Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».

Приэльбрусье, сентябрь 2009 г.

Уже 2 года я тяжело и, по-видимому, неизлечимо больна… горами. Первый раз, оказавшись в Домбае прошлой зимой, после серого, угрюмого Ростова, который провожал нас дождем, я попала в снежную сказку и поняла, что пропала. Навсегда. «Я сердце оставил в синих горах..» - поэт сказал это и про меня тоже… С этой первой и решающей поездки я потихоньку начала узнавать Северный Кавказ, Архыз, Адыгея, Домбай.. – я побывала везде, кроме Приэльбрусья. И когда возник вопрос где провести часть осеннего отпуска, ответ был очевиден – в Приэльбрусье конечно же! Однако обычная туристическая поездка меня не слишком привлекала… хотелось экстрима и походной жизни. Кто ищет, тот всегда найдет. Так я оказалась в поезде Москва-Нальчик, который вез меня и еще двоих мужчин, таких же, как и я, желающих острых ощущений и горной романтики, в альплагерь Уллу-Тау. Собственно там проходили в это время соревнования по горному туризму, наши спортсмены от ростовского клуба туризма и альпинизма Планета должны были побороться за титул чемпиона, ну а мы – просто туристы, которым обещали «жесткий треккинг» :D . Что меня ожидало, я точно не знала, но была заранее уверена, что останусь в восторге. Мои спутники производили впечатление бывалых туристов (вообще так оно и было), так что я была уверена – под надежной мужской защитой точно не пропаду  :wink:  Я сразу призналась, что я «чайник» - рюкзак надела впервые, в палатке не жила ни разу в жизни и слово «кошки» ассоциировалось у меня только с пушистыми зверьками. Мне обещали, что все несложно и возможно. Я и не сомневалась.
   Нальчик нас встретил ярким утренним солнцем и голубым небом. Доехав до п. Верхний Баксан, мы выгрузились и, закинув рюкзаки, бодро зашагали… впереди лежали 12 км до альплагеря. Встретившийся по пути уазик однако сократил нашу дорогу до 3-х км, что как я поняла позднее, нас просто спасло, прошагать 12 км с рюкзаком в первый раз было бы слишком тяжелым испытанием для меня. Трясясь и держась за раскачивающиеся борта, я успевала смотреть по сторонам и сердце пело – я в горах! Дышать хотелось взахлеб – это вам не загазованный воздух мегаполиса. Это горы! Высадив нас на повороте, уазик умчался, а мы забрались на первую поляну и, взявшись за руки, дружно выдохнули – «УУУх! Пусть здесь останутся все проблемы! Мы в горах!» В ближайших кустах я набрала горсть горной малины – жизнь ты прекрасна!
Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».
 До лагеря мы дошли довольно быстро, перед отъездом нам было велено искать ростовчан, «ростовчанами» оказались несколько палаток вокруг полевой кухни за лагерем. Улыбающаяся женщина, хлопочущая над кастрюлями, тут же усадила нас за стол и предложила на выбор остатки плова, сало, кашу, колбасу и чай. Предложение было встречено радостно, есть хотелось уже изрядно. Из-за стола при нашем появления поднялся парень и, отложив в сторону книжку с описанием горных маршрутов, представился Сашей и нашим инструктором. На вопрос – куда мы пойдем – ответ был неопределенным – «К соревнованиям – там ночевки, а завтра по маршруту». Напоследок Саша оптимистично добавил, что у него задание нас «ушатать». Никто впрочем не возражал. Мои кроссовки за ненадобностью остались в лагере, переобуваясь в горные ботинки и привязывая к рюкзаку каску, я чувствовала себя практически солдатом, выходящим на тропу войны  Загадочные «кошки» оказались металлической подошвой с зубцами, одеваемой на ботинки, чтобы ходить по ледникам и снежникам. Загрузив снаряжение в рюкзак и еле его надев, я поняла, что путешествие легким может и не будет, но интересным будет точно. К ночевкам поднимались километр. Ноги начинали потихоньку гудеть, а тропинка неумолимо ползла вверх, туда, где высился застывшими серо-бело-голубыми волнами ледник.

Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».
  Погода в горах переменчива, поэтому о ней не говорят, просто нет смысла. Солнце, пригревавшее вначале, скрылось за набежавшей тучкой, начало покрапывать, пришлось закутываться в дождевик. Очередной раз одергивая наползающий на глаза капюшон, я обернулась и закричала, шедшим сзади Олегу и Вове – «Обернитесь, радуга, радуга!» - в горах не бывает плохой погоды :D
Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».
До ледника, где проходили соревнования, шли 4 часа, ботинки начали скользить – и вот он первый опыт хождения в кошках! Зубцы вгрызались в снег и лед, а ноги прислушивались к непривычным ощущениям – перепрыгивая через очередную щель в леднике и легко цепляясь за снег – я поняла, что мне нравится! Дошли до дистанции, где проходили соревнования, спортсмены лазили в ледовых расщелинах словно люди-пауки – я позавидовала их бодрости.
Мои руки замерзли, ноги немилосердно болели, а идти, по словам нашего инструктора, оставалось еще метров 300 по леднику. В адрес проводника послышались угрозы убить Сусанина.  :tommy:  :D  Видимо от накала эмоций у меня открылось второе (или уже третье) дыхание, и я бодро (как горная антилопа, по словам Олега) поскакала через ледник за Сашей, товарищи медленно тянулись сзади. Еще через час плутаний по леднику в поисках прохода к скалам, мы вышли к ночевкам. Поставили палатку, мечта о горячем чае стала казаться вполне реальной. Теперь я точно знаю - только в горах, в палатке, прогибающейся от порывов ветра, среди скал на высоте 3200 метров так вкусно ужинать макаронами с тушенкой и запивать горячим чаем с лимоном! Счастье однозначно есть!  :D  Заснуть удалось только под утро, ветер завывал раненым зверем и рвал ткань палатки с такой силой, что мне казалось каждую минуту - вот сейчас нас точно унесет, где-то вдалеке со скал сходили камнепады, но ощущение каждый раз было такое, что камни сыпятся прямо на нас…
Утро выдалось довольно теплым и местами даже солнечным – вообщем по определению Саши – погода была «ходовой». Поскольку я одна впервые видела страховку и все прочее – одеться мне помогли, обвязанная веревкой, с карабинами на поясе, в каске на голове и ледорубом в руке я напомнила себе не то шахтера, не то космонавта, и мне было весело! Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».
Спустившись к краю ледника, мы растянулись цепочкой на длину веревки между нами и пошли. Нашей целью была вершина Гумачи, 3810 м, категория маршрута – 1Б. Первая часть пути - до перевала. Почти все время по снегу и льду, идти не очень сложно, но утомительно, снег постоянно забивается в кошки, подлипов у меня не было, приходилось сбивать снег ледорубом. Налипший снег – это опасно, можно легко поскользнуться и упасть в самый неподходящий момент. До перевала дошли за 2 часа. Вид захватывает. 15 мин привал и наверх.. Всю дорогу в голове звучала песня Высоцкого
«Кто здесь не бывал, кто не рисковал,
Кто сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес,
Внизу не встретишь, как ни тянись,
За всю свою счастливую жизнь, десятой доли таких красот и чудес!»
Солнце, периодически выглядывающее из-за облаков, ярко освещало окружающие вершины. Суровые коричневые скалы, словно в пушистой пене, вырастали из слепяще- белого снега – да, ради такой красоты стоило забраться так высоко!Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».
Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».
Мы подходили к цели нашего маршрута, казалось протяни руку и ты на вершине… Однако наш пыл охладил Саша, еще предстоял один из самых трудных участков пути – узкий «нож» - снежное ребро и перед ним «жандарм»- насыпь камней, которые надо было обойти. Кошки пришлось снять, по камням в них не походишь, я сменила теплые перчатки на «рабочие» - потоньше, чтобы было удобно хвататься за выступы скал. Адреналин зашкаливал. Шаг. Еще шаг. Вниз лучше не смотреть. Под ногами осыпаются камешки, пробую выступ на прочность, камень шатается, берусь за второй… перелезаю, все. Прошла. Смотрю на «нож» и хочется повернуть обратно – Саша предупреждает , это самый неприятный участок, надо осторожнее, лучше идти с обоих сторон ребра – одной ногой слева – другой справа. Первым прошел наш инструктор, я шла в связке следующая. Ноги дрожали, внутренний голос твердил – все получится. Шаг, еще шаг, дошла практически до конца и тут резкий рывок… я падаю, разворачиваюсь, веревка тянет вниз, Саша что-то прокричал из-за скалы и схватил свою веревку, я увидела Олега сзади меня, он висел на склоне. Соскользнул, зарубился ледорубом и все-равно поехал вниз, удержала страховка. «Олег упал?» - Саше не было видно из-за склона, что происходит, я прокричала, что все в порядке - Олег лезет наверх. Я маленькими шажками добралась до Саши и рухнула на камни, руки мелко дрожали, сердце готово было пробить грудную клетку, мне было страшно 3 секунды, но так, как никогда в жизни… А до вершины оставалось совсем немного.
Хватаясь за камни, я выбралась наверх и на секунду задержала дыхание. Дошла! «Вон там Эльбрус» - Саша протянул руку в направлении голубоватой вершины, утонувшей в облаке. Я молча кивнула, разговаривать не хотелось. Я села на камень и впитывала окружающую панораму, под ногами было почти 4 км скал и снега. Я не могла поверить. Я это сделала!
Вова снимал на камеру - «Мы на вершине Гумачи!!» - нестройный хор голосов для истории. Фото на память и вниз.
Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».
Спускаться было тяжелее и… страшнее… Смотреть приходилось вниз. Обходя жандарма я оценила наличие каски – не заметила выступ над головой и приложилась об камень, не почувствовала ничего, а так была бы шишка и вообще малоприятно. Цепляюсь за скалы, нога болтается в воздухе, куда ставить непонятно, руки держат плохо, хватаюсь за камень покрепче, уговариваю себя успокоиться, наконец нащупываю выступ, ставлю ногу, спускаюсь... На перевал вернулись быстро. Вода закончилась давно, а пить хотелось страшно. Глоток воды, казалось, мог сотворить чудо и вернуть уходящие силы. «Снег не есть!» - строго сказал Саша, но мне было все равно, я украдкой, а потом и в открытую зачерпывала горсти и растапливала во рту – вода.. хорошо! На перевале выяснилось, что спички никто не взял и чая не будет, но мне уже и не хотелось. Хотелось вниз, в палатку, упасть и не шевелиться. Шла на автопилоте, проговаривая про себя как мантру – «И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь, опасный как военная тропа» - Высоцкий был все-таки гений. Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».
Спустились до ледника, последний рывок – надо пройти три метра почти отвесного льда на зубцах, цепляясь ледорубом. Саша предложил мне спуститься на веревке, но я отказалась – сказала - дойду сама! И дошла. Ноги дрожали от дикого напряжения, шаг за шагом – переставила ногу, зацепилась, воткнула ледоруб, пере ставила ногу, зацепилась, воткнула ледоруб… Спустилась, упала на снег. Палатка уже виднелась среди скал. Последние метры хотелось бежать, только бы скорее.. Заметки юной альпинистки или моя первая «единичка Б».

...Закутавшись в спальники, с кружками горячего чая мы сидим в палатке – трое мужчин и девушка. «Я предлагаю тост!» - сказал Вова, - «За отважную Викторию!». «Спасибо» – я улыбаюсь – «Я не верю, что я это сделала, но я это сделала….»

Медаль
Тэги: Россия ,
Пьянова Евгения - Поппинс аватар
Вика,  я тебя обожаю! :P  Ты  так здорово передала атмосферу гор и свои ощущения!
"Высоцкий был всё-таки гений",  а ты всё-таки оччень отчаянное существо!  Я восхищаюсь!  :m1029: :wink:  Пусть будет ещё много гор и побед!  :P :P :P :P
Las.TochKa. аватар
Las.TochKa. (Вс, 08.11.2009 - 01:02)
Какая красота-а-а!!! Решиться на такое... :hmm: ...неподготовленной девушке... :idea: Молодец! Покорены не только горы, но... и ты сама. Удачи в последующих "покорениях". :gimmefive:
vikunka аватар
vikunka (Вс, 08.11.2009 - 01:08)
спасибо! :D надеюсь я смогла заразить своими эмоциями :wink: , "лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал" (Высоцкий все-таки действительно гений :wink: )
Tam-nn аватар
Tam-nn (Вс, 08.11.2009 - 15:04)
Просто чудо! Пьянящий горный воздух, чернеющая синева неба, бушующий адреналин и очаровательная девушка... Это действительно горы! Настоящие... Спасибо за шикарный рассказ!   :D :D :D
Ranton аватар
Ranton (Вс, 08.11.2009 - 14:40)
Очень молодец!
:D
Новых тебе вершин! :D
Mikha аватар
Mikha (Вс, 08.11.2009 - 15:13)
Свежо, искренне, интересно и на редкость грамотно. Молодец, ростовчанка. А книжки писать не пробовали? У Вас все должно получиться. Вот только в горах счастливые билеты раздаются чаще всего подготовленным. Поберегитесь и тренируйтесь, раз это страсть. Удачи во всем.
АнарИна аватар
АнарИна (Вс, 08.11.2009 - 16:28)
Страашно далеки от меня такие горные походы... Но как здорово написано!!! Вы- умничка! :P
vikunka аватар
vikunka (Вс, 08.11.2009 - 17:52)
Спасибо всем большое за такие приятные отзывы! :D Я действительно "больна" горами и хочется "заразить " этой "болезнью" как можно больше людей :D Это был мой первый настоящий горный поход ,мне хотелось понять - смогу ли я, выдержу ли, оказалось не только могу, но и получаю от этого безумное удовольствие! :P
irezine аватар
irezine (Вс, 08.11.2009 - 18:21)
Ай да молодец!  И как участник, и как рассказчик! :hmm:
vikunka аватар
vikunka (Вс, 08.11.2009 - 20:18)

Mikha написал(а):

Это мой первый "писательский" опыт, поэтому вдвойне приятно получить такую высокую оценку моим скромным способностям, спасибо! :D Насчет счастливых билетов вы безусловно правы, возможно было несколько опрометчиво с моей стороны вот так вот без подготовки пускаться в такую авнтюру, но обстоятельства так удачно складывались, что я доверилась своей счастливой звезде и рискнула :D Я обязательно буду тренироваться и думаю еще не раз поднимусь на какую-нибудь вершину, риск стоит тех эмоций, которые получаешь при этом! :D

Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Пнд, 09.11.2009 - 19:53)
 Красотища в горах невероятная, стоит всех усилий и трудов! С удачным восхождением! Рада, что вас "зацепило" :P
ROMSGOR аватар
ROMSGOR (Втр, 10.11.2009 - 14:12)
 Виктория - с Горой!!!

Запомните это восхождение - именно в этот раз все необычное становилось вам своим, родным :wink:

Да, а то что "Спускаться было тяжелее и… страшнее…" - это кошачья болезнь :D  это со всеми бывает, но тяга к палатке, к макоронам с тушенкой и сладкому чаю -  всегда сильнее :D
vibas аватар
vibas (Втр, 10.11.2009 - 17:19)
Просто потрясающе!!! :P Неописуемая красота!!! :man_in_love: Вспомнил свои восхождения на вулканы, но там все же пониже было и ледников не было... Фотографии - просто нереальные! :man_in_love:
vikunka аватар
vikunka (Ср, 11.11.2009 - 02:35)

ROMSGOR написал(а):

Это точно! :D Палатка тянула к себе непреодолимо)))))))) хотя последний час спуска я думала только о том, как дойти, упасть и не вставать сутки) не хотелось ни макарон, ни тушенки, ни даже чаю)) а вот снега я переела, ну оочень хотелось пить)) в результате заболела и в лагерь уже вернулась без голоса)))

vikunka аватар
vikunka (Ср, 11.11.2009 - 02:37)

vibas написал(а):

спасибо! :D думаю на вулканах было не менее живописно :wink:

ROMSGOR аватар
ROMSGOR (Ср, 11.11.2009 - 02:39)
 Вот снег кушать - совсем не айс, так часто и бывает...на будущее подсказка: заведите привычку брать с собой термос с чаем, или небольшую фляжку во внутренний карман куртки на такие случаи жажды.
vikunka аватар
vikunka (Ср, 11.11.2009 - 02:49)

ROMSGOR написал(а):

теперь уж точно буду знать, наученная горьким опытом))) меня конечно предупреждали мудрые товарищи по связке, что белое под ногами лучше не есть))) но когда мы слушаем мудрых товарищей? :wink: наверное только тогда, когда поднимается температура, душит кашель, а разговаривать получается только шепотом) вообщем снег я теперь не ем :D

ROMSGOR аватар
ROMSGOR (Ср, 11.11.2009 - 02:55)
 Ну, если честно - белый снег есть можно, а вот желтый - нежелательно :m0170:
Маргарита Пьянова аватар
Маргарита Пьянова (Чт, 12.11.2009 - 22:23)
Вика, с почином и очень удачным!  :D  За характер и  талант !  :m1029:
vikunka аватар
vikunka (Чт, 12.11.2009 - 23:20)

BUCH написал(а):

Вика, с почином и очень удачным!  :D  За характер и  талант !  :m1029:

Спасибо! :D так приятно:m1009:

Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Втр, 02.03.2010 - 10:13)
 Очень хороший рассказ!!!!!!!! Получил удовольствие от прочтения. Буду рад если Вы победите в конкурсе!
Ершов Максим (Пт, 12.03.2010 - 00:35)
 Я считаю, что Ваш рассказ был самым лучшим в прошедшем конкурсе. Жюри живые люди, а человеку свойственно ошибаться. Буду рад прочитать новые Ваши рассказы....