222687/

Странный какой-то подъезд к археологическому участку… В конце концов мы въехали в какую-то деревеньку, где водитель остановился прямо посреди «улицы» и предложил нам дальше прогуляться пешком до Храма. Прогуляться так прогуляться, тем более что храм был недалеко. Топая по пыльной земле, мы с любопытством рассматривали весьма самобытные заведения, которые можно было бы назвать «кафе» только с большой натяжкой. Вскоре оказалось, что к храму есть другая дорога, чуть более прямая и короткая. Зачем нас повезли через деревню, стало понятно на обратном пути, когда водитель принялся настойчиво предлагать нам пообедать в одном из кафе. Мужчины мои вознегодовали, но мне было интересно прогуляться по деревне.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Обитатель захолустья» на Яндекс.Фотках

Итак, Храм Рамзеса III. У него роскошно сохранились пилоны и перистильный двор, но вот от гипостильного зала, почему-то, мало что осталось. Хотя не исключено, что осталось от него столько же, сколько от гипостильных залов других храмов, просто руки реставраторов до него еще не дошли. Храм неплохой, очень интересны рельефы на стенах пилонов. Кроме того, здесь сохранились колонны с изумительными капителями. Но по каким-то причинам Рамессеум понравился нам всем больше. И дело не только в гигантской статуе: там какая-то особенная энергетика, по-моему.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Первый пилон храма Рамзеса III» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
http://fotki.yandex.ru/users/kintosha/view/222688/

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Лотосовидные капители» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Изысканные капители в храме Рамзеса III» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Перистильный двор храма Рамзеса III» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Храм Рамзеса III» на Яндекс.Фотках

Осмотр левого берега был завершен, и мы бойко устремились домой в отель, есть мандарины с дерева и купаться! Распрощавшись с экстремальным водителем и переплыв через Нил, мы поднялись по весьма хлипким ступенькам причала – и уже через пару минут оказались в прохладном холле нашего отеля. Черт с ним, с обедом, скорее в бассейн! И мы купались, купались, купались, а накупавшись, затеяли с Мишкой игру, которая возможна только на юге: кто больше собьет мандаринов с дерева. Орудием служили упавшие же мандарины.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
http://fotki.yandex.ru/users/kintosha/view/222689/

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Про юг» на Яндекс.Фотках

- День у бассейна! - вопил с утра мой народец за завтраком. – Мы хотим день у бассейна!

Чтобы не разрушить свой светлый образ, я не стала признаваться, что и сама хочу не достопримечательности смотреть, а купаться до изнеможения. Но так оно и было: когда в Москве ноябрь, как-то само собой начинает хотеться жаркого солнца и теплой воды. Мы договорились провести у бассейна весь световой день в садах своего «Зимнего дворца», а ближе к вечеру сходить в Луксорский музей.

О часах, проведенных у бассейна, сказать нечего, можно только показать. О музее, наоборот, можно долго рассказывать, но показывать нечего: там, к моему величайшему сожалению, нельзя было фотографировать.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
http://fotki.yandex.ru/users/kintosha/view/222644/

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
http://fotki.yandex.ru/users/kintosha/view/222643/

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Оазис» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«В Асуан!» на Яндекс.Фотках

В Верхнем Египте меня удивил контраст между изяществом и роскошью современной религиозной архитектуры и невзрачностью светской (не считая отелей, конечно)

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Современная религиозная архитектура Египта» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
http://fotki.yandex.ru/users/kintosha/view/222794/

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Сон о юге» на Яндекс.Фотках

А фотографировать было что. Вот уже пару лет я гоняюсь за уникальными находками периода Раннего Царства, найденными в одном из помещений комплекса Джосера в Саккаре, под Каиром. Они должны находиться в Каирском музее, но их там нет. Точнее, в открытом доступе их нет. Эти вещи – каменные сосуды высочайшего уровня обработки, а также предметы, предназначение которых непонятно.

А вот в Луксорском музее один такой сосуд нашелся, причем отнесен он, вместе с керамической посудой, к протодинастическому периоду, с датировкой IV-III тысячелетия до н.э. Керамическая посуда выглядит очень новой, не восстановленной из черепков. Видимо, нашли в неразграбленной гробнице. Но поразила меня не она, а полукруглый сосуд из бело-черного камня, тонкостенный до прозрачности, со сложным углублением вокруг горлышка. Дно у сосуда не плоское, а округлое, но балансировка настолько совершенна, что сосуд стоит абсолютно прямо на одной точке опоры. И опять вопрос: как и чем они его обрабатывали в четвертом тысячелетии до нашей эры, чтобы достичь такого совершенства? Это в неолите-то, когда и медные орудия были большой редкостью?

Вторым музеем за вечер стал музей мумификации. Я бы его, может, и пропустила, но Мишук настоял на посещении. Музей небольшой, но чрезвычайно насыщенный. Мумиями и органами в канопах. Фотографировать тоже нельзя, но и не очень хотелось. Тем не менее, было интересно. Мы с Мишуком не спеша двигались от мумии к мумии, с энтузиазмом обсуждая тонкости процесса мумификации. Андрей же почему-то пытался держаться подальше и от мумий, и от нас.

А на выходе из музея мы набрели на роскошный книжный магазин, главным достоинством которого был его хозяин, великий психолог. Пообщавшись с нами буквально пару минут, он выложил нам несколько предметов, которые идеально подошли нашим потребностям: Мишук получил книгу по иероглифике на русском и бумажную модель луксорского храма в стиле «сделай сам», Андрею достались альбомы по искусству периода Нового Царства, а я, после робкого вопроса «а нет ли у Вас последней книги Захи Хаваса?..» стала счастливым обладателем этой самой книги с автографом главного египтолога в мире!!!

- Вам необыкновенно повезло, что у меня есть книга с автографом самого Захи Хаваса, - торжественно объявил продавец, вручая мне весьма недешевую книгу.
Нет, уважаемый, это тебе необыкновенно повезло, что я знаю, кто такой Захи Хавас.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Луксор» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
http://fotki.yandex.ru/users/kintosha/view/223191/

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Луксор» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
http://fotki.yandex.ru/users/kintosha/view/223194/

Последний день в Луксоре. Масштабных путешествий уже не организовать. И хочется купаться… Но одно мероприятие у нас все же осталось, хотя мы и отложили его на вторую половину дня: на «послебассейна». И ехать туда не нужно было, потому что внешний пилон Луксорского храма граничил с нашим отелем буквально через небольшую площадь.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Гипостильный зал Луксорского храма» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Гипостиль Луксорского храма» на Яндекс.Фотках

Храм оказался набит туристами, но, тем не менее, очень нам понравился. Он небольшой, очень стройный по архитектурной концепции, в отличие от распухшего во все стороны Карнакского. В Луксорском храме все постройки нанизаны на одну ось. Очень нам понравились изящные папирусовидные колонны гипостильного зала. Но самым любопытным в нем оказалось необычное сочетание двух исторических эпох: древнеегипетского Нового Царства и арабского средневековья. Деятельные арабы еще в средние века облюбовали уютные дворы храма и построили там свое селение. И жили там долго и счастливо до самого 19 века, когда археологи выдвинули их оттуда вместе с постройками. Но для изящной мечети 13 века все же было сделано исключение. Не поднялась рука археологов разрушить это прелестное сооружение. Вот и соседствует аменхотеповский пилон с арабесками.

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Средневековая мечеть в Луксорском храме» на Яндекс.Фотках

Луксор. Гигант без лица, Рамзес из колечек, мумии и другие
«Средневековая мечеть в Луксоре» на Яндекс.Фотках

Рано-рано следующим утром мы уехали в чистенький луксорский аэропорт и не без сожаления распрощались с восхитительным и загадочным Верхним Египтом. Последней радостью этого путешествия стали Красная, Ломаная и Ступенчатая пирамиды, которые мы увидели в иллюминатор, пока наш самолет летел строго с юга на север.
Тэги: Египет ,
2 голоса | Комментарии Оставить комментарий
vibas аватар
vibas (Пнд, 07.12.2009 - 15:18)
Класс!!! Прекрасные фотки, как всегда! И рассказ исчерпывающий! Мы там были на экскурсии из Хургады лет 5 назад. Долина Царей не то что бы разочаровала, но впечатления примерно такие же - мало что можно посмотреть, много гробниц закрыто. Хотя фотографировать было можно (только не внутри гробниц). В храм Хатшепсут нас вообще неожиданно не повезли. :m1419: А про "колосса из кусочков" экскурсовод рассказала, что его в древности кто-то разрушил, а потом позже кто-то собрал. :D Завидую, что у Вас была возможность так досконально изучить Луксор! Спасибо за историю! :D
kintosha аватар
kintosha (Пнд, 07.12.2009 - 19:11)

Vibas, спасибо, с фотками я очень трудилась :)))

Мы так и подумали, что "второго" колосса кто-то собрал, причем, возможно, и не из тех кусков, из которых он раньше состоял :)). Вот только когда?

А вообще там больше вопросов, чем ответов.

Не досконально изучили Луксор, к сожалению: я теперь жалею, что не добрались до Дендер и до храма на острове Филе. Ну, надеюсь, все впереди :))

Mikha аватар
Mikha (Втр, 08.12.2009 - 11:40)
Луксорское путешествие завораживает. Если бы не частые перебивки с возвратом из пятитысячелетней давности в современность: бассейн, рестораны, такси, печатные книги, был бы риск, что повествование постепенно перейдет с кириллицы на иероглифы (и вместо "красивый" Вы начнете писать "нефер"), а потом на клинопись (может я путаю очередность), а фото в какой-то момент заменят графика и рисуночное письмо. Вы написали: "Надеюсь, все впереди". Но я воспринимаю Ваши свидетельства, как путешествие в прошлое, так что скорее "все позади", откуда Вы с сыном регулярно возвращаетесь. По-моему, не я один это ощущаю, но и тот, кто иногда старался держаться от Вас двоих в стороне. Некоторых от путешествия во времени мутит (вспомните ощущения путешественников на машине времени, многократно описанные в разных источниках). Андрей был уверен в Вашем возвращении, но сам старался не выходить из времени, я думаю. И, может, все фрагменты и части колоннад - это  видимое здесь и сейчас прошлое, а остальное просто невидимо? И лица статуй никто не сбивал, по ним проходит просто разлом времени? В XIX в. из-за флюктуации времени художник видел их лица, через полтора века они не видны. Что-то есть в этих историях, сдвигающее время и разум...
Taipan аватар
Taipan (Втр, 08.12.2009 - 11:57)
Очень интересный рассказ. В прошлую свою поездку я в Луксор так и не собрался. Весной, надеюсь, этот пробел я восполню. А благодаря описанию, иллюстрированному фотками, знаю, что надо посмотреть в первую очередь.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...