Верона, она же Веронушка (заключение с экскурсами в сторону Украины)

Верона, июнь 2014
Набережная Адидже продолжала удивлять сокровищами. На пути храм святого Стефана, оказавшийся уже закрытым. Может, тоже к лучшему, знала, здесь находятся останки младенцев, убиенных иудейским царём Иродом после Рождения Христа. Было бы слишком печально находиться в непосредственной близости от такого хранилища. Зато храм Святого Георгия с известными скульптурами святого Георгия и святого Лаврентия на фасаде ещё открыт. Поклонилась за многие века намоленному месту, зашла внутрь, тихонько посидела на чужой службе во славу, наверное, святого Варнавы, потому что 11 июня у католиков почитание этого апостола, шёпотом помолилась на своём и о своём, обозрела чудесное внутреннее убранство и пошла дальше. Набрела на сквер, в котором важно восседал… Ломброзо. Памятник психиатру и философу нашла добротным, если можно сказать так о памятнике. Нет, добротной, наверное, может быть, к примеру, скамейка для живых, а это сооружение лучше назвать основательным. Приглядываюсь: вытянутая правая рука Ломброзо опирается на череп. «Вот, был бы ботаником, цветы бы тебе изваяли, - обратилась к знаменитости  дерзко и даже фамильярно, - а так сидишь теперь с этой пугалкой, лишний раз люди не подойдут. Может, и заслужил сие утверждением, что некрасивые почти всегда порочны, а красивые - наоборот…». Впрочем, его деление всех преступников на четыре группы: душегубы, воры, насильники и жулики - до сих пор актуально.
Конечно, Ломброзо здесь восседал не случайно, он тоже уроженец Вероны. Поди ж ты, небольшой городок, а скольких великих деятелей науки и культуры породил или привлёк для труда!



Когда начало темнеть, и пора было идти к месту ночлега, решила не возвращаться назад, а - попробовать приблизиться к своим апартаментам по набережной, лишь в последний момент перейдя Адидже по очередному мосту. Примерно представляла, где вокзал, от которого собиралась плясать, но на всякий обратилась к первой встречной на смеси итальянского с немецким, конечно же, упомянув банхоф.
- Вы говорите по-немецки? - спросила женщина.
- Я, - отвечаю, чтобы выглядеть поавторитетнее.
- Тогда… - зачастила дама, обрадовавшись.
- Шлехт ферштеен, - сдаюсь немедленно, потому что если и понимаю, то только раздельную неторопливую речь, а тут фрау застрочила как из пулемёта. Не зря река Адидже считается южной границей распространения немецкого языка в Европе, что является наследием хозяйничающей здесь недолгое время Австро-Венгрии. Известно, Верона долгие столетия относилась к прекрасной свободолюбивой Венецианской республике, потом немного была под Наполеоном, далее вот - под Австро-Венгрией… и лишь в середине девятнадцатого века вошла в состав Итальянской республики. Несмотря на сложности воссоединения в прошлом и  современные разговоры об отделении из-за претензий к Риму, - проводятся плебисциты на тему,  - у туриста создаётся впечатление, что в Вероне тишь да благодать, во всяком случае, никаких агрессивных выступлений не наблюдается. То же видела и в самой Венеции: люди, позабыв былые обиды, в большинстве своём с гордостью говорят о том, что они итальянцы.



В связи с этим снова обращаюсь мыслями к Украине, отыгрывающейся сейчас на России, а самое страшное, занимающейся самоуничтожением. Конечно, обижали Украину за века многие, но… вместо того чтобы с недавним обретением самостийности хотя бы уменьшить воровство и взяточничество в собственных рядах, ставшие практически национальным бедствием, украинский народ (!) вслед за властями тщится поживиться за счёт кое-кого «извне». При этом многое сваливается с больной головы на здоровую, благо, в отношениях с Россией сейчас есть повод в виде многострадального Крымского полуострова. Что совсем странно, это отражается на личных взаимоотношениях с россиянами. Мне за примерами далеко не гулять:
- Вам территории мало, чтобы ещё и Крым у нас отбирать?! - с налёту вопрошает  по Скайпу моя давняя, давняя знакомая, живущая сейчас в одной из центральных областей Украины. Будто я как минимум готовила референдум по Крыму.
Грустно, но до недавнего с таких упрёков она начинала каждый разговор, отчитывая меня, как директор школы провинившуюся ученицу. Не просила, прямо-таки настаивала не верить российским новостям, а слушать «у сэбе» хотя бы «розумных людэй», например Бориса Немцова.
- Нашла правдолюба, - пыталась я урезонивать взвинченную украинку, - нижегородцы до сих пор не могут очухаться после его губернаторства. И вообще, не будем о политике,  расскажи, как детки, как…
- Як можно не говорити, колы Россия… колы наши солдатики гибнут…
- Гибнут и в Донецке, в том числе дети…
- Да в Донецке одни лодыри живут. Шахтёры. Привыкли к льготам, тильки их и ждут.
- Ты думаешь, что говоришь? Шахтёры лодыри! Ещё о металлургах так скажи! Кто тогда не лодыри?
- Так Крым-то вы чому забрали? - возвращается моя собеседница к беспроигрышной, как ей кажется,  теме.
- У тебя высшее образование, - говорю, - попробуй глянуть пошире. Или совсем не помнишь уроков истории? Сколько русских голов за века положено ради выхода к Чёрному морю? И что, теперь отказаться? Тем более что крымчане в большинстве сами захотели в Россию.
- Так подарен же нам Крым!
- Странный подарок от странного правителя. Народ спросили? Если бы был референдум тогда, абсолютное большинство проголосовало бы против. Да и вообще, приличия требуют не принимать слишком дорогих подарков, тем более таких, позаботиться о сохранности которых явно не станет средств или желания.



Украинская тема - моя непреходящая боль, стараюсь отгородиться, да не получается. Сейчас вон наш славный поющий поэт на слуху как никогда. Российские депутаты, о существовании которых до того не подозревала, предлагают лишить его наград. Как можно лишать наград, полученных в своё время за истинные достижения! Если уж есть необходимость за антигосударственные выступления кому-то «поставить на вид», как говорилось раньше, можно придумать, например, антинаграду, некий Знак отстранения что ли. Человек задумается, и это уже много.
Холуёвцы - народ по большей части гиперактивный, всякий знает, однако и поэтов заносит порой во всех смыслах. «Не навреди» - указано нам всем, а в первую очередь, тем, кому много дано. Зачем Украине, у которой сейчас чуть ли не раздвоение личности, добавлять энергии разрушения?
Уверена, в тамошней гражданской войне нет ни правых, ни виноватых, во всяком случае, среди простых людей, и артистам можно ездить разве что из одного лагеря в другой, чтобы петь песни о мире. Или взять паузу и думать, чтобы потом не было стыдно.
Из моих личных разговоров с украинцами вырисовывается следующее: многие-таки настроены агрессивно по отношению к России, и если мне, например, жаль всех противоборствующих, то  моим собеседникам - «тильки» своих. Вот это большая беда. Хорошее почему-то забыто, сквозит даже явная зависть к нашим территориям, «до Владивостока».
- Так зачем отделялись после распада Союза? -  спрашиваю, если очередной оппонент уж слишком напорист, - и ваше было бы всё, «до Владивостока».
- А что, под вами жить?
- Да не были вы под нами, мы любили вас и считали своими.
- Так, так, старший брат, помним…
- А что плохого в понятии «старший брат», если уж на то пошло?
- Вот вас скоро санкциями-то задавят!
- Вам-то что за радость?!
Есть у меня в собеседниках и самая любимая за все переезды соседка, живущая в одной западной области Украины, где когда-то жила и я. Женщина добра по природе, со всеми уважительна, никогда никого не судила. Сейчас тоже немногословна.
- Как ты там, дорогая? - спрашиваю с сочувствием, зная, как близко к сердцу моя хорошая принимает события.
- Важко, Лена, ох как важко... Люды дитэй ховают вид армии… Гробы привозят…
Это мне тоже ножом по сердцу. Помню своих давних тамошних третьеклашек с чистыми глазами, внимающих каждому моему слову на русском языке. И учеников постарше - уважительных, умных, доверчивых. Только бы их пощадила судьба! Только бы уцелели и сами никого не убили… Кстати, у каждого учителя в нашей огромной школе было общественное поручение, я отвечала как раз за национальный сектор, считавшийся самым почётным. И это конец восьмидесятых! Куда всё ушло…



Кто-то подумает, кто ты такая, чтобы рассуждать о русско-украинских отношениях?! Да просто человек, в телефонной книжке которого и сейчас добрый десяток украинцев, человек, живший на Украине в молодости целых семь лет, а в последние двадцать лет четыре раза побывавший там - В Киеве, в Одессе, в центральных и западных областях. Это не считая Крыма, который теперь наш. Последняя поездка двухлетней давности временами пугала: агрессия и в вагонных разговорах зашкаливала - кто-то жалел сидевшую тогда Тимошенко, кто-то хотел её «казнить, оживить и ещё раз казнить»; кто-то костерил Януковича, кто-то защищал, мол, якась стабильнисть е. Опишу ещё тогдашний эпизод  с киевскими таксистами.
Сразу по выходе из вагона ко мне подлетел улыбчивый мужчина лет тридцати:
- Вам куда?
- Спасибо, мне не нужно такси. Видите же, багаж небольшой.
- Так куда надо-то? Интересуюсь просто, - говорит доброхот участливо, зачем-то шагая со мной в ногу.
- Отстаньте, пожалуйста, я знаю, что в двухстах метрах автостанция, поеду на автобусе.
- Так закрыли же автостанцию!
- Как закрыли?
- Месяц назад закрыли! Теперь вам надо на междугородный вокзал, на другой конец Киева.
- Доберусь, середина дня только.
- Вы что… - дальше идут объяснения, как это нереально.
- Сколько возьмёте?
- Да недорого, хотя бы бензин оправдать, видите, клиентов совсем нет…
В конце концов, остаётся только согласиться, меня ведут на задворки вокзала… Оглядываюсь, рядом ещё много машин, но отчего-то страшно. Пока непонятно, на которой меня повезут, опознавательных знаков нет. Но вот парень шустро кладёт мою сумку в багажник одной из машин. Значит, сюда… Открывает вежливо заднюю дверь, сажусь и вижу… за рулём уже есть мужчина, ещё и с лицом, по которому без Ломброзо видно - сидел или вот-вот сядет. Мой доброхот молниеносно прыгает на переднее сиденье, двери захлопываются.
- Я передумалааа!.. – почти визжу, - хочу выйти!..
- Вам же надо на автовокзал, - спокойно говорит облапошивший меня. Машина меж тем рвёт с места.
- Сама доберусь. И почему вас двое?!
- В Киеве опасно ездить по одному.
- Надо было предупредить.
- Не переживайте, доставим в лучшем виде!
- Ребята, вы что задумали? Я человек верующий, вас Бог накажет.
- Не бойтесь, довезём.
- Выпуститеее!
- РасплАтитесь, и выпустим.
- Я требую!
- Хватит орать!!! - свирепый на вид водитель не выдерживает моих стенаний.



- Вы думаете, я богата? - пытаюсь находить аргументы. Жить-то хочется… - Работала в школе да библиотеке в основном… - О том, что работала и  на Украине в том числе, молчу, интуитивно чувствую, этим молодчикам сие не понравилось бы. Как и то, что муж был военным.
- Наши люди всяко беднее. У вас, москалей, и газ, и нефть, а всё прибедняетесь. Нам вон как дорого всё продаёте!
- Я, что, нефтью торгую?! Говорю же, в библиотеке…
- Вон в Москве такси как дорого, хотя у вас свой бензин… Ездите же… Мы, конечно, подороже возьмём, нам же ваш газ дорого обходится, - язвительно и в то же время грозно реагирует  на мои слова угрюмый водитель.
- В Москве вообще на такси не езжу, и не москвичка я. Говорю же…
- А нам надо заработать, так что не выводите из себя, - эти слова человека с выдающейся челюстью доводят меня до полуобморока, и всё же не сдаюсь, как та лягушка:
- Нет у меня денег!
- Найдёте.
- Ребята, я гипертоник, у меня голова разрывается, грех вам будет, - тогда я ещё думала, что уважения к вере и возрасту у украинцев даже больше, чем у наших. Увы. А давление и вправду поднялось, вся пылаю.
- Нечего бояться, быстро доедем, успокаивает тот, что привёл к машине. - Меж тем вижу, мы почти сразу выезжаем за город, во всяком случае, дорога идёт среди леса. Состояние моё неописуемо. Только бы сразу убили, думаю.
- Ребята, доберусь дальше сама, возьмите сейчас с меня деньги, пока  ещё могу расплатиться. Ради Бога прошу, выпустите. Меня инсульт хватит, и у вас же будут проблемы. Оно вам надо?
- Скоро приедем, а здесь и остановок нет, видите же, лес, - отвечают чуть ли не хором и уже спокойнее, может, и вправду испугались, что окочурюсь.
-  Эх вы!
Несмотря на состояние, примечаю, ребятам всё некомфортнее из-за моих увещеваний и призывов к совести.
- Вот и приехали почти! - сообщает потенциальный подопечный Ломброзо. - Мы с вас недорого возьмём, так и быть, - меняет он гнев на милость.
- Сколько? - говорю уже почти без нервов, потому что и в самом деле вижу вынырнувшие из леса городские дома, значит, в основном мне не врали - везли куда надо. Опять же, что такое деньги, если минуты назад я мысленно прощалась с жизнью…
- Четыре тысячи ваших, российских.
- Это дорого для меня, конечно, но что я с вами сделаю, другой раз буду умнее.
В ответ молчание. Через минуту машина останавливается. Отдаю деньги. Доброхот достаёт мою сумку из багажника, спешу взять её, а он показывает на один из автобусов:
- Вон ваш  отправляется уже, быстрее надо, а то редко ходят. Давайте и другую сумку, помогу, думаете, мы совсем злодеи…
- Бог вам судья, - говорю на прощание, глотая слёзы…
Даже домашним не рассказала о такой «весёлой» поездке в киевском «такси». Рассказала лишь хозяйке дома, куда приехала, и на обратном пути она из своего города провожала меня до Киева и посадила на поезд, как я ни отнекивалась. Аргумент был таков: мне будет спокойнее. Из автобуса мы с ней вышли, кстати, на привокзальной автостанции, которая, ясное дело, не закрывалась.



Украинцы теперь нередко и в глаза называют нас зомбированными, считают своим долгом переубеждать. Говорят, например, что и сейчас за газ России заплачено с лихвой - уже тем, что их недавний президент сбежал к нам не с пустыми руками, а со многими миллиардами в валюте. Ещё говорят, Россия, мол, недемократичная, информация для людей просеивается. Возражаю, есть Интернет, множество телевизионных каналов, наконец, опыт и, как следствие, собственное мировоззрение. Уж я-то знала, что Украина деградировала «впереди России всей»: коррупция там и в советские годы, и во времена самостийности зашкаливала. В восьмидесятые я должна была вручить хирургу за операцию определённую мзду в денежном выражении, тогда как в России, во всяком случае, у нас на периферии, об этом и не слыхивали. Ну, разве что коньячок или конфеты иногда несли. Говорилось открыто, что такса для поступления, например, во Львовский медицинский институт - десять тысяч рублей, что в те времена было дороже кооперативной двушки. А какими безобразными тогда были украинские общественные столовые, даже имеющие вывески типа «Варенична»! Жидко, мутно, несъедобно, и мы с мужем, первые недели вынужденные жить в гостинице, после Костромы давились тамошним Общепитом.
Конечно, проблем и в России немало, но вот, например, все говорят, что хотят, никто ничего не глушит даже при международном общении! И хорошо, потому что, в конце концов, мы договариваемся: давние знакомые, уважающие друг друга, есть давние знакомые, и даже на моё «предатели» в адрес воинствующих украинцев - а вылетают и такие резкости - последние отвечают пожеланиями здоровья и счастья. Я искренне желаю им того же, не уставая при этом убеждать, что дядюшка Сэм преследует свои цели, он не пожалеет, как не пожалел (отсчитывая наоборот) Каддафи, югославов, японцев в Херасиме и Нагасаки и, наконец, индейцев, которые от зверств будущих счастливых жителей Штатов уходили  семьями в леса, чтобы семьями же повеситься на деревьях - выбирали меньшее из зол.
Конечно, я не сообщаю ничего нового об отношениях русских и украинцев - дебаты в Интернете представлены во всей «красе». Тем не менее, мой опыт по-своему уникален: будучи россиянкой до мозга костей, за семь лет я вросла в Западную Украину, не поссорилась там ни с кем, нередко - как ни нескромно звучит - бывала и бытовым миротворцем, несмотря на юный тогда возраст. «Ты наша, Лена, - говорили мне люди на Западной Украине, - ты все «розумиешь». Это был «наикращщий» комплимент, между прочим. А вот теперь я понимаю не всё, потому что по злой воле политиков гибнут простые хорошие люди, с обеих сторон. Кто-то очень сильно постарался, чтобы из небольшой разницы менталитетов выросло чудовище космических размеров, разбрасывающее дружественные народы в разные стороны, как… комья грязи. И ускорение этому придаёт ложь украинской верхушки, убеждающей собственное население в крайней враждебности к нему русских. 
…В последнее время нервное общение с виртуальным бросанием мной трубки сошло на нет, и, хотя ситуация на Украине пока не стабилизировалась, разговоры даже с самой воинственной приятельницей вернулись в прежнее русло - о своём, о женском. Последний был… о пользе буряка для давления, не больше и не меньше.  Думаю, это добрый знак…



Возвращаюсь к прогулке по Вероне, точнее, к моему неловкому общению с местными жителями. Может показаться, чуть ли не кичусь своим незнанием иностранных языков. Это не так, наоборот, чувствую себя культурно обделённой, но заниматься английским некогда. Понимаю, в целом к языкам мало способна, значит, времени потребуется много - в ущерб общению с родными и близкими, домашнему хозяйству, огородничеству, рукоделию, описанию путешествий и тем же путешествиям, так что приходится выбирать предпочтения. Успокаиваюсь тем, что странствия без знания языка по-своему интересны и кому-то послужат толчком ко вроде бы невозможному.
…Близился к концу мой второй день в Вероне. Торопливо переходила Адидже по какому-то страшному своим величием мосту с высоким ограждением, заканчивающимся зубцами, похожими на ласточкины хвосты. Ладно, встречались редкие парочки, а то бы хоть плачь. Угрюмый мост на противоположном берегу плавно переходил в такую же крепость, в сумерках пугающую большим рвом, толстыми цепями над ним и ещё необъяснимой жутью, разлитой окрест. Бежала как угорелая, на набережной почти наткнулась на белую каменную арку, вроде бы красивую и с лепниной, но внутри неё стояли подобия огромных монолитных пуфов, предназначенных явно для жертвоприношений или для казней, слишком уж они были для того «удобны». О, Верона, ты точно Рим в миниатюре, но, по мне, следами древних тиранов лучше ходить днём, а то и вовсе не ходить.
...Наконец, ставшие родными апартаменты на улице Порто Нуова. Тут всегда весело и многолюдно, только в одном месте обычно замедляю шаг - совсем рядом от дороги памятник погибшим героям-морякам. Вернее, целый комплекс, состоящий из ступенчатого фонтана, по моему разумению, льющего слёзы, из якоря и лаврового венка с траурной лентой. Листья, конечно же, не натуральные, по всей вероятности, металлические. Памятник кажется очень печальным, иногда и задерживалась возле него, вспоминала знакомых и родных, жизнь которых унесла вода. Печальным было ещё то, что лавровый венок, который должен был находиться вертикально слева от якоря на специальной подставке, каждый раз оказывался не на месте - то был брошен в воду и намокал, то валялся справа на газоне. Оказывается, вандалы есть не только у нас.


Последний день в Италии я тоже провела в Вероне: накануне отъезда вернулась сюда из Венеции, чтобы быть ближе к аэропорту. Вернулась уже не в дорогие апартаменты, а простенький трехзвёздочный отель, превзошедший, однако, ожидания. Номер малюсенький, но уютно, комфортно, удобно по расположению и… вкусно. На завтрак бери сколько хочешь и что хочешь, хотя без горячего: сыры, колбасы, йогурты, круасаны и даже торты, соки, фрукты…  всего и не упомнишь.
Правда, этот отель, приютившийся сразу за Ареной, оказался труднодоступным из-за ошибки моего провожатого - уже надо было лишь перейти дорогу, как и чувствовала, а я возьми и спроси одного прогуливающегося итальянского деда, что да куда. И он повёл! Как оказалось, в обратную сторону! В общем, находили мы с ним лишние километры, очень жаль времени.
Стоит сказать, ещё до поисков отеля, сразу по приезде из Венеции, а это было уже послеобеденное время, я решила отыскать почту, чтобы отправить из Вероны в Россию открыточку. На вокзале отделения не оказалось, пришлось идти километра два, как у нас бы сказали, на Главпочтамт.  Забегая вперёд, скажу, открытка из Вероны пришла ко мне домой, будто выстиранная, а главное, отжатая с помощью специального приспособления к советской стиральной машине «Сибирь». Когда пыталась выяснить причину порчи у заведующей нашим отделением, она ответила «на бегу»: «Наверное, под дождь попала». Что тут скажешь, тем более, если я знаю, что носит почту мама заведующей, и носит не от хорошей жизни, а потому, что на мизерную зарплату трудно найти почтальона. Объявления о вакансиях висят, пока не выгорят на солнышке. Кстати, будучи студенткой, на каникулах я одно лето работала почтальоном, так что знаю, почём фунт лиха. Обежать длиннющий посёлок было нетрудно, тем более что вслед летели комплименты, в том числе и от бабушек, например: «Ох, девка-то, как полетОк!» До сих пор не знаю, что такое этот «полеток», предполагаю, легко порхающая птичка. А лихо в том, что пугали собаки, бывало, полчаса ждёшь, пока кто-нибудь не проведёт мимо свирепой пасти.




В Италии вот тоже не всё идеально с почтой. Во-первых, видно, мало их, этих самых почт. Во-вторых и как следствие, очереди в них огромные. Пока шла к Главпочтамту, время от времени обращаясь в киоски, может, всё же есть отделение ближе? В ответ спрашивали, что за услуга нужна, и некоторые зазывали в свои пенаты, где якобы можно тоже отправить через терминал, но это стоило бы не центы, а около четырёх евро, да и заполнять надо кучу всего, естественно, не на русском.
На каком-то отрезке пути на тротуаре передо мной засеменила совсем седая сухонькая старушка, сбоку к ней приноравливалась смуглая женщина средних лет с гордой походкой. Шёл дождь, парочку невозможно было обойти, от скуки на всякий спросила и их, далеко ли почта. Сухонькая встала столбом, но отвечать ничего не могла, очевидно, была нездорова, а энергичная смуглянка резко и скороговоркой выдала несколько английских слов, из которых я ничего не поняла, а потому переспросила ещё. Сообразив, что просто так от меня не отделаться, гордячка вдруг заговорила по-русски.
- Ой, вы наша! - обрадовалась я. Только что не запрыгала.
- Я грузинка, - ответили мне холодно.
- Как мы любим грузин! - вырвалось у меня раньше, чем я поняла, что мне-то мало рады. Зато слова восторга возымели своё действия, и женщина вмиг подобрела.
- Стоять! - зычно гаркнула она своей подопечной,  которая была явно далека от мира сего, пусть ещё и бойко по нему ходила. Бедняжка остановилась. (Не сужу, может, больная и реагировала только на окрики, но наблюдать это было грустно.)
- Это ваша мама? - спрашиваю грузинку, про себя удивляясь-таки грубому обхождению.
- Нет, хозяйка.
- Строги вы к ней, однако. Будто вы хозяйка, а не она.
- Все так говорят, - засмеялась странная служанка и, показывая на спутницу, гаркнула снова: - С ней иначе нельзя!
Меня сопроводили почти до почты, которая находилась ещё и в переулке. «Хозяйка»  понимала-таки, что её ведут не привычным прогулочным маршрутом, и иногда останавливалась, недоумённо впериваясь взглядом то в меня, то в «служанку», но та реагировала в своём духе - иди, мол, куда указывают.
По пути новая знакомая рассказала грустную историю своего вдовства. Потом судьба заставила её покинуть Грузию в поисках работы, чтобы поднимать детей. Кстати, говоря о любви к грузинам вообще, я не грешила против истины, у меня с советских времён сохранилось трепетное отношение к этому народу, представители которого - Окуджава, Брегвадзе и другие.  Да вообще, в советское время мы, простые деревенские люди, любили все народы и народности нашей страны. Как говорится, впитали с молоком матери… А матери-отцы были воспитаны, например, на фильме «Свинарка и пастух». Ещё мы верили в справедливость власти...



Грузинку-служанку я встретила в Европе впервые, в отличие от молдаван, которых там, как говорится, пруд пруди. И это не в упрёк и не в похвалу никому, наверное, у каждого народа есть своя мера терпения и свои представления о труде. Кстати, и на почте на помощь мне первым бросился молдаванин. Видя, что я, не разобравшись, ринулась к итальянскому чиновнику, к столу которого не было очереди, а тот не разбежался мне что-либо разъяснить, участливый мужчина подошёл ко мне:
- Вы русская? – спросил по-нашему.
- Да.
- Сначала надо встать в очередь за талоном, вот в эту, - улыбнулся добрый человек. - А потом встать в другую очередь и следить за табло…
- Как в банке, - удивилась я, в своём поселковом отделении привыкшая к иному порядку. А в банках у нас и очередей за талонами нет, наоборот, к тебе со всех ног подбегает девушка со словами «Что желаете?» и вручает этот самый талон.
- Точно.
- А вы молдаванин? - спросила без тени сомнения: - Кто ещё так быстро-бескорыстно бросится помогать!
- Да.
- Очень приятно. Спасибо.
- Мне тоже.
Потом мы разошлись, а когда пришло время, наконец, встать мне в «другую» очередь, молдаванин предложил своё кресло, рядом с тихой-тихой его женой, казалось, безучастной ко всему. Почему-то подумалось, женщина грустит по своему маленькому местечку под сенью черешен, наверное, как раз наливающихся сейчас, в раннем июне.  Только бы что не хуже…
Молдавская чета, образно говоря, пришла к финишу гораздо раньше меня, и перед почтовым клерком опять предстаю беспомощной и одинокой. После моих ино-перлов чиновник заявил, что ни бе, ни ме, ни кукареку, и предложил говорить по-итальянски, хотя чего уж было проще - принять из рук алчущей открытку с адресом. Может, надо было ответить, какой вид отправления: есть же у нас авиа, экспресс и прочее. Что делать? Озираюсь по сторонам,  ищу глазами новых помощников. Тут не выдерживает и приходит на помощь… моя ближайшая соседка по креслу ожидания. Она подошла и на хорошем итальянском объяснила чиновнику, что хочет синьора, то есть я. Помню, потом опять чего-то должна была ждать, а потому села на прежнее место, то есть рядом с выручившей меня синьорой. Разговорились, и каково же было удивление… молодая женщина с внешностью княгини тоже грузинка, тоже вдова и тоже служанка. День русско-грузинской дружбы, не иначе, хотя правды ради скажу, грузины - не молдаване, за границей по первому зову, тем более без зова, на помощь русским не бросаются. Получается, их братская любовь остыла или едва теплится, а молдаване ещё пылают чувствами, веря в благородство «старшего». А сами-то в себя верим? Тоже ведь напортачили.
Может, мои примеры нетипичны? Однако сомнения если и могут иметь место, то лишь  относительно грузин, с молдаванами проверено много-много раз - настоящие друзья на чужбине.
…И после этих почтовых мытарств в Италии в России мне доставили открытку, которой слово «потрёпанная» сделало бы комплимент! Дошла, правда, быстро… Может, её теперь в микроволновку на дезинфекцию?




После почты снова гуляла по улицам, набирая последних впечатлений. Черпала их из, казалось бы, мелочей. Удивлялась древним фонтанам, из которых без боязни поят даже деток; пробовала очередное мороженое, убеждаясь, что самое  вкусное не есть самое дорогое; ухитрилась оставить фотоаппарат на полочке киоска, где покупала магнитики. Долгие часы безо всякой надежды искала потом заштатный переулок с тем киоском и нашла. С улыбкой вернули мне хранилище прекрасной памяти об Италии, которую полюбила всем сердцем.

Многое-таки не успела в Вероне. Каким-то образом не попала на площадь Синьории, где находится храм Святой Анастасии с немыслимыми культурными ценностями, а также стоит памятник Данте. Сколько раз гуляла по базарной площади Эрбе, надо было всего лишь нырнуть в узенький проулок у знаменитой башни Ламберти, и очутилась бы на площади Синьории, а вот забыла же.
Да, почти ничего не сказала о том, что попробовала в Вероне из яств. При всём уважении к Италии, здешняя кухня - не моя радость. Разнообразия мало: вся выпечка, она же чаще всего «второе», - это пицца и её варианты. Причём пицца редко попадается вкусная, края её сродни подошве. Видела, местные в кафе берут двойную-тройную порцию, выедают середину, а корки горой, почти как арбузные, водружают на тарелку. Нашему брату туристу такое не всегда по карману, может, потому я и приехала из Италии со сломанным зубом.
В витринах торчит ещё множество пирогов, но они фактически та же пицца, только начинка внутри. Вообще, Европа так объединилась, что не только валюта, но и выпечка общая, и надо потрудиться и раскошелиться, чтобы отыскать путный национальный ресторанчик или хотя бы кафе. В Вероне я такой ресторанчик и не искала, в отелях были прекрасные завтраки, а по летней жаре хватало мороженого, фруктов или бутерброда с хамоном. Наверное, это даже хорошо, уже дома вычитала, что местная фишка… лошадиная запеканка. И вдруг бы не распознала? По виду она - аппетитнейший высокий румяный каравайчик, а внутри… понятно что. Оказывается, в давние времена после очередного сражения за Верону полегло много лошадей, и экономные веронцы решили, что мясо трупов надо использовать в пищу. Напекли, съели, с тех пор и лакомятся. Эх, лучше бы не знать…
На площади Эрбе, куда стекается весь «туриствующий» (сама придумала!) люд, потому что дворик Джульетты рядом, на прилавках стоят бесчисленные отряды больших стаканов с фруктовыми ассорти. Называется лакомство почему-то «Македония». Состав вроде тот же, что и на барселонском рынке Бокерия, но, как говорится, Федот, да не тот, и при этом дороже. В чём отличие? Фрукты-ягоды  не так свежи, стёкший с них сок не так прозрачен, нарезка не так аккуратна…
Не хочется заканчивать повествование о веронских угощениях на критике... О, вспомнила! В магазинчиках мороженого продаются умопомрачительные смеси мороженого с фруктами и ягодами. Свежайшая клубника или что другое, по желанию, накладывается при тебе в огромный фужер, содержимое покрывается мороженым, а сверху сироп или жидкий шоколад на выбор. Стоит намного дороже «Македонии», но оно того стоит.






…Представьте, сегодня серый приуральский день закатного лета, а я вся в миражах. Вон за углом, за тем самым, что примыкает к захламлённому двору поселкового магазина, вижу поляну веронских белых роз. Они атласны, необычайно чисты и собраны во многие пышные соцветия, напоминающие охапки снега. Дарю их всем, кто дочитал моё повествованию про Верону и не только!
Готов к критике!
Тэги: Италия ,
2 голоса | Комментарии Оставить комментарий
B.O. аватар
B.O. (Пт, 22.08.2014 - 21:22)
Как-то трудно выделить главное, но содежательно. Зашел сюда после очередного сражения в vk, уже и не хотелось снова про Украину, начал было об этом комментарий, да стер, не буду еще здесь в такой болезненный вопрос углубляться. Пусть будет про туризм. 
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 22.08.2014 - 22:21)
Спасибо большое за комментарий, уважаю Вас. Тема острая, да, на меня вот накатило, написала, что думалось, хотя допускаю, что в чём-то заблуждаюсь. Из речей моих украинских оппонентов взяла ещё самое безобидное, костерят они нас, будто сами безгрешны...
АнарИна аватар
АнарИна (Пт, 22.08.2014 - 23:36)
Украинская тема сейчас- что болото... Страшно даже подходить.  Два шага пройдёшь-на третьем увязнешь... О скольких изменено представление, со сколькими невозможно,да и не хочется говорить...
Знаю только одно: очень легко любой народ сделать сумасшедшим. Примеров в истории- тьма. Достаточно идеи, да вовремя подброшенной  искры. И вот костер горит, сметая на пути остатки всего, что строилось годами, что охранялось совестью, скреплялось пониманием...
Никто не хочет вспоминать историю. Мы стали людьми-однодневками, кичливыми, несомневающимися, ставящими превыше всего своё лишь мнение. Человечество перестало быть сапиенсом. Это всё так печально, что слов нет. 
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 23.08.2014 - 00:22)
Ренаточка, согласна с каждым Вашим словом. Война на Украине и отношения с нами кажутся страшным сном, тем, что не может быть. Мне жаль каждое разрушаемое здание, там и так бедно, а уж напуганные старики и дети... А погибшие! А кругом летушко - жить бы да радоваться.
B.O. аватар
B.O. (Сб, 23.08.2014 - 12:44)

Светлая лошадка написал(а):

... допускаю, что в чём-то заблуждаюсь. Из речей моих украинских оппонентов взяла ещё самое безобидное, костерят они нас, будто сами безгрешны...

Я не о заблуждениях и не в порядке критики, просто не хотелось еще и здесь о грустном. А в то, что костерят, верю. Им ведь третий десяток лет мозги промывают. Вскоре после провозглашения "незалежности" пришлось вывезти на Урал памятник Николаю Кузнецову отдавшему жизнь борьбе с фашизмом. Памятник был на Холме Славы во Львове. Поставили взамен памятник гитлеровскому сообщнику Бандере - уже тогда было ясно, куда ветер дует! Вот и надуло!

B.O. аватар
B.O. (Сб, 23.08.2014 - 12:47)
ps Не садитесь в незнакомую машину с двумя неизвестными мужиками в чужом городе! Вероятно, это и не такси вовсе, а бомбилы.
Dr. Айбозон аватар
Dr. Айбозон (Сб, 23.08.2014 - 13:37)
рассказ прочитал с интересом, но комментирвать не собирался. Но по прочтении уже имеющихся комментов собрался написать и я. Ломброзо - да, его утверждения спорны - но видимо по большей части достоверны. Преступные гены наследуются, и это факт, подтверждённый на практике не один раз, и никакаие внешние социальные воздействия часто не в силах их изменить. А что касается Украины, то мне кажется, что по этому вопросу ломается черсчур много копей. А чем собственно эта войнушка отличается от сотен грязных и кровавых войн на планете в других местах? Лично мне никого не жалко, ни одну из воюющих сторон, ведь по части ,,зомбирования,, мы тоже недалеко ушли от украинцев. Как во времена третьего рейха толпа неистово кричала ,,хайль,,; как сейчас на Украине в неистовстве прыгают толпы на площади ,,Кто не скачет-тот москаль,, - так и у нас 88 процентов! (вдумайтесь) - безоговорочно и полностью верит пропаганде, льющейся потоком из ТВ и самозабвенно ликует ,,Ура, Крым наш,, Такое впечатление, что ДУМАТЬ самостоятельно наш народ отучился полностью и годится только на безоговорочный ,,одобрямс,, времён владычества КПСС (читай ,,Единая Россия,,). Грустно это всё, причём грусть о нашей стране, а на Украину и прочих бывших соседей как то и не хочется заморачиваться. Вроде капитализм давно на дворе, и каждый сам за себя. А вот нашу страну жалко.
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 23.08.2014 - 16:09)

B.O. написал(а):

 

Светлая лошадка написал(а):

... допускаю, что в чём-то заблуждаюсь. Из речей моих украинских оппонентов взяла ещё самое безобидное, костерят они нас, будто сами безгрешны...

Я не о заблуждениях и не в порядке критики, просто не хотелось еще и здесь о грустном. А в то, что костерят, верю. Им ведь третий десяток лет мозги промывают. Вскоре после провозглашения "незалежности" пришлось вывезти на Урал памятник Николаю Кузнецову отдавшему жизнь борьбе с фашизмом. Памятник был на Холме Славы во Львове. Поставили взамен памятник гитлеровскому сообщнику Бандере - уже тогда было ясно, куда ветер дует! Вот и надуло!



Да я поняла, что грустно. Мне тоже. Жаль, в начале антирусского движения на Украине не нашлось наших активных защитников. Теперь многие локти кусают наверняка.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 23.08.2014 - 17:00)

B.O. написал(а):

ps Не садитесь в незнакомую машину с двумя неизвестными мужиками в чужом городе! Вероятно, это и не такси вовсе, а бомбилы.

B.O. написал(а):

ps Не садитесь в незнакомую машину с двумя неизвестными мужиками в чужом городе! Вероятно, это и не такси вовсе, а бомбилы.


Сроду не садилась, а тут всё так быстро. Только села, тогда увидела, что уже есть человек за рулём. и сразу дверь захлопнули. Может, предположили бы, что богата, подчистую бы ограбили. О худшем и думать боюсь.

B.O. аватар
B.O. (Сб, 23.08.2014 - 16:14)

Dr. Похабыч написал(а):

 Лично мне никого не жалко 

Не стоит рекламировать свою человеконенавистническую позицию.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 23.08.2014 - 16:17)

Dr. Похабыч написал(а):

рассказ прочитал с интересом, но комментирвать не собирался. Но по прочтении уже имеющихся комментов собрался написать и я. Ломброзо - да, его утверждения спорны - но видимо по большей части достоверны. Преступные гены наследуются, и это факт, подтверждённый на практике не один раз, и никакаие внешние социальные воздействия часто не в силах их изменить. А что касается Украины, то мне кажется, что по этому вопросу ломается черсчур много копей. А чем собственно эта войнушка отличается от сотен грязных и кровавых войн на планете в других местах? Лично мне никого не жалко, ни одну из воюющих сторон, ведь по части ,,зомбирования,, мы тоже недалеко ушли от украинцев. Как во времена третьего рейха толпа неистово кричала ,,хайль,,; как сейчас на Украине в неистовстве прыгают толпы на площади ,,Кто не скачет-тот москаль,, - так и у нас 88 процентов! (вдумайтесь) - безоговорочно и полностью верит пропаганде, льющейся потоком из ТВ и самозабвенно ликует ,,Ура, Крым наш,, Такое впечатление, что ДУМАТЬ самостоятельно наш народ отучился полностью и годится только на безоговорочный ,,одобрямс,, времён владычества КПСС (читай ,,Единая Россия,,). Грустно это всё, причём грусть о нашей стране, а на Украину и прочих бывших соседей как то и не хочется заморачиваться. Вроде капитализм давно на дворе, и каждый сам за себя. А вот нашу страну жалко.


Юрий, за прочитали "с интересом" спасибо. Знаю, Верона, она же Веронушка (заключение с экскурсами в сторону Украины)какой Вы строгий судья.
Думала, Вы космополит, а тут "нашу страну жалко", прям порадовали. Я-то патриотка, но жалко всех.
Насчёт пропаганды... каждому про себя кажется, что он шибко умный, а другие под влиянием. Ой ли?

Usman 56 аватар
Usman 56 (Сб, 23.08.2014 - 16:23)
Лена, все прочитал с удовольствием, поскольку написано, как всегда талантливо, с душой. И хотя по содержанию впечатления разные, от абсолютного согласия с тобой, например, насчет депутатов и Макаревича, через замирание души, про таксистов, до полного непонимания, оно тебе надо было с этой открыткой суетиться?! Про Украину. Странно было бы удивляться тому, что профессионально посаженная и постоянно, заботливо ухоженная яблоня, вдруг дала весьма неплохой урожай! Во всяком случае, указание об изучении славного героического пути дивизии Галичина, Украинской Национальной Армиии -УНА (правда, до этого она всегда называлась Диви́зия СС «Галичина́») было включено в планы политработников украинской армии еще в1990 году и с тех пор из них не изымалось. А про братскую любовь славян между собой, конечно много можно говорить, но вот из Дарвина, который Чарльз: «внутривидовая борьба это борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточенная и особенно упорная…»
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 23.08.2014 - 17:40)

Usman 56 написал(а):

Лена, все прочитал с удовольствием, поскольку написано, как всегда талантливо, с душой. И хотя по содержанию впечатления разные, от абсолютного согласия с тобой, например, насчет депутатов и Макаревича, через замирание души, про таксистов, до полного непонимания, оно тебе надо было с этой открыткой суетиться?! Про Украину. Странно было бы удивляться тому, что профессионально посаженная и постоянно, заботливо ухоженная яблоня, вдруг дала весьма неплохой урожай! Во всяком случае, указание об изучении славного героического пути дивизии Галичина, Украинской Национальной Армиии -УНА (правда, до этого она всегда называлась Диви́зия СС «Галичина́») было включено в планы политработников украинской армии еще в1990 году и с тех пор из них не изымалось. А про братскую любовь славян между собой, конечно много можно говорить, но вот из Дарвина, который Чарльз: «внутривидовая борьба это борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточенная и особенно упорная…»



Миша, спасибо за комментарий. Согласна с тобой насчёт Галичины. Нас в детской библиотеке (конец 80-х, Львовщина) было пять библиотекарей. Три жиночки мисцевых, заведующая с восточной Украины и я, затятая москалька. Дружнее коллектива в моей жизни не было, праздновали вместе и свадьбы, и Пасху, и Первомай. Помню, в те годы чуть ли не через день сына в начальных классах по городку искала по три часа, чтобы привести к себе на работу, а коллеги за меня принимали читателей и сочувствовали, что Лена шукае-нервуется - знов дитя убежало. Ни слова упрёка! Коллеги намного старше, они застали те события. У заведующей муж был местный, красавец, и она говорила, что он бы никогда на мне, уроженке восточной Украины, не женился, а пришёл с войны, вся семья бандеровцами уничтожена, включая грудную сестрёнку, и он, мол, своих возненавидел. Однако и НКВД-шники, по рассказам, свирепствовали, не разбирая правых и виноватых, это тоже помнилось. К чему так подробно? Да было это незадолго до самостийности, раны уже затягивались, и если бы "не  посадили ту яблоню", всё бы простилось. Что самое странное, повернулось так, что русские всем стали плохи. Это ж какмим надо быть агрономом!
Братская любовь славян... Нелюбовь шла и идёт не от русских. Мы зачастую как Иванушка дурачок из сказок, и вот... не делай добра, и не будет зла.
А открытка... Начнёшь что-то и хочешь довести до конца, хотя оно того не стоило, теперь знаю.

Маргарита Пьянова аватар
Маргарита Пьянова (Сб, 23.08.2014 - 20:05)
Все последние месяцы как маньячка читаю "Эхо Москвы" и эл. газету "Взгляд" (для сопоставления мнений). И там и там - Украина. Не могу сейчас о красотах в путешествиях. Верона, она же Веронушка (заключение с экскурсами в сторону Украины)Ведь  из Луганска (Ворошиловграда) приезжала к нам в гости институтская подруга мамы, а в прекрасный Донецк мы ездили за колбасой и маслом в советские времена. Верона, она же Веронушка (заключение с экскурсами в сторону Украины)
А в приграничном Матвеево-Кургане (откуда была родом моя мама) до сих пор живут родственники. Ненавижу любые войны! Народ в них просто - биомасса, которая никому не нужна. "Сохрани и помилуй!"
Лена, простите, но прочитала только про Украину. Скорее бы этот кошмар закончился! В конца мая была в прекрасном турецком Мармарисе, но даже писать ничего об этом не хочется. Какое-то душевное отупение настало. Только Юго-Восток на уме... А про Верону вашу запомню. Отпустит, прочитаю.
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 25.08.2014 - 14:59)

BUCH написал(а):

Все последние месяцы как маньячка читаю "Эхо Москвы" и эл. газету "Взгляд" (для сопоставления мнений). И там и там - Украина. Не могу сейчас о красотах в путешествиях. Верона, она же Веронушка (заключение с экскурсами в сторону Украины)Ведь  из Луганска (Ворошиловграда) приезжала к нам в гости институтская подруга мамы, а в прекрасный Донецк мы ездили за колбасой и маслом в советские времена. Верона, она же Веронушка (заключение с экскурсами в сторону Украины)
А в приграничном Матвеево-Кургане (откуда была родом моя мама) до сих пор живут родственники. Ненавижу любые войны! Народ в них просто - биомасса, которая никому не нужна. "Сохрани и помилуй!"
Лена, простите, но прочитала только про Украину. Скорее бы этот кошмар закончился! В конца мая была в прекрасном турецком Мармарисе, но даже писать ничего об этом не хочется. Какое-то душевное отупение настало. Только Юго-Восток на уме... А про Верону вашу запомню. Отпустит, прочитаю.



Рита, очень Вас понимаю - когда связан знакомством или более того с жителями Украины, воспринимается всё больнее, да Ростов и рядом. И всё же. У каждого свой крест, своя судьба, свои драгоценные годы, а может, и месяцы-недели жизни. Можешь, помоги посильно страждущим-заблудшим, хотя бы и словом, но нельзя забывать себя. Никому нельзя отдавать себя полностью, разве что собственным детям, и то до поры, до времени. Что улучшится от депрессий и разочарований? Кому польза? Мне некоторые знакомые украинцы в глаза говорят: ничего, скоро и до вас дойдёт война, ради вас (России) всё и затевалось. Не дождётесь, отвечаю со смехом. Что, к  энергии ненависти добавлять сейчас не менее пагубной энергии уныния? А Земля и стоит (крутится, как надо), пока есть веселье, оптимизм, молитвы, уравновешивающие зло.  А там, глядишь, и перетянут. Надеюсь, понимаете меня, это не потеха над горем, это самосохранение.

Маргарита Пьянова аватар
Маргарита Пьянова (Сб, 23.08.2014 - 22:40)
Лена, спасибо за такой подробный коммент! Верона, она же Веронушка (заключение с экскурсами в сторону Украины) Я ведь оптимист по натуре, и жизнь продолжается... Просто написала, что охладела пока к чтению и написанию о путешествиях. А Бога благодарю, бывают такие моменты... Благодарное сердце ценю и сама стараюсь такой быть.
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 23.08.2014 - 23:02)
Рита, зашла, чтобы удалить часть своего коммента, а то, думаю, заладила, как пономарь... зарекаюсь говорить на темы религии, а вот не получается... Раз уже есть Ваш ответ, удалила чуть меньше, чем хотела.
  Верона, она же Веронушка (заключение с экскурсами в сторону Украины)А я думала, приуныли Вы. Хорошо, что оптимист, тогда чего хотя бы свой Мармарис обижаете? Изменился?
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...