Незабываемый отдых

Аланья. Махмутлар, август 2001
Итак – все экзамены позади. Надо отдохнуть. на семейном совете решаем отправиться в Турцию. Хочется погреться, поплавать в море, увидеть новую страну. Мама Юлиной подруги, узнав о наших планах, попросила захватить с собой и дочку. Итак, надо было подобрать отель, который мог бы принять нас впятером и ... как говорится, лучше вчера... Дополнительные требования – бассейн, море и тишина... Устали все – девочки мечтали забыть все и спокойно отдохнуть... Нам предложили Аланью, отель «Лила», два номера – двухместный для Юли и ее подруги и с каким-то странным названием для нас с Олей. Всё, что мы поняли о втором номере, что он довольно просторный – около 40 метров. Порыскав по Инету, докапываюсь, что на самом деле до Аланьи минут 15 на маршрутке, а местечко называется Махмутлар. От названия повеяло чем-то знакомым... Несколько дней мучилась... Лазила по разным сайтам... Ну откуда?.. И все-таки вспомнила... Где-то в старших классах попалась мне в руки книжка со странным названием «Чалыкушу - птичка певчая». Я зачиталась историей турецкой девушки, про жизнь в Турции начала ХХ века. Махмутлар – это название деревушки, в которой работала учительницей Чалыкушу. Мне так захотелось посмотреть на места, описанные в книге, увидеть своими глазами жизнь людей, живущих по совсем иным законам. Я стала заучивать турецкие слова, самые простые – чтобы можно было поздороваться, поблагодарить. Удалось найти и небольшой справочник по Турции с достаточно объемным разговорником. Анталия поразила достаточно большим аэропортом. Почему-то казалось, что будет нечто из фильма «Мимино», а нас встретил длинными змеями очередей вполне современный аэропорт. Визы получены, рассмотрены, мы успели нагуляться по залу, а багажа все не было. Наконец, на ленте транспортера поехали чемоданы, среди которых мы отыскали свои. Теперь на площадь, где должны стоять палаточки с туроператорами. За стеклянными дверями на нас навалилась жара. Казалось, что мы вошли в парилку. Солнце не грело – оно яростно набросилось на нас, стараясь мгновенно изжарить. Пытаемся идти в тени палаток, ищем свое название - находим, показываем ваучер, отдаем квиточки трансфера и идем к автобусу. В автобусе открыты окна и двери – но сравнительно прохладно: работает кондиционер. Жить можно. Мы все едем в Аланью. Наконец, трогаемся в путь. Шоссе украшено низенькими редкими кустиками с цветами, вокруг – степь... Едем. Едем. Едем. Молодой гид-турок бойко говорит по-русски, иногда коверкая слова, - знакомит нас с программами экскурсий, рассказывает о стране, сыплет анекдотами. Все это весьма мило, не раздражает. Люди потихоньку начинают улыбаться, задают вопросы... Останавливаемся на заправке – туалет, вода... Можно выпить кофе, купить сувениры... И снова дорога... Белек... Сиде... Ничего не говорящие названия на указателях, которые я пытаюсь читать... Наконец, шоссе выходит к морю. Мелькают отели, пляжи, купающиеся и загорающие... Пляж Клеопатры... Может быть...может быть... Дорога по серпантину поднимается по горушке вверх, петляет, обходит вершину со стороны моря и вдруг перед нами раскрывается панорама города. Красная приземистая башня над городом... дома на склонах... Со времен Чалыкуши здесь многое изменилось... Где сакли, прилепленные к горным отвесам? Где турки в фесках, шальварах?.. Где женщины в платках?... Чаршаф?... или как его там... Мы проезжаем по главной улице, обычной курортный пейзаж – дома, магазинчики, лавки, заполоняющие сувенирами даже тротуары... Кто-то выходит радостный... Выезжаем за город. Шоссе идет вдоль моря, но вокруг опять голая степь. Мелькают странные дома – на первом этаже явно живут люди, а над ними – неоконченная стройка... Уход от налогов... – поясняет наш гид. Останавливаемся у стены, за которой несколько жалких кустиков, маленькие пальмы, между ними – белые статуи (похоже на Зевса или ...). Девушка с ужасом смотрит на эту картину... Море – через дорогу... Вокруг пустырь... Ей явно не нравится, она ждала чего-то другого... Гид, балагуря, помогает ей выйти из автобуса, рассказывает, какой это хороший отель... что обязательно вернется на обратном пути – проверит, чтобы ее ОЧЕНЬ хорошо устроили... Девушка выглядит менее растеряно – уходит к отелю за турецким юношей, уже подхватившим ее чемодан. Мы – почти самые последние... Автобус подходит к развилке, читаю «Махмутлар» и мы сворачиваем от моря налево... доезжаем до перекрестка – направо... тащимся мимо каких-то строек... несколько домов с двух сторон улицы... автобусная остановка.. и вот она – «Лила». Однако, от моря далековато – мелькает неприятная мысль... Выходим. Прощаемся с гидом до вечера. У отеля нас встречает большой плакат на русском языке, с трудом разбираем – проносить еду в отель строго запрещается... Интересно.. Нас уже ждут... Смотрят слегка настороженно... Молодой парень и девушка в строгом европейском костюме. Мерхаба, - говорю я, улыбаясь как Фернандель... Одно слово – а у парня улыбка до ушей... К сожалению, все, что я могу еще, - это сказать «спасибо» и «до свидания»... Переходим на английский – девушка говорит вполне нормально, чтобы нас заселить и объяснить, и про завтраки, и про ужины. Получаем ключи. Поднимаемся на лифте – мы на одном этаже, как я и просила. Наш номер – прямо у лестницы и лифта. Это единственная дверь, не считая прохода на лоджию... Ничего не понимаем... – а где же номер для Юли и Полины?.. Девчонки выглядывают на лоджию – оказывается, это не просто лоджия, а своеобразный коридор, в который выходят двери номеров. Открываем дверь в свой номер. Маленькая прихожая – три двери... Справа – туалет с душом. Очень приятно, даже узенькое окошко под потолком. Дверь рядом ведет в маленькую комнату – кровать, тумбочка с телефоном, кресло – и дверь на небольшой балкончик с видом на дома прямо, море справа и горы слева. Последняя дверь выводит нас в просторную комнату с двуспальной кроватью с двумя тумбочками по бокам, шкафом, туалетным столиком и маленьким столиком между двумя креслами. Здесь балкон побольше. Выхожу – горы справа, море слева за чередой балконов. Стена изломана и прикрывает балконы номеров от взглядов соседей... С одного балкона высовывается голова – Юля машет мне рукой... Нам нравится. В тот же вечер сидим в холле и рассматриваем красочные проспекты... Экскурсий много... все интересные... Но время... и деньги... Гид смотрит на моих девочек... - Вот если попробовать со скидкой... Была не была!.. Представим, что Оле – 6 лет, а Юле – 12... С Полиной сложнее... Но нас и это вполне устраивает... Набираем туры – Памуккале, Анталия, обзорная по Аланье, аквапарк... Расстаемся довольные друг другом... И начинается наш отдых. До моря оказалось не так и далеко. А, может, так показалось, потому что больно красивая дорога вела к нашему пляжу – мощенная большими плитами широкая тропа между двумя отелями утопала в цветах. И пляж не разочаровал – пусть зонтики и лежаки были не слишком новыми, но зато абсолютно бесплатно... Да и небольшой бар на берегу выглядел чистеньким и приятным. Перед шоссе небольшой магазин с обилием фруктов, с другой стороны – смешная надпись с паровозиком и единственно знакомым словом – Али. Оказалось, что это – что-то типа кафе, хозяина которого мы и стали называть между собой Али. Пусть выглядело все это непрезентабельно – кухня скорее напоминала снаружи гараж..., но готовили здесь очень вкусно, быстро и за возмутительно низкие цены...Особенно запомнились куриные бедрышки и картошка-фри. Помню один смешной случай. Полина попросила фруктовый салат. Али сказал – хорошо. Полина решила уточнить, какие фрукты у них есть. Али, глядя задумчиво вдаль, перечислил. Полина спросила что-то дополнительно – все так же глядя вдаль, Али подтвердил – да, и это есть... В общем – он просто сбегал к магазинчику напротив и купил то, что захотелось Полине... вымыл, нарезал – и подал. В отеле с каждым днем к нам относились все лучше и лучше. Он, действительно, был небольшим, из русских в тот момент жили только мы. В основном, были немцы, с которыми мы практически не пересекались. Завтраки были достаточно однообразны – кофе, молоко, чай, мюсли, пару сортов сыра, пара сортов колбасы, мед, варенье, йогурт, немного сладкой выпечки, арбузы и дыни. Яйца вкрутую и, реже, омлет, но ... весьма своеобразный... На ужин было много овощей – кабачки, баклажаны, картошка, мясо, рыба, больше сладкого. Напитки были платно. У бассейна всегда работал бар с напитками, мороженым. Немцы у бассейна практически не бывали – чаще все здесь работало только для нас. Правда поначалу, мы чаще бывали втроем – девчонки в какой-то момент даже стали меня пугать своим сном. А спалит они – по-моему, они постоянно спали... Выгнать на завтрак было практически невозможно... На море они укладывались на шезлонгах под зонтиками – и засыпали... Юлька даже умудрялась спать на экскурсиях – присядет и засыпает... Так продолжалось всю первую неделю. Потом, похоже, они немного выспались и стали проявлять интерес к окружающему миру... Но... недолго музыка играла – мы успели покататься в Аланию на маршрутках /у них такое трогательно-нежное название...кажется, долмуши...если мне не изменяет склероз.../ – ужасно переполненных... Даже нашли там шикарное кафе-мороженое, побывали в крепости. Еще успели пару раз дойти до центра Махмутлара. Достаточно было бы и одного... Но второй раз ходили дополнительно менять деньги – там на почте оказался очень хороший курс. В этот второй поход в одном из современных домов напротив автобусной остановки девчонки обнаружили Интернет – кафе... И все... Мы их потеряли... Стоило уезжать в Турцию, чтобы часами просиживать за компом, общаясь с друзьями... Мы съездили в Хлопковый рай – смешную белую гору, по которой бродят толпы туристов... Хорошо еще, что наш гид убедил нас взять тур с ночевкой... Во-первых, мы поняли, чем отличаются в Турции отели три и четыре звезды... В Памуккале мы объелись на ужин и на завтрак... Впервые я увидела такие горы восточных сластей и другой жрачки. Здесь вино и вода на ужин были бесплатны. В номерах была добротная мебель, стояли бары и телевизоры. Но главное – огромный бассейн для плавания и цепочка бассейнов с грязями. Естественно – грех было всем этим не воспользоваться.... Аквапарк тогда еще был совсем новеньким и очень неплохим. И был намного интереснее финского в Хельсинки... Больше сравнивать тогда нам было не с чем... Главное, что запомнилось – это люди. Буквально расцветающие от турецких слов, превратившие торг в увлекательную игру. Поначалу мне было стыдно торговаться... Но ребята в отеле объяснили – что это своеобразный ритуал.. Скучно торговать изо дня в день... доставь продавцу радость... Дай ему заломить цену... сбрось ее ниже некуда ... И получите оба радость от этой игры.... Лучше всего это поняла Оля. Она так виртуозно торговалась... Турки улыбались, смеялись, говорили кучу комплиментов... Временами Алик останавливал торг... Оля говорила – можно сбросить еще... А Алик – это будет уже некрасиво... Они этим живут... К концу и я стала получать удовольствие от торгов – если торгуешься, понимая, что это всего лишь игра – становится очень весело и тебе, и продавцу. Мы пили чай из стеклянных чашечек, мы болтали на непонятной смеси языков, мы расставались друзьями. Мы как то заикнулись нашему бармену, что хотели бы прокатиться вглубь страны, но... страшновато... И он предложил нам прекрасный вариант – он за рулем, а мы едем с ним. Мы рискнули – и он отвез нас к горной реке, туда, где стоят столики прямо посередине потока, и официант идет с подносом прямо по воде. Вода оказалась жутко холодно – до столиков мы тоже добирались вброд. Зато как здорово было сидеть там – можно было опустить пальцы в ледяную воду, можно было даже поплавать в небольших запрудах. А какая там была вкусная рыба... и помидоры – только что сорванные с кустов... и виноград... Потом мы еще один раз ездили по побережью – побывали в парке развлечений. Я постреляла в турецком тире, девчонки покатались – совершенно одни – на всяких каруселях. Такое чувство, что парк работал только ради нас. Было уже темно – и было страшно, когда девочки крутились на каких-то тросиках в темноте. В последний вечер нам устроили прекрасный прощальный ужин у бассейна. За это время уже были известны наши музыкальные и гастрономические пристрастия. А на следующее утро к автобусу нас вышли провожать и ребята с рецепшн, и бармены. Мы приезжали в Махмутлар через три года – уже сами, на арендованной машине. Там многое изменилось. Нет того серпантина у Алании – есть туннель, прямо выводящий к городу. Сам Махмутлар сильно разросся, превратился из тихой деревни в небольшой курортный городок. Когда мы подъехали к нашему отелю, стало понятно, почему я не смогла перед отъездом найти его в Инете. Похоже, у отеля сменилось не только название, но и хозяева... С тех пор многое изменилось и в Турции. А мне хочется помнить ее такой, какой она была в мой первый приезд... Гостеприимной, щедрой, теплой и уютной. Очень красивой. Цветущей. Тешекюр эдерим...Медаль
Тэги: Турция ,
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пнд, 01.10.2007 - 20:20)
К сожалению, тогда еще не было цифры... Фотки отсканировала. Качество... оставляет желать лучшего... Но, повторюсь... - лучше так, чем ничего... :D
Irma (Пнд, 01.10.2007 - 20:26)
:D :D забавно..так же вот и мои друзья..переваривают свои эмоции от релакса.. :hmm:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пнд, 01.10.2007 - 20:55)
Все мы... одной крови :taunt:
Irma (Пнд, 01.10.2007 - 22:32)
:rofl: :D верно! :D я как-то раз так и назвала свой опус..про всех нас... :rofl:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Втр, 02.10.2007 - 08:19)
Сплагиатила... :taunt: :rofl: Если серьезно - очень тогда все пришлось кстати. И тихое место - звучит, может быть и неправдоподобно - вроде бы дома вокруг на фотках. Но этих домов - не больше десятка и не выше семиэтажей - практически не было слышно. Были в непосредственной близости два отеля, образовывавшие типа разорванного полукруга в сторону моря. К нам шум, благодаря такой конструкции не доходил. Была такая тишина, что отчетливо доносилось петушиное пение и мычание коров со стороны гор - но в самый раз по громкости, т.е. умиляя, но не раздражая. Наш бассейн был со стороны торца, в этом же торце под козырьком был бар - музыка шла в сторон бассейна, но не мешала отдыхать всем остальным. Плюс правильная конструкция балконов - каждый оказывался в своей нишке - полное ощущение уединнености. В общем, и девочки в этой тишине смогли отоспаться после поступления по полной. Очень красивые места - самый лучший релакс :nyam: А там эти пара сотен метров до пляжа - все в цветах. Розы всех оттенков и крупности и форм. Про другие - названий не знаю, но садовник явно поэт - так все подобранно. И пустынная набережная - широкий будущий бульвар. Под солнцем - жарко, маленькие кустики и пальмы тени еще не давали... Но на закате... Панорама моря с опускающимся со стороны Алании солнцем. Фонарики. Оля на своем самокате (в тот год получила на день рождения) отрывалась - асфальт хороший, народу нет, сбивать некого... В общем веселила нас своими колесиками - они при движении начинали мерцать красео-сине-желто-зелеными сполохами. И возможность смены обстановки, есть что посмотреть. Свой первый амфитеатр вживую я увидела именно тогда. И тихое Интернет-кафе через дорогу - девчонки бегали туда одни. И было не страшно. И люди. То ли они чувствовали, что я их всех люблю и уважаю, что они мне интересны - Чалыкушу... - но они были такими ... Мне не хватает слов, чтобы описать в какой неге я там себя ощущала.... Когда тебя окружает любовь.... - не в смысле..., а в смысле - что находишься среди добрых друзей, которым доставляет радость доставлять радость тебе. И никаких чаевых! Я тогда даже не задумывалась, что что-то надо оставлять горничным или еще где-то. Конечно, в кафе мы занимались округлением - но к этому приучили нас наши... Спрашивать можно о том, что знаешь - а если с этим никогда не сталкивался?.. В Чалыкушу ни слова про чаевые не помню... И гид наш, никак не могу вспомнить его имя..., он с нами носился как с родными. Сделал скидки на девочек, округлили сумму в меньшую сторону - и все за спасибо... Я понимаю, что он все равно заработал, но легко мог заработать и намного больше... Та страна подарила мне такой отдых - я вернулась ожившая, с массой впечатлений, а главное - с таким чувством благодарности и любви к стране и людям, что еще дважды туда возвращалась (это рекорд, Финляндии - не в счет, это настолько свое..., а Турция - это экзотика, на которую меня обычно хватает только на один раз).
АлМиРа (Втр, 02.10.2007 - 08:37)
Пока писала комментарий - пытаясь подобрать такие слова (ну почему я не Пушкин!), чтобы донести все свои чувства - у меня появился Вовчик :P Спасибо за медальку :nyam:
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Втр, 02.10.2007 - 09:27)
АлМиРа, вы так сумели все свои ощущения выразить! Я словно сама там побывала! Рада, что вы получили такие радостные эмоции!! :D
Pretty аватар
Pretty (Втр, 02.10.2007 - 10:19)
Ой, как всё же приятно читать приятные истории от хороших людей. :D
Os-a (Втр, 02.10.2007 - 10:21)
а у нас дома была книжка про Чалыкушу, и сериал имею в записи. А деревня почему-то помнится как Зейнилер :taunt: Хороший такой лирический турецкий сериал, и актеры очень достойные... Пожалуй, это было первое знакомство с Турцией для всего бывшего СССР. Махмутлар же ассоциируются с рахат-лукукумом и бричмулой... Помните песенку? А насчет жизни в отеле - у нас тоже в Турции было что-то похожее. Вышли провожать всей толпой, и гид у автобуса так удивилась :ouch: Много чего еще можно вспомнить... Медаль заслуженная :wink:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Втр, 02.10.2007 - 10:50)
Оооооо!!! Кто-то еще читал :taunt: Правда, сейчас зачем-то перевели - Королек... Мне показалось - так ... пОшло... :!: Чалыкушу нравилось больше... Такое щемящее прозвище... А Махмутлар там упоминался - она в эту деревню назначение получала, а ее в последний момент упекли в другую дыру... Или как-то проезжала через нее... У меня, все, что давно - очень хорошо и крепко в голове записано :taunt: ... а вот то, что недавно... :???: Зато с книгами очень удобно - можно спокойно перечитывать Устинову или Маринину - я сюжет через год практически не помню... :rofl:
Спасибо всем за добрые слова. :D и за комплименты.. :man_in_love:
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Втр, 02.10.2007 - 11:36)
АлМиРа, с Устиновой - аналогично :taunt: :rofl:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Втр, 02.10.2007 - 13:28)
А ведь главное - так нравится :nyam: А все равно... все снесено могучим ураганом :taunt:
Os-a (Втр, 02.10.2007 - 13:57)
с Марининой - аналогичнее не бывает , у мамы полное собрание - приедешь на пару дней домой, и есь куда нос сунуть - как будто впервые вижу :pilot:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Втр, 02.10.2007 - 14:24)
В общем, то ли книжки не те... :-| , то ли ... не будем о грустном.. :taunt:
Irma (Втр, 02.10.2007 - 18:47)
:D :D вот и мои друзья в восторге именно от этого- ощущение того, что вокруг именно те, кому приятно делать тебе праздник!... да ничего там не меняется, просто на самом деле на курортах уже складывается определенная диаспора с тем поведением, которое мы от нее ждем и мы же и заслуживаем, а чуть поодаль- абсолютно милые и доброжелательные турки, умиляющие своей любовью к детям, своим отношением к работе, к матери... :D :D
АлМиРа аватар
АлМиРа (Втр, 02.10.2007 - 20:07)
Такое же ощущение. Когда заезжаешь вглубь материка - просто удивительно, насколько они добрые, чистые, наивные в своем желании удружить. Они не знают языков - все по разговорнику. Я чаще тыкала в написанное по-турецки (потому что, когда произносила - не всегда понимали, в лучшем случае - улыбались). Особенно запомнился дом у Аларахана - фото есть в следующем рассказе. Мы долго не могли найти съезд с шоссе - не было указателя... Потом рискнули, долго ехали по какой-то пустыне. Наконец, появилось жилье. Женщина нас усадила за стол - а мы только спрашивали дорогу... Напоила, чем-то угостила... Потом отправила с нами провожатым то ли сына, то ли внука - он нас до этой скалы-крепости и довел. Никогда бы издали не догадалась, что это не просто гора...
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Ср, 03.10.2007 - 06:22)
Меня, горожанку, то же самое поражает в нашей российской глубинке. Все такие душевные, бескорыстные. Накормят, напоят, приютят, проводят куда-надо :P В Колывани вообще местный житель весь день гидом у нас был, по горам водил, по достопримечательностям. И с таким воодушевлением рассказывал о любимом крае.... Ничего от нас брать не стал, как ни уговаривали, а сам меду подарил :D А в туристических зонах все уже не так, верно Ирма заметила :(
АлМиРа аватар
АлМиРа (Ср, 03.10.2007 - 06:41)
А тогда мы попали как к людям в глубинку. Мы говорили на атомной смеси - то, что они считали английским :wink: , то, что мы могли изобразить по-турецки с помощью разговорника, какие-то общеизвестные немецкие слова плюс прекрасный русский нашего гида (но он много говорил о достопримечательностях, стараясь обходить все остальное)... При этом они сумели рассказать нам, как в целом там не просто всем живется. В основном раскручивались те, у кого были родственники на заработках в Германии - представляете, кем в Германии работают турки и каковы заработки... При этом они были очень щедры. И не за деньги. Всем, чем смогла отблагодарить, - купила наших сувениров и отправила посылку на адрес отеля. :D
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Ср, 03.10.2007 - 09:02)