Зюраткуль. Горный хребет и сорок ребят

Челябинская область, национальный парк "Зюраткуль", сентябрь 2009г.
История участвует в конкурсе: Конкурс января-февраля Экспресс Экстрим

Вот уже в течение нескольких лет я помогаю классному руководителю, организую выездные экскурсии для класса, в котором учится моя дочь. На этот раз решили провести урок краеведения в уникальном природном объекте: национальном парке «Зюраткуль». Смешанным составом из 40 учеников 6-7 классов и 4 сопровождающих (3 учителя и я) ранним утром выезжаем в Саткинский район, примерно в 200 км западнее Челябинска.
Парк «Зюраткуль» образованный в ноябре 1993г. расположен на стыке Европы и Азии, здесь встречаются две природные зоны: таежная и степная, а само озеро за живописные пейзажи, удивительно прозрачную воду и высокогорное расположение (самое высокое в Европе - 724м над уровнем моря) называют уральской Рицей.  Зюраткуль находится в окружение пяти высоких хребтов и гор – Уреньги, Лукаша, Нургуша, Москаля и Зюраткуля. Самый высокий хребет Челябинской области – хребет Нургуш (высота - 1406 м над уровнем моря), второй по высоте – хребет Зюраткуль. В парке водятся самые крупные звери уральских лесов – медведь и лось. На территории растет до 650 видов растений, а список редких растений Красной книги насчитывает более 70 названий. В программе нашей экскурсии подъем на хребет Зюраткуль, потом спуск к озеру с одноименным названием и посещение сказочного городка «Китова пристань». Для меня лично эта поездка была интересна еще и тем, что я наконец-то смогу покорить горную вершину, так получилось, что еще ни разу мне не пришлось самостоятельно подняться в горы.
По дороге мы узнали о названии озера Зюраткуль. Согласно легенде, много лет назад в этих местах жила капризная и избалованная невеста, девушка по имени Юрма. Многие богатые и знатные люди просили ее руки, но никому не удавалось завоевать сердце красавицы. Юрма отказывала всем женихам и с презрением возвращала их щедрые подарки. Однажды девушка в гневе разбила волшебное зеркало, подаренное ей богатырем Семигором. Один из осколков улетел далеко в горы и превратился в прекрасное озеро. С тех пор это озеро притягивает людей, словно магнит. Побывав здесь однажды, они не могут позабыть его, как не мог позабыть красавицу Юрму богатырь Семигор, и стремятся на его берега, словно на свидание с любимой. Поэтому и прозвали озеро Зюраткуль ("сердце-озеро").
По приезду нас встречает сотрудник парка, который будет сопровождать по маршруту, и мы выходим на экологическую тропу, протяженностью 4 км, нам предстоит пятичасовое восхождение на хребет Зюраткуль (абсолютная высота 1175м). Тропа начинается в поселке Зюраткуль и на первых этапах покрыта деревянным настилом.
Зюраткуль. Горный хребет  и  сорок ребят
Сначала идем по живописному осеннему лесу,
Лес постепенно редеет и переходит в поляны трав
Затем нарастает крутизна пути. Я никогда не поднималась в горы и считала, что если высота горы не такая уж большая, то мы будем один за другим подниматься по какой-нибудь тропинке. Но оказалось по- другому. Тропинки не было! Нам предстоял затяжной подъем по «каменным рекам» - курумникам или курумам. Курумы - каменные развалы вдоль склонов гор, нагроможденные кварцитовые глыбы, которые свободно лежат одна на другой и под действием силы тяжести медленно сползают со склонов гор. Если их движение приостанавливается, то они покрываются лесами.
Зюраткуль. Горный хребет  и  сорок ребят

Поднимались осторожно и не спеша, у каждого был свой путь наверх
Кто-то уже успел подняться
Ну вот, все ребята и учителя одолели подъем. Но это была только первая часть пути! Впереди новый участок курумников, более длинный и сложный.
Зюраткуль. Горный хребет  и  сорок ребят
Ох, и тяжело было осилить второй подъем, все уже устали, ноги скользят, временами размеры курумов были очень большими и крайне сложно перебираться с одного камня на другой. Пыхтим, медленно поднимаемся и впереди видим вершину
Вершина Зюраткуля! Все, покорила 1175м! Моя фамилия Вершинина, наконец-то я смогла непосредственно оправдать свою фамилию, Вершинина стоит на вершине!
И тут вдруг узнаю, что ни один из учителей не смог осилить второй подъем. Получилось, что из сопровождающих и отвечающих за жизнь детей на горной вершине только я одна. А вокруг 40(!), громко кричащих и радостно скачущих детей!
В английском языке у слова "extreme" есть и такое значение, как особенный, исключительный. Вот в такой особенной, исключительной ситуации я тогда и оказалась. Пришлось проявить все свои организаторские и педагогические способности, учитывая, что у меня техническое, а не педагогическое образование, и никогда мне не приходилось работать ни вожатой, ни воспитателем или учителем. Кому-то я застегивала куртку, кому-то надевала шапку, кого-то фотографировала, кого-то поднимала с холодных камней. При этом пыталась лихорадочно пересчитать всех детей, и самое главное, старалась понять, а КАК СПУСКАЮТСЯ с этой горы? Снова по курумам? Да так можно просто переломать руки-ноги, к тому же дети уже сильно устали. Но к моему великому облегчению, все-таки нашлась маленькая извилистая тропочка, по которой мы начали медленно двигаться вниз. Я спускалась последней, удостоверившись, что все сорок детей целы - невредимы и идут по тропке.
Перед спуском успела сделать несколько фото, с вершины открывается замечательный вид на озеро Зюраткуль
Зюраткуль. Горный хребет  и  сорок ребят

А на промежуточном этапе на память фото с курумами, теперь даже не верится, что я смогла преодолеть столько каменных глыб!
И фото, теперь уже после возвращения по экологической тропе
Дальше мы прошли 1,5 км к берегу озера
Зюраткуль. Горный хребет  и  сорок ребят
А на берегу попали в сказку - городок «Китова пристань». Это архитектурно-культурная достопримечательность, визитная карточка не только национального парка, но и всего Саткинского района. Появилась пристань в 2003 году, когда директор ЗАО «Зюраткуль» Юрий Китов, побывав в парижском Диснейленде, решил выстроить подобный парк в Челябинской области, но в основу положить русский фольклор. Я даже и не предполагала, что всего в 200км от моего родного города находится неповторимое деревянное чудо!!! Этот городок стал лучшей наградой за все наши сложные горные подъемы и долгие пешие прогулки.
Cредневековый замок
Небольшая часовня Иоанна Предтечи с куполом из дорогого и особо прочного материала, изготовленного мастерами Трехгорного, участниками возведения куполов над Храмом Христа Спасителя
Симпатичный домик
Мельница
Чумы
Спальня-харчевня
И роскошная бригантина
Путников встречают забавные гномы, ведьмы, богатыри и разбойники. Можно отыскать избушку Бабы-яги и домик Кощея Бессмертного (фото в альбоме «Национальный парк «Зюраткуль». «Китова пристань»).
А вот и 7А класс - покорители горного хребта Зюраткуль.
Зюраткуль. Горный хребет  и  сорок ребят
И последнее фото. Все дети целы, никаких серьезных травм, только небольшие ссадины и царапины. Села на трон, и расслабившись, подняла ноги. Все! Я справилась, программа поездки закончена, возвращаемся домой!
На другой день у всех болели ноги. Но, несмотря на это, у нашего путешествия оказался важный плюс. В каждом классе всегда найдется 1-2 ребенка, которым никогда ничего не нравится: ни музеи, ни театры, ни тематические экскурсии. Поездка на Зюраткуль понравилась абсолютно всем. Столько физических усилий, положительных эмоций, ярких впечатлений дети еще не испытывали, кстати, и я тоже.
А еще теперь знаю, что обязательно пойду в горы. Убедилась: горы, они ведь такие, они манят…

Полезная информация:
Cайт парка : http://www.zuratkul.ru/common/index.htm
Отдел туризма и экологического просвещения: 456910,Челябинская область, г.Сатка, ул.Пролетарская, 46, тел. (35161) 4-29-01

Тэги: Россия ,
agira аватар
agira (Чт, 04.02.2010 - 21:20)
Восхищаюсь Вами!Мало того что самой такой подъем осилить по этим самым курумам, так еще 40 ребятишек туда завести!А природа -то какая красивая, просто сказочная!Я если честно тоже думала что на гору можно так себе легко подняться по какой нибкдь тропочке едва заметной, но что бы вот так  через такие курумы или куркумы- это действительно экстрим для такой хрупкой девушки!
sputnik1972 аватар
sputnik1972 (Чт, 04.02.2010 - 21:26)
Как у вас там красиво! Я раньше и слова такого даже не слышал - курумы, я так понимаю, тоже тюркское, наверное, или это на каком-то местном наречии?
Os-a (Чт, 04.02.2010 - 22:35)
Покорять горные вершины - это подвиг! Но покорять их в компании детей  - реально экстрим. Я бы ни за что не смогла нести такую ответственность. Даже когда мне доверяют везти собственных племянников в машине, у меня поджилки трясутся, что уж говорить о том, чтобы СОРОК ДЕТЕЙ пусть и не мелких, провести по таким "тропам"...
Меня бы и никакими природными красотами было бы не заманить, поставь в качестве сопровождающего над чужими детьми :)) Рискованная вы, ой, рискованная!
Удачи в дальнейшей деятельности и в конкурсе!

lisa alisa аватар
lisa alisa (Пт, 05.02.2010 - 16:19)

Cпасибо за комментарии :m0144:
Вместе с детьми ездить  хлопотно, но очень интересно. Что касается безопасности, на каждую экскурсию я обязательно оформляю страховку, где указан каждый ребенок и выполняем условие: на 10 детей должен быть один взрослый сопровождающий. В этой поездке горы оказались серьезным испытанием, для подъема  важны и состояние здоровья, и физическая форма. Наши детки все справились, а учителя не смогли, вот в силу этих обстоятельств  и получился мой экстрим.
На Южном Урале много башкирских названий, так Зюраткуль - это башкирское слово, видимо и слово курумы также относится к башкирскому языку.

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Сб, 06.02.2010 - 18:30)
 Отличный подЪем! И красота...

У меня воспоминания не о подЪемах в горы,  а о спусках, для меня на Алтае это - самое страшное... По тропочке этой хочется ползти на карачках, вцепившись во всякие коренья руками, иначе - смертушка... А дети беспечны и с легкостью все преодолевают! :-) Когда мои были примерно такими, как ваши, мы однажды спускались от наших Тавдинских пещер именно так: дети чуть ли не бегом где-то сильно впереди меня, а я сильно позади и сильно на карачках... :rofl:
lisa alisa аватар
lisa alisa (Пнд, 08.02.2010 - 10:44)
Оля, спасибо за комментарий, так ярко и живо описали спуск!
Я, конечно, спускалась не на карачках,но пришлось реально тяжело :m0144:
мамАня аватар
мамАня (Сб, 20.03.2010 - 10:38)
Какая же вы умница! И не только потому , что  смогли подняться на вершину и там не потеряли детей. Просто уже участие в подобных мероприятих родителями  теперь редкость. Все такие занятые. А ведь так здорово было, правда? И как отлично, что у вас в школе делают такие прекрасные экскурсии по родному краю!
Мне очень понравилась фотография, где вы с дочкой стоите у врот при возвращении с горы. Столько любви в вашей позе! Это так приятно :man_in_love:
И какой молодец этот ваш Юрий Китов. Такой прекрасный уголок сделал. Мне жутко захотелось поехать и все это увидеть своими глазами.  :wink:

lisa alisa аватар
lisa alisa (Вс, 21.03.2010 - 13:17)
Оля, спасибо за такой теплый комментарий :D
Благодаря таким поездкам с детками я и узнаю свою родную Челябинскую область. Обычно в Москву, по Уралу, Сибири и Казахстану езжу в командировки, а если появляются время и деньги, то сразу за границу.
Если у Вас представится возможность приехать в Челябинск, приглашаю в гости. Про сам Челябинск Малибу очень хорошо написала, Вы читали и уже знаете о всех его наиболее интересных местах. А вот горы и озера посмотреть, составить хорошую компанию, я всегда согласна.