Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 4. - "Долина реки Чулышман".

Долина реки Чулышман
Попили чаю, припарковали машину на туристической стоянке. И вот он перед нами - "Кату-Ярык". Спуск, конечно же приятнее подъема, который потом еще предстоит нам на обратном пути... Но всё же страшновато. Впереди крутой спуск, протяженностью 3,5 км. Дорога выбита прямо в горе, поэтому кругом камни, иногда даже встречаются большие камни. С погодой нам повезло, можно сказать здесь просто жара. На тормозах осторожно спускаемся вниз. Тормозные диски накаливаются, становятся горячими и кажется, перестают тормозить. Приходится идти немного пешком, а потом опять на тормозах катиться вниз. Встречных машин попалось мало, но даже если их был бы большой поток нам на велосипедах их не сложно было бы пропустить, места хватает всем. Дорога пыльная. И вот мы спустились. Перепад высот составил 1000 метров, кажется здесь ещё жарче, чем наверху. Спустившись, нас сразу встретил велосипедист, который едет в Пекин, через Монголию, смотреть хоккейный матч. С ним немного поболтали и поехали своей дорогой.

Фото: Кафе

Спустились в долину реки, увидели потрясающиее зрелище: громадные горы возвышаются с двух сторон, а между ними течет река Чулышман.
Долина реки Чулышман (также называют ущелье или каньон Чулышмана) простирается от самых верховьев реки — озера Джулукуль до впадения в Телецкое озеро. вдоль Чулышмана проходит автодорога, соединяющая села Коо и Балыкча с Улаганом. На берегах много туристических баз, это самая обжитая часть долины. Говоря про долину реки Чулышман, многие представляют именно эту часть каньона.Вдоль крутых склонов очень много водопадов, больших и маленьких.
Повсеместно видны следы древнего оледенения: пространство вдоль реки усеяно огромными глыбами, которые в прошлом были вморожены в лед и двигались вместе с ледником. Река Чулышман петляет, образуя протоки и острова (название реки в переводе означает «крест-накрест»), на которых растут тальник, береза, облепиха, смородина. В паре километров от перевала есть пешеходный подвесной мостик через реку, говорят, что на другой стороне — алтайская усадьба, где за оградой виден огромный фруктовый сад.
Дорога такая же каменистая и пыльная. Если пронесётся мимо машина, то дышать становится нечем. А машин проезжает здесь много. Иногда попадаются объездные дорожки. Они не такие пыльные, но довольно короткие, почти сразу же соединяются с основной дорогой. По дороге постоянно попадаются туристические стоянки, а иногда и просто отдельностоящие беседки, на которых можно отдохнуть и перекусить. Дорога идет то в горку, то вниз. Иногда приходится слезать с велосипеда и толкать его вверх. Но в основном на горки заезжается хорошо на велосипеде на маленькой скорости.

Фото: Водопад

Фото: Могильник

Фото: Если присмотреться, то можно увидеть, что кто-то прилетел сюда на самолете.

Мы доехали до туристической стоянки, отсюда можно было переправиться на другой берег реки Чулышман и сходить до каменных грибов. Стоимость переправы стоит 500 руб. Оставили велосипеды на стоянке и отправились в небольшой поход в гору. Алтаец перевез нас на лодке на другой берег. Сказал, когда вернемся, чтобы свиснули его и он нас переправит обратно. Переправил он нас на небольшой островок, почва которого песочная. Далее по мостику, если его можно так назвать, прошли на другой берег реки. Здесь кругом надписи: "идти только по тропе, не сворачивать". Зесь находится частная территория местных сенокосов, травы очень мало и местные борятся за каждую травинку. Говорят, местным не очень нравится, что ходят много туристов и раньше, даже здесь были таблички : "Сойдешь с тропы! Буду стрелять!" Толпы туристов идут по тропе к каменным грибам. Нам повстречалось совсем чуть-чуть туристов. Почти сразу же встретились парень с девушкой, которые у местных, на этом же берегу, купили яблок и угостили нас. Это были вкусные яблоки - уралец. На обратном пути мы также хотели купить яблок, но опоздали. Когда возвращались таблички, сообщающей о том, что тут можно купить яблоки не было. Да и не было никого в огороде, лишь сами яблони с красными яблоками красовались вдалеке за забором. Видимо время торговли окончено и продавцы ушли по своим другим делам.

Фото: Переправа

Фото: На мостике

Фото: Мостик

Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 4. -

Приближаемся к горным ручьям, стекающим с вершин гор. Воды с собой не взяли, но дорога как раз шла мимо чистейших ручьев из которых можно было попить. На улице совсем разжарило. Тропа постепенно поднималась вверх вдоль ручья. Но потом уходит налево, резко вверх. Приходится карабкаться, в прямом смысле этого слова. Позади нас открываются необычайно красивые пейзажи с высоты на реку Чулышман. Мы поднимаемся всё выше и выше. И вот перед нами красуются каменные грибы. Шапки больших камней устойчиво держатся на тоненьких ножках. И так гриб за грибом мы поднимаемся выше. Тропа очень скольская, мелкие камни постоянно как бы скатывают ногу назад. Спускаться гораздо сложнее, чем забираться. Но зрелище того стоит!

Атмосфера здесь какая-то необыкновенная, сказочная что ли, но точно не земная, не реальная. А какой тут воздух! Оно и понятно, это же Алтай, который во все времена славился прекрасной природой, богатейшей флорой и фауной и изумительными, живописными видами. Но как бы, ни был огромен Алтай, Урочище Аккурум все-таки считается одной из главнейших его достопримечательностей, которая уже не одно десятилетие привлекает толпы туристов со всего земного шара. Каменные грибы просто огромны, порой достигают в высоту до семи метров. Стоящие на тонкой ножке, толщиной не более полметра, эти странные природные сооружения громоздятся неподвижной порослью, создавая потрясающую картинку. Необъяснимо, как такое чудо природы могло образоваться, и каким образом грибки держатся и не разрушаются уже столько столетий. И это не просто красиво, это очень красиво, особенно в сочетании с прекрасными ландшафтами Алтая. Но не только туристов привлекает Урочище, ученые-геологи тоже заинтересовались этим уникальным явлением. Как показали современные исследования, подобный рельеф образовался в ходе многовекового вымывания разных горных пород. Те породы, которые отличались максимальной плотностью и твердостью составили кокетливые шляпки, которые под воздействием воды и ветра обточились, закруглились и приобрели ту форму, которую мы можем созерцать сегодня. Ножки же были созданы из рыхлых горных пород, которые быстрее подвергались деформации и разрушительному воздействию времени, вот почему они оказались такими тонкими по сравнению с мощными шляпками. К сожалению, не все эти каменные статуи обладают жаждой жизни, многие в течение времени исчезают, превращаясь в простую пыль, но на месте истлевших грибов вырастают новые! Да-да. Это не шутка. Они растут, как в лесу. Ученые пытаются найти ответы на эту загадку, но разве природу может разгадать человек? Уж сколько столетий пытается человечество постигнуть ее тайны, и до сих пор большая их часть так и осталась непостижимой, интригуя, увлекая, погружая в мир философских размышлений и фантастических грез. Источник: http://welcometoaltai.ru/attractions/kamennye_griby/ © WelcometoAltai.ru

Обратно шли этой же дорогой. У ручья опять попили водички. Подошли к берегу. С помощью свистка свиснули "переправщика", он сразу же перевез нас на другой берегег.

Фото: Ручьи

Здесь же, на туристической стоянке, решили и заночевать. Обосновались у комфортной беседки, как оказалось потом,  за нее тоже нужно было заплатить. Ночь была теплой. Тут же на базе, сходили в баню. Утром небо было затянуто тучами. Мы начали собираться. Поехали обратно к Кату-Ярыку, ведь на верху мы оставили машину. Вскоре тучки разбежались и опять стало ясно и тепло. Не успели оглянуться как уже и перевал перед нами. Большой, длинный и затяжной!

Фото: После бани

Фото: Готовы в путь!

Фото: Перекус

Фото: Пыльная дорога Кату-Ярык

Фото: У перевала

Дальше обратной дорогой вернулись на Чуйский тракт. По дороге открылись нам виды на красивые озера, которые в первую дорогу казались серыми, так как было пасмурно и дождливо. А сейчас просто переливалась на солнышке их голубая вода. Уже вечерело и мы расположились вдоль небольшой реки, не знаю, как она даже и называется. При въезде было написано, что въезд на эту территорию платный. На поляне никого не было. Лишь вдалеке чуть виднелась чья-то палатка. Вскоре с того края подошел мужчина, чтобы выбросить мусор. Он тоже отдыхающий, сказал, что приезжал мужчина плату собирать, но за 5 дней их местонахождения тут, только один раз. Так и переночевали тут. Никто не приехал. Позже подъехали еще одна машина туристов, ночевали они в машине.
Вечером река, на закате, приобрела красивейший вид. Казалось, что золотистая вода струится по таким же золотистым камням и убегает вдаль! Нескольео раз подходила к ней, чтобы полюбоваться ее красотой и журчанием.
Здесь недолгое время бродил маленький жеребенок с жалосливыми глазами. Он заблудился. Стада поблизости не наблюдалось. Он долго наматывал круги вокруг нас, но вскоре исчез. Поднялся в горы и наверное нашел свою бестолковую "мамку", которая не уследила пропажу.

Фото: Место ночевки

P.S. Продолжение следует!
Тэги: Россия ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
Марина С аватар
Марина С (Пнд, 05.09.2016 - 16:08)
Отличный рассказ! Прекрасные фото, интересный маршрут. Особенно меня заинтересовали вот эти каменные грибы. В самом деле - человеку не под силу водрузить такие тяжелые глыбы наверх. А технику для этого вряд ли кто будет сюда пригонять. Загадка Природы. А, быть может, это дело рук внеземных цивилизаций? Обозначили на Земле свою территорию. Я читала о том, что в этих местах вроде как может быть вход в таинственную Шамбалу. Есть такие версии у ученых.

И еще. По сути полного молчания среди немногих участников данного сайта. Я иногда захожу сюда и поражаюсь одному явлению. Интересные рассказы о путешествиях, полностью соответствующие тематике сайта, наглухо замалчиваются местной публикой, а вот унылые повествования о каких-то там бабах Галях и прочих попутчиков в поездах - комментируются. Вы бы, Blue Sun,  лучше размещали свои посты на других сайтах, типа Туристер ру или на форуме Винского, и там наверняка бы нашли благодарных читателей. Ибо каждый автор, делающий такую колоссальную работу, как Вы здесь, без сомнения, надеется на отклики. А тут полное молчание и игнор. Бросьте это неблагодарное занятие и уходите на другие площадки - вот Вам мой совет.
Blue Sun аватар
Blue Sun (Пнд, 05.09.2016 - 20:27)

Марина С написал(а):

Спасибо. Каменные грибы образуются естесственным путем: скалы из мягкой породы осыпаются, а вверху остаются большие булыжники. Потом они падают всё равно, но образуются новые. Оказывается ничего фантастического.

А про сайт, так первым делом для себя пишу, интересно потом почитать, вспомнить так сказать. Да и уже раз здесь начала публиковать рассказы, так и продолжаю, это ведь тоже времени много занимает, даже если скопировать текст, фотографии нужно перемещать ссылками, а это очень долго!