Скандинавия. Финляндия. Хельсинки, август 2009
История участвует в конкурсе: Конкурс сентября: Дневники путешествий

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
В северные страны собиралась поехать уже давно – лет 6 назад.
Наконец в этом году звёзды легли так, что давнишняя мечта стала достижимой.
Главное нашлась попутчица, мы с ней уже «открывали» для себя Италию, теперь настала очередь Скандинавии.
Первая проблема была выбрать тур. Фирм, занимающихся этим направлением – достаточно! А вариантов ещё больше! Туры продолжительностью 6-7 дней отмели сразу. Так далеко ехать и всего на неделю - смысла нет абсолютно, решили мы. Выбрали средний вариант 11 дней «Четыре столицы и фьорды» – за это время постараемся понять, почувствовать, пропустить через себя всё то новое, что неизменно ждёт нас в этой неизведанной для нас стороне.
Из двух фирм после окончательного отбора Genie-Tour и Viking-travel решили довериться последней не только из-за названия. У них очень большое количество программ на любой вкус и подкупала их проработка.
Как потом оказалось интуиция нас не подвела, кроме того нам достался такой гид! Ирина – Гусева - экскурсовод от Бога! Владеющая таким неисчерпаемым объёмом интереснейшей информации, всегда в хорошем настроении и готовая разрешить любые проблемы. Они с мужем начинали это направление девять лет назад, это говорит о многом! Нам, безусловно, очень повезло и с гидом, и с группой, и с погодой. Мы не уставали повторять – как же нам повезло!
Но всё по порядку. Выбрав фирму и программу, мы сделали ещё один правильный шаг – решив ехать прямым поездом Москва-Хельсинки, а не до С. Петербурга, откуда рано утром (часов в 5) отправлялся наш автобус.
11 АВГУСТА. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ВТОРНИК
Сели мы в поезд «Лев Толстой» в 22.50 10 августа в Москве, а в 12.06 11 августа были в Хельсинки. Поезд очень удобный, комфортный, но главное нам не нужно вставать рано утром. Границу прошли в 9.30 по финскому времени (т.е. на один час позже по московскому времени).
И вот мы с интересом наблюдаем, как будет меняться природа за окном. Сосны и ели Выборгской стороны сменились уже лиственными лесочками финской Лахти и Тиккурилы. Осины, берёзы, рябины и акации – не отличить от русской стороны. Причём совсем нетронутые жёлтыми красками.
Но вот новое - попадаются поля с огромными выкорчеванными корнями причудливой фантастической формы, такого на российской стороне не было. Наверное, готовят поля для будущей пашни. Едем среди скал, дорога прорублена прямо в скалистой породе.
Уже распогодилось, хотя с утра было пасмурно, даже светит солнце! Настроение - восторженного ожидания! Вот уже скоро начнёт сбываться задуманное!
Так бы и ехал по всей Скандинавии на поезде (а мы ещё в купе оказались вдвоём, так никто и не сел к нам)! Но придётся пересаживаться на автобус, потом на паром… И так 11 дней!

Мы уже частично готовы к этому – почитали в Интернете, но информация суховатая, не хватает красок. Я прочитала все, что было на нашем сайте, особенно мне понравились рассказы Анатоля, читала запоем. Правда, у них был несколько иной маршрут, и плыли они на корабле, но меня интересовала информация о скандинавских странах и я нашла в его историях много интересного.
Купила путеводитель «Скандинавия» изд-во «Вокруг света». Информация о трёх странах на 270 страницах. Этот путеводитель скорее для тех, кто путешествует сам на машине – обо всём понемногу: немного истории, основные достопримечательности и необходимая информация, где остановиться и т.д. Честно говоря, мы этим путеводителем мало пользовались. Несколько скромноват для наших потребностей.
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
11.50. Миновали Пасилу и, наконец, в 12.06 мы в Хельсинки. Основная группа на автобусе должна подъехать в 13.00, так что самостоятельно изучаем привокзальные окрестности.
Прямо на вокзале продаются ягоды – клубника, голубика, черника, черешня, а также грибы. Цены сразу не разобрали. Было не понятно, что такое l – латинская. Думали литр – оказалось, маленькая пластиковая коробочка 200-300г. Так что привлекательные поначалу 5-6 евро - за коробочку нам показались заоблачными, да и клубника какая-то слишком блестящая…
Изучаю людей. Будний день – куда они могут ехать? На работу, на дачу? Вид достаточно своеобразный, особенно необычно одеты женщины. У нас в России даже на дачу женщины так странно не одеваются, может даже и на улицу постесняются выйти – здесь это в порядке вещей.
Вот стайка девчонок – тоже очень необычно одеты.
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
С одной стороны военизированный стиль, с другой какой-то клоунский, с нелепыми шляпами. Вообщем, я голову сломала – куда можно в таком виде отправляться. Снимать в упор было как-то неловко, вот всё, что удалось…
11.50. Наша Ирина нашла нас на вокзале (досрочно). Спрашиваем, а где Гусева Ирина. Оказалось это она и есть, но по мужу теперь Мушенко. Итак, занимаем в автобусе свои места. Всё чётко, как мы и бронировали на фирме – 4-й ряд справа.
Обзорка началась ровно в 12.00, и мы узнали много информации, что этот памятник у вокзала литератору Алексису Киви,
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
а вокзал был построен в 1906 г. только из финских материалов. Оказывается Илья Репин свои последние годы прожил здесь в Хельсинки, и все его картины, написанные здесь, были оставлены местному Музею искусств в дар.
И тут Ирина сообщает, что финны одеваются обычно довольно просто, без особого изящества (значит, мои наблюдения были справедливы), но дважды в год они «ходят в оперу» и вот тогда они надевают лучшие одежды. Также 6 декабря в Президентском дворце проходит бал, на котором конечно бывают не все, а только самые-самые достойные, где так же демонстрируются лучшие одежды.
Едем по городу, и я отмечаю, что Хельсинки как то не очень похож на «заграницу» - дома в стиле модерн чем-то напоминают Санкт-Петербург.
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
Может потому, что после присоединения Финляндии к России, город, разрушенный русско-шведской войной, был застроен по поручению императора Александра I.
Известно, что именно здесь Голливуд повадился снимать «натуру» Питера! Встречается здесь и стиль ампир. Кстати, в учебниках архитектуры говорится, что «Хельсинки – последний город, спроектированный как единое целое».
И вот мы уже в центре – на Сенатской площади. Кафедральный собор с памятником Александру II – визитная карточка города. Слева – Университет, который переехал из Турку аж в 15 веке. Библиотека, которая известна тем, что (как я поняла) не использует электричество благодаря своим конусообразным окнам, через которые в здание проникает свет.
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
Памятник Александру II был поставлен потому, что он ввёл финские деньги – марки (сейчас здесь евро).
Поднимаемся по ступеням в собор. Удивительный аскетизм!
Он похож скорее на лекционный зал, чем на церковь!
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
Объясняется это тем, что Кафедральный собор лютеранской церкви, где традиционно всё очень скромно.
Исторических мест в Хельсинки не так много, как в других столицах Европы, не говоря уж о Москве.
Однако мы узнаём много интересного о стране, людях. Финны оказывается «жаворонки», и рабочий день у них обычно начинается в 7 утра причём не только в магазинах, но и в офисах. Зато после обеда он заканчивается! Так что у них много личного времени, которое они тратят по своему усмотрению. К тому же они – спортсмены, все умеют плавать!
Такси здесь – довольно дорогое удовольствие. Вы платите 10 евро за посадку, и потом 1 евро за каждый км.
Открыли в Хельсинки вытрезвитель. Он – единственный! Вынуждены были – из-за проблем, которые возникают у граждан с «сухим законом». Содержание в нём граждане оплачивают только на 25%, остальное платит государство. Кстати граждане «навеселе» здесь встречаются не то чтобы уж очень часто, но есть. Это мы заметили, когда нам дали свободное время, и мы прогуливались бульвару Эспланада – специальное место для прогулок.
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
Вот мы подъезжаем к парку имени Жана Сибелиус, где находится памятник известному финскому композитору.
Памятник необычный – сделан в виде органных труб. Необычность его в том, что Сибелиус никогда не писал музыку для органа! Памятник создан скульптором Эйлой Хилтунен в 1967 году. Эйла Хилтунен - одна из наиболее известных в мире финских скульпторов.
Проект вызвал жаркие споры между абстракционистами и сторонниками классической скульптуры, которых возмущало, что на памятнике великому композитору отсутствует его изображение. В качестве компромисса рядом с памятником был размещен скульптурный портрет Сибелиуса.
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
Судьба композитора необычная – в семье поддерживались шведские культурные традиции, идущие от предков композитора, но его отдали в финскую среднюю школу. В 20 лет получил юридическое образование, затем окончил музыкальный институт, учился в Европе (Берлине и Вене), написал 7 симфоний, около 100 песен, много путешествовал. Его произведения стали символом борьбы Финляндии за независимость. Сибелиус стал почётным гражданином США, Великобритании, общался с Черчиллем, а в это время жена воспитывала 6 его дочерей в семейном имении Айнола. Из 92 прожитых им лет последние 29 Жан «перестал слышать музыку с небес», музыка стала более тяжеловесной… До этой поездки я всего этого не знала. Ирина нас просвещает профессионально!
Подъезжаем к знаменитой церкви в скале Темппелиаукио (создана по проекту Тимо и Туомо Суомалайнен в 1969 году.) Снаружи она совершенно не похожа на церковь. Как говорят, постройки в пещерах становятся финской «фишкой».
Эта церковь вырублена прямо в каменном массиве. Заходим внутрь – трудно сделать фото, чтобы передать необычность обстановки, очень похоже на концертный зал.
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
Свет проникает через окна в куполе. Да и купола как такового нет – стеклянная крыша,
высота всего лишь 13 метров, а кажется все 50! Стены из природного камня, а внутренняя сторона купола выполнена из переплетений медной проволоки – длина 22 км! Здесь прекрасная акустика, эксперты признают её чуть ли не лучшей в мире. Так что сам Бог велел проводить здесь концерты! – зал рассчитан на 700 человек. Но нам уже пора уезжать. Делаю видео, и аккумулятор садится, но в автобусе есть запасные батарейки! Я спасена! Впереди у нас больше двух часов свободного времени.
Мы гуляем по городу, наблюдаем. Едим мороженое, а вот и тот самый дух Хельсинки - фонтан Хавис Аманда (по-шведски «Морская нимфа»), о котором нам рассказывали.
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
А история такова – городские власти сделали заказ одному финскому скульптору Вилле Валгрену, который жил в то время в Париже.
Моделью ему послужила 19-летняя француженка, мадмуазель Марсель Делькини. Парижане хотели оставить статую в стиле модерн для украшения одной из улиц своего города, однако скульптор решил иначе. Бронзовое изваяние привезли в столицу Финляндии, где 20 сентября 1908 г. в самом центре города, при большом скоплении народа был открыт памятник, ставший символом Хельсинки. Подобно Афродите, выходящей из пены морской на берег Кипра, Аманда тоже поднимается из моря, только Балтийского, на скалистый финский берег. Тот самый берег, на котором расположен Хельсинки. Так француженка превратилась в финку. Однако, когда власти узнали, что скульптура будет совершенно обнажённой, они сократили гонорар Валгрена в 2 раза! Что же мог сделать художник?! Когда сбросили покрывало, оказалось, что Аманда стоит спиной к тому самому государственному учреждению, для которого делался заказ, (хотя выходила из моря нимфа естественно лицом)!
18.00. Мы отправляемся в Турку, где нас ожидает паром, который повезёт нас в Стокгольм!
Ехать до Турку 168 км, Ирина рассказывает подробности, что нас ожидает в ближайшую неделю и… голова идёт кругом! Неужели всё это будет с нами и мы всё это увидим?! Сердце даже ёкает. Я безумно завидую сама себе! Глупо! Это ведь я сама увижу все эти страны и города!
Итак, Турку или Або (шведское название до 1918 г), его ещё так называют, так как здесь живёт достаточно шведов.
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
Здесь, в бывшей столице Финляндии мы посетили только Кафедральный собор, которому уже 700 лет! Но вероятно мы уже слишком переполнены впечатлениями, поэтому с трудом пытаемся осознать тот факт, что камни собора 14 века, а пристройка 18.
Реформатор церкви Микаэль Агрикола перевёл Новый Завет на финский язык.
Частые пожары внуждали видоизменять конструкцию шпиля башни собора. Наиболее разрушительным был пожар 1827 года, уничтоживший почти весь город. Возведённая после пожара башня достигает 101 метра над уровнем моря и является символом как собора, так и всего города.
Большое скандинавское путешествие. Путевые заметки. День первый - Хельсинки
20.00. Вот и наш паром Viking Line! Сделала удивительное открытие - вездесущих японцев значительно меньше на пароме, чем наших соотечественников! То здесь, то там слышна русская речь. Получаем на руки билеты и вперёд! Нас ждёт шведский стол и двухместная каюта! Уже хочется немного отдохнуть!
20.30.Шведский стол поразил таким изобилием закусок из морепродуктов, горячих блюд и не только этим, что всё попробовать не хватило сил. Чёрная икра правда оказалась искусственной, но красная была натуральная. Ограничений в напитках, как холодных, горячих, так и горячительных не было. Фрукты и десерты – вообщем полное безобразие (что касается здорового образа жизни), если учесть, что назавтра подъём в 6.00, завтрак в 6.30, а прибытие в Стокгольм в 7.30. Но мы ещё побродили по дьюти фри, заглянули на дискотеку (там никого не оказалось) и спать, наконец! Первый день завершился!

Медаль
Тэги: Финляндия ,
Pretty аватар
Pretty (Пнд, 07.09.2009 - 11:44)
Кристи, два часа назад сошли с поезда Льва Толстого.
Смотрю на фотографию и всё оживает.
Первый раз ездили без путеводителя, поэтому с удольвствием пополнюсь от вашего рассказа знаниями!
  :P
Кристи аватар
Кристи (Пнд, 07.09.2009 - 16:30)

Полиночка! Здорово, что оказались в одном направлении! :D
Обычно все стараются летом на юга...

Pretty аватар
Pretty (Пнд, 07.09.2009 - 17:29)
Мы летом были в Америке, а вот на д.р. мужа Хельсинки оказалось отличным направлением!
Обязательно расширим его Данией и Швецией.
А пока буду читать твои рассказы дальше! :P :m1004:
vibas аватар
vibas (Пнд, 07.09.2009 - 19:09)
Кристи, Мы тоже вот несколько лет назад собирались по 4-м столицам на том же Викинг Лайне. Но не получилось (поехали куда-то еще). Теперь вот интересно будет Вашими глазами посмотреть! Интересно, а почему Александр ввел финские марки, а не рубли? :) Кафедральный собор, конечно, впечатляющий!
Кристи аватар
Кристи (Пнд, 07.09.2009 - 20:06)
Полиночка, Хельсинки мне понравился - небольшой, но вполне европейский город.
На обратном пути у нас было 6 часов свободного времени. Нам удалось поговорить с русскими, которые давно живут в Финляндии, и мы поняли, почему они никогда не захотят вернуться в Россию. Совсем другие возможности у человека в этой стране. Но это уже другая история.
Надеюсь у меня хватит сил и главное времени написать обо всём.
Поездка конечно потрясающая! :D
Кристи аватар
Кристи (Пнд, 07.09.2009 - 20:14)
vibas, честно говоря мы не спросили почему финские марки. Информация гида. Может быть потому, что финны всегда боролись за саою независимость.
А поехать в эти страны нужно непременно.
В Европе была во многих странах, но скандинавские действительно стоят особняком!
Как сказала наша гид Ирина, до Норвегии нужно дорасти, созреть. :D
А в солнечную погоду архитектура всегда смотрится великолепно.
Как учит меня муж, на фото сначала должно быть небо, а потом всё остальное. Это 50% успеха.
На ваших фото это очень хорошо видно - горы и небо самое удачное, беспроигрышное сочетание!
Спасибо за отзыв! :D
Кристи аватар
Кристи (Пнд, 07.09.2009 - 20:15)
Спасибо Вовчику за медальку! :P :P :P
Успевает всё читать?
Antey аватар
Antey (Пнд, 07.09.2009 - 23:50)

Интересное наблюдение - нация "жаворонков". :D :P 8)
Что это за шапочка на одном из памятников? Там где трое обнаженных что-то куют?
:?:

Кристи аватар
Кристи (Втр, 08.09.2009 - 08:18)
Antey, это студенты порезвились! :rofl:
Сделали шапочку из фольги, хоть какая-то одежда... :D
Вообще-то в Хельсинки студенты любят пошутить. Например, они сожгли в этом году "блошиный рынок"! :ouch:
А что поделаешь - молодёжь развлекается! :m1029:
Os-a (Чт, 10.09.2009 - 21:09)
Шикарно, просто не верится, что можно такое насыщенное путешествие выдержать! Мои поздравления!! Будет загранпаспорт и возможность "слепить" визу, обязательно постараюсь увидеть что-то из Скандинавии. А пока... Читаем, ждем продолжения :)
Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Сб, 12.09.2009 - 22:46)
Очень интересно, жду продолжения. Если можно, про паромы поподробнее
Кристи аватар
Кристи (Вс, 13.09.2009 - 13:09)
Оля, путешествие действительно было насыщенное! Но мы к этому были готовы! :P :D :nyam:
Кристи (Вс, 13.09.2009 - 13:12)
vassiliy, непременно выполню вашу просьбу. Паромов было несколько - мы переправлялись на них с автобусом и без него, на трёх мы ночевали.